Понравилась статья? Поделитесь!
Эффективная модель внедрения и организация работы по формированию и ведению регионального банка данных
Отправной точкой для любого проекта по автоматизации процессов в государственном секторе, является организационно-распорядительный документ, указывающий на необходимость создания или внедрения того или иного программного продукта.
![]() |
Основанием для создания единой системы учета семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (далее - СОП) и автоматизации механизмов межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – субъекты профилактики, система профилактики) посредством автоматизированной информационной системы (далее - АИС) может выступать постановление высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (постановление правительства, администрации субъекта РФ) или распоряжение главы субъекта РФ (распоряжение Губернатора). |
Вышеуказанный документ должен отражать информацию о целях создания регионального банка данных, разграничивать полномочия задействованных во внедрении регионального банка данных структур, уполномочивать комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав субъекта РФ (далее – КДН и ЗП, комиссия) на организацию и обеспечение деятельности по формированию и ведению регионального банка данных, а также содержать рекомендации (указания) для глав муниципальных образований о необходимости провести мероприятия по внедрению регионального банка данных на территориях соответствующих муниципальных образований.
1. Подготовка нормативно-правовой базы
Разработка положения о порядке формирования и ведения банка данных
![]() |
В целях организации эффективного межведомственного взаимодействия субъектов профилактики, разрабатывается и утверждается положение о порядке формирования и ведения регионального банка данных (далее – Положение). |
Положением устанавливаются:
Назначение лиц, ответственных за обеспечение порядка формирования и ведения регионального банка данных на муниципальном и региональном уровнях
![]() |
В целях исполнения требований Положения в части обеспечения порядка формирования и ведения регионального банка данных, на региональном и муниципальном уровнях, производится назначение ответственных лиц. |
В отделе, обеспечивающем деятельность КДН и ЗП субъекта РФ назначается лицо, ответственное за формирование и ведение регионального банка данных в субъекте РФ. Основные задачи ответственного лица, обеспечить:
На муниципальном уровне, из числа специалистов отделов по обеспечению деятельности КДН и ЗП, приказами администраций муниципальных образований назначаются ответственные за обеспечение порядка формирования и ведения регионального банка данных в муниципальном образовании.
Указанные специалисты осуществляют:
В исполнительных органах государственной власти, в органах федеральной власти субъекта РФ, в органах местного самоуправления, назначаются лица, ответственные за обеспечение порядка формирования и ведения регионального банка данных подведомственными учреждениями и осуществляющие контроль за их деятельностью.
В органах и учреждениях субъектов профилактики, назначаются лица, обеспечивающие формирование и ведение регионального банка данных.
Внесение изменений в нормативные правовые акты субъекта РФ
![]() |
В целях исполнения требований Положения, в нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность КДН и ЗП регионального и муниципального уровня, вносятся соответствующие изменения: |
2. Организационно-техническое обеспечение
Отдел, обеспечивающий деятельность КДН и ЗП субъекта РФ:
Исполнительный орган государственной власти в субъекте РФ, обеспечивающий деятельность в сфере цифрового развития и использования информационных технологий, формирования информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним:
3. Выбор технологии хранения баз данных и планирование необходимого количества серверного оборудования
![]() |
Следующими этапами после распределения ролей в организационно-техническом обеспечении являются выбор технологии хранения баз данных и планирование необходимого серверного оборудования. |
На сегодняшний день, возможны несколько моделей организации процесса формирования базы данных регионального банка данных: |
|
|
|
Первый вариант справедлив при работе с большими объемами данных, когда речь идет о крупных регионах, с большим количеством муниципальных образований. Такая технология позволяет использовать в работе сеть серверов для хранения муниципальных баз данных и единый региональный сервер, для формирования сводной, единой базы регионального банка данных.
Второй вариант позволяет вести работу всех муниципалитетов в единой базе данных в режиме онлайн.
Третий вариант, возможен при внедрении регионального банка данных в географически сложных регионах, где удаленные поселения и районные центры находятся территориально в труднодоступных местах. Необходимо принять во внимание, что качественными каналами передачи данных такие поселения обеспечены не всегда. При работе с такими территориями, стоит рассмотреть возможность размещения промежуточных серверов баз данных на территории таких муниципальных образований для формирования муниципальных баз данных, и последующей их репликации с единой, сводной базой данных регионального банка данных.
Оптимальным на сегодняшний день вариантом, является размещение баз данных на централизованном региональном сервере. В случае отсутствия стабильных высокоскоростных каналов связи, в отдельных муниципальных образованиях необходима установка промежуточных, муниципальных серверов баз данных с обеспечением каналов связи между ними и региональным сервером.
