Понравилась статья? Поделитесь!
В настоящее время, технологии автоматизации процессов и централизованного хранения данных, коснулись абсолютного большинства сфер деятельности государственных органов и учреждений.
Автоматизация в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является одной из непростых, но, тем не менее, актуальных задач.
![]() |
Протоколом заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав №15 от 19 мая 2017 года, Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено проработать вопрос об организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – субъекты профилактики, система профилактики) с использованием технологии «единого окна». Указанный вопрос был рассмотрен на IV Всероссийском совещании по вопросу организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН и ЗП, комиссия), где регионы представили опыт применения новых подходов и эффективных моделей организации взаимодействия органов и учреждений системы профилактики. |
В соответствии с выработанными Минобрнауки по указанному вопросу рекомендациями (письмо Минобрнауки № 07-6936 от 29 ноября 2017 года): «В рамках координации деятельности органов и учреждений системы профилактики по различным направлениям работы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществления мониторинга их деятельности отделам или другим структурным подразделениям в составе исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, созданным в целях обеспечения деятельности комиссий (далее — аппарат комиссий), рекомендуется выступать в роли оператора системы межведомственного взаимодействия с использованием технологии единого окна». |
Указанными рекомендациями Минобрнауки отмечает положительный опыт использования централизованных баз данных в межведомственном взаимодействии в Тюменской области и Ямало-Ненецком автономном округе. Из представленного регионами опыта следует, что в Тюменской области в роли оператора информационной системы выступают органы социальной защиты. В Ямало-Ненецком автономном округе функции оператора информационной системы возложены на аппарат комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав аппарата Губернатора автономного округа, что в целом соответствует рекомендациям Минобрнауки.
Зачем нужна автоматизация в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних?
![]() |
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – федеральный закон № 120-ФЗ) в систему профилактики входят КДН и ЗП, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции). |
Статьей 24 федерального закона № 120-ФЗ в систему профилактики также включены органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, федеральные органы, предусматривающие военную службу, общественные объединения.
Все вышеуказанные органы и учреждения находятся на разных уровнях подчиненности (федеральное, областное, региональное, муниципальное) и при осуществлении своей деятельности руководствуются внутренними регламентами и нормативными правовыми актами.
В системе профилактики, деятельность органов и учреждений (к каким бы структурам они не были отнесены) координируется коллегиальным органом – КДН и ЗП (районные (городские) комиссии и комиссии субъектов Российской Федерации).
В соответствии со статьей 11 федерального закона № 120-ФЗ - «Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по отнесенным к их компетенции в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи вопросам, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Вместе с тем, при осуществлении своей деятельности по исполнению постановлений комиссии, субъектами системы профилактики допускаются недоработки, возникают сложности с реализацией утвержденных комиссией межведомственных планов индивидуальной профилактической работы с семьями и несовершеннолетними (далее - ИПР). В отдельных случаях, мероприятия, утвержденные планами ИПР, реализуются не в полном объеме или не в соответствии с утвержденными сроками, нарушаются сроки и периодичность рассмотрения эффективности ИПР, нарушаются сроки предоставления в КДН и ЗП информации о реализации предусмотренных планом ИПР мероприятий.
Подобные ситуации возникают при недостаточно организованной координации деятельности субъектов профилактики и недостаточной (или несвоевременной) информированности субъектов профилактики о деятельности, проводимой другими участниками ИПР.
Преимущество организации межведомственного взаимодействия и информированности субъектов профилактики посредством автоматизированных информационных систем (далее - АИС), в том числе путем формирования банка данных семей и несовершеннолетних, находящихся на различных видах учета (далее - учетные категории), а так же имеющих признаки социально опасного положения (далее - СОП), по отношению к традиционным методам - «на бумаге», очевидно.
Рассмотрим возможные варианты взаимодействия и получения информации «на бумаге» и через АИС, на примере ситуаций, приведенных в таблице 1.
