Владимир Сологуб, первый заместитель министра финансов Амурской области в своей статье для журнала «Бюджет» рассказывает о ключевых результатах деятельности по цифровизации процессов бюджетного управления региона. В 2024 году Министерство финансов Амурской области признано победителем в номинации «Практики внедрения цифровых технологий в управлении» Первого Всероссийского конкурса «Лучший исполнительный орган государственной (муниципальной) власти России в сфере управленческих инноваций». Область ежегодно входит в число лучших по качеству финансового менеджмента, в том числе за счет постоянного успешного внедрения передовых цифровых технологий.
За последние 15 лет Министерством финансов Амурской области создана централизованная информационная платформа, которая обеспечивает поэтапную цифровизацию бюджетного процесса как регионального, так и местных бюджетов.
Предпосылками решения о централизации автоматизации процессов управления общественными финансами стали проблемы органов местного самоуправления в части компетентной поддержки и администрирования информационных систем, а также в их методологическом сопровождении.
Целями проекта были определены повышение оперативности принятия управленческих решений и снижение расходов на ведение бумажного документооборота при управлении общественными финансами Амурской области и муниципальных образований, расположенных в её границах.
В 2012 году создание централизованной информационной платформы на основе линейки финансовых программных продуктов БФТ-Холдинга позволило органам местного самоуправления использовать региональный опыт организации бюджетного процесса и предоставило все необходимые технические возможности. Вся работа по предоставлению вычислительных ресурсов, включая размещение информационной системы, обеспечение ее отказоустойчивости и информационной безопасности, была доверена специализированному государственному бюджетному учреждению «Центр информационных технологий Амурской области». Это позволило региональному Министерству финансов сосредоточиться исключительно на методологическом обеспечении развития информационных систем.

Рис.1 – Единая цифровая среда управления общественными финансами Амурской области.
Результатом проведенной работы стало подключение к централизованной информационной системе исполнения бюджета 315 муниципальных образований Амурской области. На сегодняшний день система консолидирует 112 муниципальных бюджетов, в ней работает около 6 тысяч пользователей, из которых около 400 являются юридическими лицами. Всего к системе подключено 1 400 учреждений.
Оптимальность такого решения была подтверждена в 2022 году, когда начались процессы импортозамещения во всех сферах автоматизации государственного управления. ИТ-инфраструктура Амурской области оказалась готовой и к этому масштабному вызову: переход на отечественные программные продукты был уже осуществлен, а миграция на отечественное серверное оборудование прошла успешно и безболезненно для конечных пользователей. В результате, помимо решения задачи импортозамещения, была увеличена производительность и упростилось администрирование информационных систем при ужесточении принятых мер по обеспечению информационной безопасности и отказоустойчивости.
Основой развития централизованной информационной платформы стал переход в 2012 году на юридически значимый электронный документооборот, что исключило использование в бумажном виде значительного количества документов: так, например, в электронный вид были переведены платежные поручения, что заметно снизило как трудовые, так и материальные затраты.
Завершил формирование полного информационного комплекса управления общественными финансами региона запуск автоматизации процесса планирования расходов, а также управления государственными и муниципальными закупками, включая перераспределение средств, сэкономленных в ходе конкурсных процедур, на решение актуальных задач развития региона.
Принятые решения позволили формирование, представление, согласование и утверждение всех 18 государственных программ Амурской области осуществлять в программном комплексе «АЦК-Планирование».
Кроме этого, в 2024 году начат плановый перевод муниципальных программ в электронный вид. На сегодняшний день 141 муниципальная программа формируется, используя региональную методологию.
Таким образом, создание интегрированных централизованных информационных систем, разработка единой методологии и обеспечение юридически значимого электронного документооборота позволило Минфину Амурской области:
- исключить из оборота более 50 видов бумажных документов, заменив их на электронные с обеспечением юридической значимости;
- сократить сроки доведения денежных средств до конечных получателей;
- реализовать принцип прозрачности и открытости бюджетного процесса;
- выстроить принципиально иные бизнес-процессы как на «горизонтальном» уровне с участниками и не участниками бюджетного процесса, так и на «вертикальном» уровне межбюджетных отношений.

Рис.2 – Результаты перехода на юридически значимый электронный документооборот.
Правильность стратегического решения по цифровой трансформации бюджетных процессов подтвердила пандемия 2020–2021 годов, когда область уже имела техническую возможность организации удаленной работы сотрудников финансовых органов и учреждений. Перевести работу бюджетной системы области на совершенно новые условия удалось оперативно и успешно.
Развитием централизованной информационной системы стала цифровизация процессов заключения и ведения соглашений на предоставление межбюджетных трансфертов и соглашений о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий и на иные цели, а также соглашений о предоставлении субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам. Так, в 2024 году в системе было заключено 460 соглашений по предоставлению межбюджетных трансфертов на сумму более 14 млрд рублей, 1 580 соглашений с юрлицами на сумму порядка 8,6 млрд рублей и 696 соглашений с государственными и муниципальными учреждениями на сумму около 49,2 млрд рублей.
«К этому времени наши коллеги могли подписывать необходимые документы в электронном виде. В результате проекта развития мы успешно оцифровали данные по межбюджетным трансфертам – от планирования до отчетности. Последними в этом процессе стали бюджетные заявки на изменение ассигнований. Мы стали одними из первых регионов в России, кто внедрил удаленное подписание соглашений, и наш опыт был активно адаптирован для запуска аналогичных инициатив в других субъектах страны».
Сейчас специалисты области в тесном контакте с поставщиками информационных решений и областными центрами компетенций изучают лучшие практики применения искусственного интеллекта в бизнесе и государственном управлении. Выявляемые в результате изучения варианты применения самых современных технологий необходимы для снижения трудоемкости бюджетного процесса, исключения негативного «человеческого фактора» и ускорения деятельности.
«Поскольку весь бюджетный процесс уже оцифрован, следующим шагом станет оптимизация этих процессов с помощью искусственного интеллекта. Например, исключение ручных рутинных операций, дополнительный автоматизированный контроль анализа хода исполнения бюджета и т.д. Дальнейшее развитие системы станет для нас новым этапом эволюционного движения».
Источник: Журнал «Бюджет»