Понравилась статья? Поделитесь!
![]() |
Планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных (автономных) учреждений на 2020 год и плановый период сформированы по новым правилам, установленным Требованиями к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н. Но, несмотря на то, что учреждения уже применяют в своей деятельности «обновленные» Планы, в процессе работы с ними возникают практические вопросы.
Значимость такого документа, как План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) бюджетного или автономного учреждения (далее – План, план ФХД, ПФХД), в первую очередь, обосновывается тем, что ПФХД лежит в основе организации целевого и эффективного использования имеющихся в его распоряжении средств.
Формально ни одна хозяйственная операция в учреждении не может быть оплачена, если в ПФХД не предусмотрен для этого соответствующий и достаточный по объему источник финансового обеспечения.
Несмотря на фактическое наступление 2020 финансового года и утверждение всеми учреждениями Планов ФХД, практическая работа с ними только начата, и даже в сам Приказ № 186Н внесены корректировки, вступившие в силу только с 26.01.2020 года.
Общие ключевые изменения в регламенте и структуре Плана ФХД, которые значительно изменили данный документ, отражены в Таблицах 1 и 2.
В дальнейшем, учитывая значимость документа, внесение дополнительных изменений и уточнений в него более чем ожидаемо.
В процессе работы многим учреждениям придется столкнуться с необходимостью вносить корректировки в уже действующий план ФХД, так как никто не застрахован ни от реорганизации самих учреждений, ни от заключения контрактов, по которым финансовые обязательства учреждение должно нести дольше, чем финансовый период, утвержденный Законом (решением) о бюджете.
Кроме того, выборочный мониторинг уже утвержденных органами-учредителями Требований к составлению и утверждению Планов ФХД (далее-Требования органов-учредителей), размещённых в региональной базах информационных систем, свидетельствует о том, что учредители используют практику закрепления в своих Порядках норм, дословно соответствующих положениям Порядка № 186Н, не уточняя для своих учреждений возможных подходов к обоснованию доходной и расходной части Плана, не устанавливая формы обоснований, тем самым оставляя учреждениям право определиться с формами обоснований и структурой содержащихся данных, что в процессе работы может вызвать сложности.
НА КАКИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕКОМЕНДУЕМ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ РАБОТЕ С ПЛАНАМИ ФХД В БУДУЩЕМ
1. Планирование финансово-хозяйственной деятельности ведется одновременно с процессом подготовки бюджета соответствующего уровня. Связь проекта плана ФХД с проектом бюджета проявляется и в том, что в процессе планирования орган-учредитель должен довести до каждого подведомственного учреждения сведения, касающиеся его финансового обеспечения и необходимые для формирования показателей плана (п. 9 Требований № 186н).
К ним относятся:
суммы финансирования, рассчитанные по действующим нормативным затратам;
прогнозируемые суммы поступлений от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
планируемые расходы и потребности, необходимые для выполнения государственного (муниципального) задания и обеспечения жизнедеятельности учреждения;
экономические обоснования потребностей в планируемых доходах и расходах.
Расчет расходов теперь осуществляется по видам расходов с учетом норм (п. 23 Требований № 186н):
· трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением услуг (выполнения работ);
· требований, установленных нормативными правовыми (правовыми) актами, в том числе ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, стандартами, порядками и регламентами (паспортами) оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Учитывая те требования, на основании которых должны быть тщательнейшим образом спланированы и доходная и расходная части плана, а также в целях экономии времени при возникновении необходимости внесения изменений в обоснования в течении года, повышается роль применения нормативного метода планирования доходов и расходов учреждения.
Так как в доходной части Планов бюджетных (автономных) учреждений размер субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания обычно занимает значительную их часть, соответственно и расходы, которые несет учреждение в процессе выполнения данного задания также велики, рекомендуем определять расходы на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также расходы на обеспечение жизнедеятельности самих учреждений, лежащие в основе субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, с учетом применения нормативного метода, то есть с учетом всех законодательно закрепленных норм и нормативов.
3. Мониторинг уже утвержденных Требований к порядку составления ПФХД показал, что учредители закрепляют в своих Требованиях в полном соответствии Раздел 2 «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ и услуг», закрепленный в Приказе № 186н. Однако, при работе на практике с некоторыми позициями могут быть затруднения. Рекомендуем органам-учредителям рассмотреть рекомендации, закрепленные в Таблице 3, в целях доработки данного раздела в Требованиях.