Таблица 1 «Возможные варианты взаимодействия и получения информации»
Ситуация 1: |
Ситуация 2: |
Ситуация 3: |
|||
Выявлен несовершеннолетний, находящийся в опасной для жизни и здоровья ситуации. |
Получен запрос о предоставлении информации о детях школьного возраста, в отношении которых за последние три года проводилась ИПР, с разбивкой по школам и половой принадлежности. |
Несовершеннолетний, с которым проводится ИПР (состоит на учете в КДН и ЗП) совершил правонарушение. |
|||
Задача: |
Задача: |
Задача: |
|||
Получить сведения о том, состояли ли ранее семья или ребенок на каких либо видах учетов. Какие мероприятия проводились, и какие результаты были получены. |
Подготовить соответствующую информацию |
Предоставить на рассмотрение комиссии материалы о реализованных в рамках ИПР мероприятиях, анализ исполнения субъектами плана ИПР, анализ эффективности ИПР. |
|||
На бумаге: |
Через АИС: |
На бумаге: |
Через АИС: |
На бумаге: |
Через АИС: |
Сделать письменные или устные запросы в органы и учреждения субъектов профилактики |
Войти в региональный банк данных. |
Поднять материалы за три года, о детях, в отношении которых проводилась ИПР. |
Войти в региональный банк данных |
Сделать письменные или устные запросы в органы и учреждения субъектов профилактики |
Войти в региональный банк данных. |
Получить в установленный срок необходимую информацию. |
Проверить по ФИО наличие сведений о семье и ребенке в банке данных, вывести в печать или в файл информацию о проводимых профилактических мероприятиях в готовой печатной форме. |
Выбрать материалы в отношении малолетних правонарушителей и детей, проживающих в семьях СОП школьного возраста |
Применить соответствующие фильтры поиска несовершеннолетних по картотекам, вывести в печать или в файл необходимую информацию в готовых печатных формах. |
Получить в установленный срок необходимую информацию. |
Применить соответствующие фильтры по внесенным в картотеку подростка мероприятиям, вывести в печать или в файл информацию о реализации ИПР в готовых печатных формах, |
Обработать информацию о причинах и типах учетов на которых состояла семья. |
Выбрать (рассортировать и выписать) информацию о принадлежности к образовательному учреждению |
Произвести свод информации о проводимых профилактических мероприятиях |
|||
Произвести свод информации о проводимых профилактических мероприятиях |
Выбрать (рассортировать и выписать) информацию о половой принадлежности |
Произвести разграничение между реализованными и не реализованными мероприятиями. |
|||
Подготовить итоговую информацию в соответствии с поставленной задачей. |
Подготовить итоговую информацию в соответствии с поставленной задачей. |
Произвести анализ исполнения и эффективности ИПР. |
Произвести анализ исполнения и эффективности ИПР. |
||
Использовать в работе. |
Использовать в работе. |
Направить в адрес ведомства, сделавшего запрос. |
Направить в адрес ведомства, сделавшего запрос. |
Предоставить материалы на рассмотрение комиссии. |
Предоставить материалы на рассмотрение комиссии. |
Преимущества при решении поставленных задач |
|||||
На бумаге: |
Через АИС: |
||||
Оперативность получения информации |
|
![]() |
|||
Трудоемкость процессов |
|
![]() |
|||
Человеческий фактор, влияющий на качество информации |
![]() |
![]() |
Таким образом:
- эффективного инструмента межведомственного взаимодействия, объединяющего в себе функционал для реализации всеми ведомствами социальной сферы и иных субъектов профилактики, полномочий, обеспечивающих деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в соответствие с требованиями федерального закона № 120-ФЗ;
- комплекса, позволяющего сконцентрировать информацию о деятельности субъектов профилактики, и сведения о семьях и несовершеннолетних учетных категорий и имеющих признаки СОП в едином хранилище данных;
- информационного ресурса, содержащего в себе полный набор статистической и иной информации о ситуации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в регионе, с доступом к сформированным данным уполномоченных лиц как муниципального, так и регионального уровня, в том числе органов местного самоуправления и исполнительных органов государственной власти.
- фиксация информации о входящих материалах в отношении семей и несовершеннолетних (административные материалы, сообщения, ходатайства), внесение в личные дела информации о совершенных правонарушениях, общественно опасных деяниях и прочее;
- подготовка к заседанию комиссии, формирование материалов по итогам заседания (повестки, протоколы заседания, постановления);
- фиксация информации о принятых комиссией мерах (меры воздействия, постановка на учет, назначение штрафов);
- контроль уплаты штрафов.
Организация взаимодействия участников формирования банка данных.
Для обеспечения эффективной работы по формированию банка данных, в регионе должна быть выстроена определенная схема взаимодействия комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений, позволяющая обеспечить контроль за полнотой и своевременностью внесения в банк данных необходимых сведений, и последующего их использования. Возможная схема, характеризующая взаимодействие участников процесса, приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Схема, характеризующая взаимодействие участников формирования банка данных.
Учитывая структуру взаимодействия участников процесса, для обеспечения эффективной работы по формированию банка данных, необходима разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы координации деятельности участников процесса, определяющей порядок формирования банка данных, порядок межведомственного взаимодействия, оказания технической, методической помощи, осуществления контрольных функций, внесения в банк данных сведений и обеспечения доступа к информации.
Указанные процедуры требуют более детального рассмотрения, и будут изложены в следующем материале.
Продолжение следует.
Во второй части будут рассмотрены вопросы подготовки НПА, методологии внедрения на территории регионов программного комплекса, позволяющего автоматизировать деятельность субъектов профилактики, а также вопросы, касающиеся процессов сопровождения внедренного программного комплекса.
Последние статьи автора
Электронная подпись и машиночитаемая доверенность: 2022 год - особенности переходного периода
13 октября 2020
Понравилась статья? Поделитесь!
Никакого спама – 1 письмо 1 раз в неделю!