Top.Mail.Ru
План финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год: повышая точность планирования
План финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год: повышая точность планирования

Автор

Альмира Базеева,

Ведущий консультант ДМАиК

Время чтения: 15 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

    

Планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных (автономных) учреждений на 2020 год и плановый период сформированы по новым правилам, установленным Требованиями к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н. Но, несмотря на то, что учреждения уже применяют в своей деятельности «обновленные» Планы, в процессе работы с ними возникают практические вопросы.


Значимость такого документа, как План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) бюджетного или автономного учреждения (далее – План, план ФХД, ПФХД), в первую очередь, обосновывается тем, что ПФХД лежит в основе организации целевого и эффективного использования имеющихся в его распоряжении средств.

Формально ни одна хозяйственная операция в учреждении не может быть оплачена, если в ПФХД не предусмотрен для этого соответствующий и достаточный по объему источник финансового обеспечения.

Несмотря на фактическое наступление 2020 финансового года и утверждение всеми учреждениями Планов ФХД, практическая работа с ними только начата, и даже в сам Приказ № 186Н внесены корректировки, вступившие в силу только с 26.01.2020 года.

Общие ключевые изменения в регламенте и структуре Плана ФХД, которые значительно изменили данный документ, отражены в Таблицах 1 и 2.

В дальнейшем, учитывая значимость документа, внесение дополнительных изменений и уточнений в него более чем ожидаемо.

В процессе работы многим учреждениям придется столкнуться с необходимостью вносить корректировки в уже действующий план ФХД, так как никто не застрахован ни от реорганизации самих учреждений, ни от заключения контрактов, по которым финансовые обязательства учреждение должно нести дольше, чем финансовый период, утвержденный Законом (решением) о бюджете.

Кроме того, выборочный мониторинг уже утвержденных органами-учредителями Требований к составлению и утверждению Планов ФХД (далее-Требования органов-учредителей), размещённых в региональной базах информационных систем, свидетельствует о том, что учредители используют практику закрепления в своих Порядках норм, дословно соответствующих положениям Порядка № 186Н, не уточняя для своих учреждений возможных подходов к обоснованию доходной и расходной части Плана, не устанавливая формы обоснований, тем самым оставляя учреждениям право определиться с формами обоснований и структурой содержащихся данных, что в процессе работы может вызвать сложности. 


НА КАКИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕКОМЕНДУЕМ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ РАБОТЕ С ПЛАНАМИ ФХД В БУДУЩЕМ

1.      Планирование финансово-хозяйственной деятельности ведется одновременно с процессом подготовки бюджета соответствующего уровня. Связь проекта плана ФХД с проектом бюджета проявляется и в том, что в процессе планирования орган-учредитель должен довести до каждого подведомственного учреждения сведения, касающиеся его финансового обеспечения и необходимые для формирования показателей плана (п. 9 Требований № 186н).

К ним относятся:

    • суммы финансирования, рассчитанные по действующим нормативным затратам; 

    • прогнозируемые суммы поступлений от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; 

    • планируемые расходы и потребности, необходимые для выполнения государственного (муниципального) задания и обеспечения жизнедеятельности учреждения; 

    • экономические обоснования потребностей в планируемых доходах и расходах. 

Для подготовки документов и данных, необходимых учреждениям для целях планирования финансово-хозяйственной деятельности, необходимо определиться в первую очередь со сроком, на который разрабатывается ПФХД. Согласно п. 5 Требований № 186н план составляется на финансовый год (если закон (решение) о бюджете утверждается на год) либо финансовый год и плановый период (если закон (решение) о бюджете утверждается на три года). Но теперь можно планировать и на более длительный срок. Tо есть, если у учреждения возникла необходимость принять и исполнить долгосрочные обязательства (например, к ним относятся договоры о строительстве или реконструкции объектов государственной (муниципальной) собственности), показатели плана могут утверждаться на период, превышающий срок действия закона о бюджете, конечно, если такую возможность предусмотрел в своем порядке орган-учредитель. 

Исходя из результатов выборочного мониторинга уже утвержденных Требований к составлению и утверждению ПФХД, данная практика пока широко не распространена. Одной из причин тому является сложность формирования Планов ФХД на сроки, превышающие сроки формирования бюджета, для большинства существующих автоматизированных систем бюджетного планирования. 

Однако, если Учредитель включает в Требования к Порядку ФХД возможность утверждать План на срок, превышающий срок, предусмотренный Законом о бюджете, опираясь на длительность уже принятых учреждением обязательств (как пример - Порядок, утвержденный Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области), то и в разделах Плана и в таблицах-обоснованиях необходимо указать соответствующие данные и обосновать их на весь период, находящийся за пределами планового периода в разрезе годов. 

