Тенденции современного мира подталкивают каждую компанию задуматься об оптимизации и автоматизации своих бизнес-процессов. В 2017 году была утверждена глобальная «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», в рамках которой реализуется программа «Цифровая экономика». Одним из мероприятий данной программы является переход на электронное взаимодействие работников и работодателей.
В начале 2020 года вступили в силу первые изменения в законодательство в области цифровизации кадрового дела, в результате которых в российскую действительность вошло такое понятие как электронная трудовая книжка.

|
«Электронная трудовая книжка – это сведения о трудовой деятельности работника, содержащиеся в информационной системе ПФР и формируемые на основе представляемой работодателями информации (ст. 66.1. Трудового Кодекса РФ)»
|
В результате изменений все работодатели обязаны передавать в Пенсионный фонд России электронные сведения о трудовой деятельности сотрудников. Работникам же предоставлено право выбора между традиционной бумажной трудовой книжкой и электронной.
|
 |
Следующим этапом на пути цифровизации кадрового документооборота запланирован перевод в электронный формат всех документов, связанных с работой, в том числе, предполагающих проставление работником своей подписи, что предоставляет возможность получить значительные преимущества для всех участников процесса.
Вместе с тем, внедрение электронного документооборота (далее - ЭДО) в «кадровые» процессы началось немного ранее.
Первые эксперименты Минтруда по внедрению кадрового ЭДО
В 2017 году при Минтруде России стартовал эксперимент по цифровизации кадровых процессов, в рамках которого сформирована рабочая группа по внедрению в законодательство Российской Федерации системы электронного кадрового документооборота.
Участникам эксперимента были определены виды работ с документами для перевода процесса в электронный формат, таких как:

|
- заключение трудовых договоров;
- формирование служебных командировок, отпусков, различных заявлений, а также пакета документов для контролирующих органов власти;
- ведение табеля учета рабочего времени и уведомление работников о начислении заработной платы;
- ознакомление работников с графиком отпусков, с внутрикорпоративными нормативными актами.
|
В результате чего, были проведены тесты технических решений для ведения учета и обмена данными, что способствовало выработке рекомендаций для массового перевода компаний по внедрению электронного кадрового документооборота.
Как присоединиться к эксперименту Минтруда России?
В настоящее время внедрение электронного кадрового документооборота осуществляется в рамках эксперимента, который проводится по инициативе Минтруда России на основании Федерального закона от 24.04.2020 № 122-ФЗ «О проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой».

|
Чтобы принять участие, у работодателя еще есть возможность подать заявление (Приложение № 1 к Положению о порядке проведения эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой, утвержденному приказом Минтруда России от 14 мая 2020 г. N 240н) в Минтруд России до 1 декабря 2020 года, в котором нужно указать наименование и ИНН организации, вид экономической деятельности (согласно коду ОКВЭД), должность, ФИО и подпись руководителя, а также предполагаемая численность работников, которые примут участие в эксперименте.
|
 |
Эксперимент будет идти до 31 марта 2021 года. Но дату старта в своей организации все работодатели определяют самостоятельно.
|
Согласно законопроекту ведение электронных документов, связанных с работой, осуществляется работодателем с использованием собственной локальной информационной системы или электронного сервиса информационно-аналитической системы «Общероссийская база вакансий «Работа в России».
Таким образом, участие в эксперименте будет доступно даже для тех компаний, которые не имеют собственной информационной системы для ведения электронного кадрового документооборота или ведут его на аутсорсинге.
Преимущества использования электронного сервиса на портале «Работа в России»
Для работников и работодателей использование электронного сервиса системы «Работа в России» будет бесплатным.
Кроме того при использовании электронного сервиса на портале «Работа в России» можно будет подписывать документы со стороны работника с помощью простой электронной подписи, поскольку граждане Российской Федерации, которые пользуются порталом, идентифицированы посредством ЕСИА, соответственно работодателям не придется выделять средства на получение электронных подписей.
|
 |
С результатами запуска подсистемы электронного кадрового документооборота (ЭКД) на портале «Работа в России» Вы можете ознакомиться по ссылке.
 |
При использовании своей информационной системы работодателю придется нести расходы по ведению электронных документов, включая расходы по приобретению и использованию электронной подписи работника, самостоятельно.
|
При этом работодатель обязан обеспечить защиту персональных данных работников и иной информации, включая защиту электронных кадровых документов, от неправомерного доступа, блокирования, уничтожения, модифицирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий в отношении такой информации.
Также в обязанности работодателя входит сохранность электронных кадровых документов, в течение сроков, установленных законодательством РФ об архивном деле (Приказ Росархива РФ от 20.12.2019 г. № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения»).
Преимущества перехода на электронный кадровый документооборот
Как уже было отмечено, принять участие в эксперименте может любая компания.
 |
Что дает работодателю участие в эксперименте?
|
- ознакомление и подписание документов работниками, в том числе работающих удаленно;
- сокращение времени на согласование и подписание кадровых документов, а также прозрачность их ведения;
- сокращение времени на сдачу отчетности в органы государственной власти;
- снижение затрат на бумагу и оргтехнику;
- значительное снижение рисков подделки документов с использованием ЭЦП (усиленной сертификатом)
- быстрый поиск любой необходимой документации.
В настоящее время электронный документооборот удобен для всех компаний, работающих дистанционным способом в связи с распространением короновирусной инфекции, а также для компаний с вахтовым методом работы, при наличии обособленных подразделений в разных городах, удаленных от головного офиса. Кроме того, следует учитывать, что при использовании электронных кадровых документов снижен риск их фальсификации.
По всем вопросам, связанным с применением
описанных механизмов, вы можете обращаться
к специалистам Компании БФТ:
question@bftcom.com
+7 (495) 784-70-00