Таблица 1. Ключевые изменения в регламенте формирования Плана ФХД
Ключевые изменения регламента формирования ПФХД |
Было |
Стало |
---|---|---|
Обязанности учредителя |
Утвердить порядок составления и утверждения плана ФХД |
Утвердить порядок составления и утверждения плана ФХД, а помимо этого еще определить: -сроки и порядок составления проекта плана ФХД; -сроки и порядок утверждения плана ФХД; -порядок внесения изменений в план ФХД; -кому принадлежат полномочия по утверждению плана и внесению в него изменений: учредителю или учреждению |
Срок, на который составляют план ФХД |
На один финансовый год или на текущий финансовый год и плановый период. Смотря на какой срок утвержден закон или решение о бюджете, к которому принадлежит учреждение |
На один финансовый год или на текущий финансовый год и плановый период (смотря на какой срок утвержден закон или решение о бюджете, к которому принадлежит учреждение). Однако учредитель может увеличить период планирования, чтобы отразить принятые учреждением обязательства, срок исполнения которых по условиям договоров (контрактов) превышает три года |
Дата, когда составляют проект плана ФХД |
Проект плана ФХД составляют на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) |
Устанавливает учредитель |
Кто утверждает план ФХД и изменения в него |
У автономного учреждения — руководитель учреждения на основании заключения наблюдательного совета. |
У автономного учреждения — руководитель автономного учреждения после того, как проект плана рассмотрит наблюдательный совет. |
Таблица 2. Основные изменения структуры Плана ФХД
Ключевые изменения структуры ПФХД |
Было |
Стало |
---|---|---|
1.СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
Состоит из текстовой (описательной) части и пяти таблиц |
Состоит только из двух таблиц |
2.ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
Цели деятельности; виды деятельности; перечень услуг, работ, относящихся по уставу к основным видам деятельности; общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества; общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества; иная информация. |
Исключена. |
Таблица 1 «Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)» |
Исключена. |
|
Таблица 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)» |
Изменена. Называется Раздел 1 «Поступления и выплаты». |
|
Таблица 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)» |
Изменена. Называется Раздел 2 «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг». |
|
Таблица 3 «Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)» |
Исключена. |
|
Таблица 4 «Справочная информация» |
Исключена. |
|
3.ОФОРМЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ |
Ставят подписи должностные лица, ответственные за содержащиеся в плане ФХД данные: |
1.Ставят подписи должностные лица, ответственные за содержащиеся в плане ФХД данные: |
Таблица № 3 «Предложения по оптимизации таблицы ПФХД»
Наименование показателя |
Строка |
В чем затруднение |
Решение |
---|---|---|---|
По контрактам (договорам), заключенным до начала текущего фин.г. с учетом требований Законов N 44-ФЗ и N 223-ФЗ |
26300 |
Нет возможности определить совокупный годовой объем закупок по Закону N 44-ФЗ, если в строке указаны закупки по обоим законам |
Выделить строку для контрактов, заключенных по Закону N 44-ФЗ |
Итого по контрактам и договорам, планируемым к заключению в соответствующем фин.году согласно Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, по соответствующему году закупки |
26500, 26600 |
1. Если данные разносить по графам с учетом года оплаты: - не выполняется условие об отражении данных "по соответствующему году закупки" для выплат по контрактам (договорам), переходящим на другой год; - могут оказаться несопоставимыми показатели плана ФХД и плана закупок по Закону N 223-ФЗ |
Исключить условие об отражении данных по соответствующему году закупки из наименования показателя. В этом случае контрольное соотношение для строки 26500 приобретает следующий вид: сумма строк 26411, 26421, 26430, 26441, 26451.
Добавить строку для отражения объема договоров, как в плане закупок |
2. Если данные разносить по графам с учетом года заключения контракта (договора): - может не выполняться контрольное соотношение для планового периода по долгосрочным контрактам (договорам); - потребуется вручную считать общий объем выплат по Закону N 44-ФЗ или Закону N 223-ФЗ, если в строке 26400 указаны выплаты по обоим законам |
Исключить контрольное соотношение для строки 26500 или признать его действующим только для графы текущего финансового года. В этом случае показатели по строке 26610 и последующим строкам будут соответствовать планам закупок на соответствующий год.
Ввести отдельные итоговые строки для выплат по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ |
Последние статьи автора
О разработке правовых оснований для применения новых конкурентных способов отбора исполнителей услуг
18 февраля 2020
Понравилась статья? Поделитесь!
Никакого спама – 1 письмо 1 раз в неделю!