Данный подход, с одной стороны, увеличивает трудоемкость прогнозирования данных Плана ФХД, в связи с появлением необходимости формирования учреждением обоснований на более длительный срок.Однако данный подход к планированию позволит качественно повысить прозрачность расходной части бюджетов учреждений в целях перспективного планирования учредителем обязательств всей подведомственной сети на более длительные горизонты бюджетирования.


2. Одной из значительных новаций ПФХД является необходимость формирования обоснований не только планируемых расходов, но и доходов учреждения (глава III Требований). 

Требования № 186н предполагают следующие виды доходов, которые теперь необходимо обосновать: 

    • от использования собственности (в том числе доходы в виде арендной платы, платы за сервитут, от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации);
    • от оказания услуг (выполнения работ) (в том числе в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, от оказания медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках обязательного медицинского страхования, а также женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период на основании родового сертификата);
    • в виде штрафов, возмещения ущерба;
    • в виде безвозмездных денежных поступлений (в том числе грантов, пожертвований);
    • в виде целевых субсидий, а также субсидий на осуществление капитальных вложений;
    • от операций с активами (в том числе доходы от реализации неиспользуемого имущества, утиля, невозвратной тары, лома черных и цветных металлов). 


    Расчет расходов теперь осуществляется по видам расходов с учетом норм (п. 23 Требований № 186н):

    ·      трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением услуг (выполнения работ);

    ·      требований, установленных нормативными правовыми (правовыми) актами, в том числе ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, стандартами, порядками и регламентами (паспортами) оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

    Учитывая те требования, на основании которых должны быть тщательнейшим образом спланированы и доходная и расходная части плана, а также в целях экономии времени при возникновении необходимости внесения изменений в обоснования в течении года, повышается роль применения нормативного метода планирования доходов и расходов учреждения.

    Так как в доходной части Планов бюджетных (автономных) учреждений размер субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания обычно занимает значительную их часть, соответственно и расходы, которые несет учреждение в процессе выполнения данного задания также велики, рекомендуем определять расходы на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также расходы на обеспечение жизнедеятельности самих учреждений, лежащие в основе субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, с учетом применения нормативного метода, то есть с учетом всех законодательно закрепленных норм и нормативов.

    3.            Мониторинг уже утвержденных Требований к порядку составления ПФХД показал, что учредители закрепляют в своих Требованиях в полном соответствии Раздел 2 «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ и услуг», закрепленный в Приказе № 186н. Однако, при работе на практике с некоторыми позициями могут быть затруднения. Рекомендуем органам-учредителям рассмотреть рекомендации, закрепленные в Таблице 3, в целях доработки данного раздела в Требованиях. 


    Учитывая уже сложившуюся практику формирования органами-учредителями Требований к ПФХД, в целях оптимизации процесса работы с Планами в течении всего периода их действия, а также в целях обеспечения возможности оперативного внесения корректировок и уточнений, эксперты БФТ рекомендуют:

    1.            Органам-учредителям предусмотреть в Требованиях к составлению и утверждению Планов возможность осуществлять планирование подведомственными учреждениями деятельности на более длительный срок, чем это предусмотрено Законом (решением) о бюджете, если это продиктовано необходимостью принимать и исполнять последними долгосрочные обязательства, выходящие за рамки срока, предусмотренного Законом (решением) о бюджете.

    2.            Органам-учредителям (учреждениям) при определении Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания применять нормативный метод планирования по каждому направлению расходов учреждения в целях повышения мобильности данных и оптимизации процесса внесения корректировок как в доходную, так и в расходную часть Плана ФХД.

    3.            Органам-учредителям принять во внимание рекомендации по оптимизации Раздела 2 «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ и услуг» Приказа № 186Н, если он в полном объеме транслирован в Ваши Требования к составлению и утверждению Планов, в целях более оперативного учета данных отдельно по контрактам (договорам), заключенным с учетом требований Законов N 44-ФЗ и N 223-ФЗ.