4. Выбор программного обеспечения
![]() |
При рассмотрении вариантов приобретения или разработки собственного программного обеспечения для формирования регионального банка данных, необходимо отталкиваться от выбранной архитектуры хранения баз данных. |
При работе всех пользователей на едином региональном сервере банка данных, оптимальным вариантом будет являться АИС, позволяющая подключаться к региональному банку данных через веб-интерфейс, что позволяет отказаться от необходимости установки на компьютерах пользователей дополнительного программного обеспечения (клиентских приложений), и необходимости последующего его обновления и сопровождения.
При выборе схемы с распределенными серверами, при отсутствии на рабочих местах стабильных каналов передачи данных, целесообразно рассмотреть технологии с использованием клиентских приложений, позволяющих работать в режиме офлайн, при потере соединения с серверами баз данных.
5. Установка программного обеспечения, аттестация рабочих мест
![]() |
После выбора технологии хранения баз данных, приобретения либо подготовки для работы в проекте уже существующих серверов, необходимо произвести подготовку для работы с банком данных автоматизированных рабочих мест. |
В соответствии с действующим законодательством, автоматизированные рабочие места на которых производится обработка персональных данных, в обязательном порядке подлежат процедуре «аттестации» для работы с персональными данными, также аттестации подлежит информационная система в целом (комплекс рабочих мест и серверов банка данных).
После аттестации производится настройка автоматизированных рабочих мест и ввод информационной системы в эксплуатацию.
6. Работа по формированию и ведению банка данных
![]() |
На первых этапах внедрения регионального банка первоочередными мероприятиями являются подготовка правовой базы, приобретение или разработка программного обеспечения и организация рабочих мест, в связи с чем, делать упор на максимальную автоматизацию рабочих мест в учреждениях системы профилактики одним потоком нецелесообразно. |
При условиях работы в режиме ограниченного финансирования, после ввода системы в эксплуатацию необходимо произвести регистрацию пользователей, первичное наполнение банка данных сведениями о семьях и несовершеннолетних, выполнить формирование и настройку справочников и т.д. На данном этапе организации рабочих мест в отделах по обеспечению деятельности КДН и ЗП на муниципальном и региональном уровнях будет достаточно.
В последующем рекомендуется ежегодное планирование мероприятий по развитию и поддержке регионального банка данных.
Работы по внедрению и дальнейшему развитию банка данных можно разделить на несколько основные этапов в хронологии реализации:
7. Инструменты для обеспечения порядка формирования банка данных
![]() |
В первую очередь это аналитика участия в формировании банка данных органов и учреждений субъектов системы профилактики. На основании полученных данных можно построить ряд заключений о фактическом участии субъектов в формировании банка данных, определить алгоритм действий на увеличение эффективности формирования банка данных. Такая работа проводится систематически как на уровне муниципалитетов, так и на уровне региона. |
На уровне муниципалитетов, ответственными за обеспечение порядка формирования банка данных проводится работа по организации выборочных сверок внесенных в банк данных сведений с документированными данными, находящимися в распоряжении органов и учреждений, выносятся на рассмотрение районных (городских) комиссий вопросы по исполнению положения о порядке формирования банка данных, проводятся иные мероприятия.
Ответственным за обеспечение порядка формирования банка данных проводятся выездные проверки в муниципальные образования с целью выявления причин и условий, препятствующих обеспечению порядка формирования и ведения банка данных и оказания методической помощи. Производится посещение органов и учреждений муниципальных образований с целью сверки и корректировки данных в формате прямого диалога с непосредственными участниками формирования банка данных, рассматриваются замечания и предложения по модернизации программного комплекса. По результатам проведенных проверок в муниципальные образования направляются замечания и рекомендации по увеличению эффективности проведения работ по формированию банка данных.
8. Заключение
![]() |
В условиях современности, автоматизация процессов и централизованного хранения данных стали не просто удобным инструментом, предназначенным для облегчения человеческого труда, а необходимостью, неотъемлемой частью деятельности. При специфике деятельности субъектов профилактики, возможность оперативно получить необходимую информацию, без необходимости делать запросы на бумаге и дожидаться ответа – неоспоримое преимущество информационных системы. |
Учитывая, что при выявлении признаков, говорящих о том, что ребенок находится в ситуации угрожающей его жизни, здоровью, выявляются признаки психического или физического насилия, время получения оперативной информации о ситуации в семье или о самом ребенке, может значительно повлиять на качество организованных с ним мероприятий.
Такие инструменты, как фиксация хода реализации ИПР в едином хранилище данных, позволяют значительно увеличить эффективность межведомственного взаимодействия, своевременную информированность о принимаемых мерах, и в целом способствует согласованности действий субъектов профилактики, организации эффективной работы с семьями и несовершеннолетними, обеспечивающей комплексное решение проблем социального неблагополучия.
По всем вопросам, связанным с применением описанных механизмов,
Вы можете обращаться к специалистам Компании БФТ:
+7 (495) 784-70-00
Последние статьи автора
Электронная подпись и машиночитаемая доверенность: 2022 год - особенности переходного периода
20 октября 2020
Понравилась статья? Поделитесь!
Никакого спама – 1 письмо 1 раз в неделю!