Таблица 1. Ключевые изменения в регламенте формирования Плана ФХД 

Ключевые изменения регламента формирования ПФХД

Было

Стало

Обязанности учредителя

Утвердить порядок составления и утверждения плана ФХД

Утвердить порядок составления и утверждения плана ФХД, а помимо этого еще определить:

-сроки и порядок составления проекта плана ФХД;

-сроки и порядок утверждения плана ФХД;

-порядок внесения изменений в план ФХД;

-кому принадлежат полномочия по утверждению плана и внесению в него изменений: учредителю или учреждению

Срок, на который составляют план ФХД

На один финансовый год или на текущий финансовый год и плановый период. Смотря на какой срок утвержден закон или решение о бюджете, к которому принадлежит учреждение

На один финансовый год или на текущий финансовый год и плановый период (смотря на какой срок утвержден закон или решение о бюджете, к которому принадлежит учреждение). Однако учредитель может увеличить период планирования, чтобы отразить принятые учреждением обязательства, срок исполнения которых по условиям договоров (контрактов) превышает три года

Дата, когда составляют проект плана ФХД

Проект плана ФХД составляют на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период)

Устанавливает учредитель

Кто утверждает план ФХД и изменения в него

У автономного учреждения — руководитель учреждения на основании заключения наблюдательного совета. 
У бюджетного учреждения — руководитель, если учредитель не установил иной порядок

У автономного учреждения — руководитель автономного учреждения после того, как проект плана рассмотрит наблюдательный совет. 
У бюджетного учреждения — уполномоченное лицо учреждения, если учредитель не установил иной порядок.

 

Таблица 2. Основные изменения структуры Плана ФХД 

Ключевые изменения структуры ПФХД

Было

Стало

1.СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Состоит из текстовой (описательной) части и пяти таблиц

Состоит только из двух таблиц

2.ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 

Цели деятельности; виды деятельности; перечень услуг, работ, относящихся по уставу к основным видам деятельности; общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества; общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества; иная информация.

Исключена.

Таблица 1  «Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)»

Исключена.

Таблица 2  «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)»

Изменена. Называется Раздел 1 «Поступления и выплаты».

 Таблица 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)»

Изменена. Называется Раздел 2 «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг».

Таблица 3 «Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)»

Исключена.

Таблица 4 «Справочная информация»

Исключена.

3.ОФОРМЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ

Ставят подписи должностные лица, ответственные за содержащиеся в плане ФХД данные: 
– руководитель учреждения или подразделения (уполномоченное им лицо); 
– руководитель финансово-экономической службы учреждения или подразделения или иное уполномоченное руководителем лицо — исполнитель документа

1.Ставят подписи должностные лица, ответственные за содержащиеся в плане ФХД данные: 
– руководитель учреждения или подразделения (уполномоченное им лицо); 
– руководитель финансово-экономической службы учреждения или подразделения или иное уполномоченное руководителем лицо — исполнитель документа. 
2. Ставят гриф согласования документа, в котором указывают: 
– наименование должности лица учредителя, уполномоченного согласовывать план, с подписью и расшифровкой; 
– дату согласования

 

Таблица № 3 «Предложения по оптимизации таблицы ПФХД»

Наименование показателя

Строка

В чем затруднение

Решение

По контрактам (договорам), заключенным до начала текущего фин.г. с учетом требований Законов N 44-ФЗ и

N 223-ФЗ

26300

Нет возможности определить совокупный годовой объем закупок по Закону N 44-ФЗ, если в строке указаны закупки по обоим законам

Выделить строку для контрактов, заключенных по Закону N 44-ФЗ

Итого по контрактам и договорам, планируемым к заключению в соответствующем фин.году согласно Законам

N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, по соответствующему году закупки

26500,

26600

1. Если данные разносить по графам с учетом года оплаты:

- не выполняется условие об отражении данных "по соответствующему году закупки" для выплат по контрактам (договорам), переходящим на другой год;

- могут оказаться несопоставимыми показатели плана ФХД и плана закупок по Закону N 223-ФЗ

Исключить условие об отражении данных по соответствующему году закупки из наименования показателя. В этом случае контрольное соотношение для строки 26500 приобретает следующий вид: сумма строк 26411, 26421, 26430, 26441, 26451.

 

Добавить строку для отражения объема договоров, как в плане закупок

2. Если данные разносить по графам с учетом года заключения контракта (договора):

- может не выполняться контрольное соотношение для планового периода по долгосрочным контрактам (договорам);

- потребуется вручную считать общий объем выплат по Закону N 44-ФЗ или Закону N 223-ФЗ, если в строке 26400 указаны выплаты по обоим законам

Исключить контрольное соотношение для строки 26500 или признать его действующим только для графы текущего финансового года. В этом случае показатели по строке 26610 и последующим строкам будут соответствовать планам закупок на соответствующий год.

 

Ввести отдельные итоговые строки для выплат по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ

 

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями