Понравилась статья? Поделитесь!
05 апреля 2021 г. принят Федеральный закон № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), который получил неофициальное название «закон о гаражной амнистии».
Данным законом:
Срок действия «гаражной амнистии» - 5 лет, начиная с 1 сентября 2021 г. |
Введение «гаражной амнистии» направлено на достижение целей, указанных на рисунке 1:
Рисунок 1 - Цели «гаражной амнистии»
Дополнительными источниками доходов регионов и муниципальных образований в результате реализации гражданами механизма упрощенного порядка оформления прав на имущество будут являться:
Налоговые доходы |
Неналоговые доходы |
---|---|
|
Размер арендной платы не может превышать размера земельного налога |
Закон не только устанавливает самостоятельное правовое регулирование, но и вносит изменения в почти два десятка действующих федеральных законов, основные из которых указаны на рисунке 2.
Рисунок 2 – Основные Федеральные законы, в которые внес изменения закон «о гаражной амнистии»
![]() |
По данным Росреестра, принявшего непосредственное участие в разработке Закона, в ЕГРН учтено более 5,6 млн. объектов гаражного назначения, из которых около 1,8 млн. гаражей (37 %) не имеют зарегистрированных прав. И это только по официальным данным. Очевидно, что неучтенных гаражей в стране гораздо больше. Федеральный орган обещает оказать максимальную поддержку регионам и подготовить методические рекомендации в целях повышения эффективности реализации закона о «гаражной амнистии». |
Бесплатное предоставление в собственность граждан земельных участков, на которых расположены гаражи – объекты капитального строительства, осуществляется по заявлениям[2] граждан с приложением документов, подтверждающих владение земельными участками.
Требования к содержанию таких документов установлены Законом.
Субъекты Российской Федерации вправе конкретизировать перечень документов для подтверждения гражданами соответствия земельного участка условиям, предусмотренным Законом.
В частности вместе с заявлениями представляются:
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков (далее – уполномоченные органы) осуществляют следующие действия:
![]() |
Заявление подается в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или с момента подписания договоры аренды на земельный участок |
Какие требования предъявляются к гаражам, являющимся объектами капитального строительства, для реализации «гаражной амнистии»? Ответ на этот вопрос указан на рисунке 3.
Рисунок 3 – Требования к гаражам для реализации закона «о гаражной амнистии»
Уполномоченные органы, должны учесть, что с 1 сентября 2021 г. использование земель или государственных (муниципальных) земельных участков может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае:
возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства.
При этом для использования земельных участков предварительно потребуется подготовка и утверждение муниципальными органами схемы размещения таких объектов в порядке, определенном субъектом Российской Федерации.
Использование земельных участков в этих случаях может быть:
Порядок определения платы устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности находится участок.
Кроме этого, Законом решена еще одна проблема, которая не позволяла раньше многим гражданам поставить на кадастровый учет и/или зарегистрировать права на одноэтажные гаражи со смежными (общими) стенами – теперь такие гаражи признаются зданиями, а не помещениями. Это исключает необходимость предварительно проводить кадастровый учет гаражного бокса, как здания, в котором расположен гараж.
Если сведения о гараже, как о помещении, уже содержатся в ЕГРН, внести соответствующие изменения в вид объекта и его назначение можно на основании заявления лиц, указанных на рисунке 4:
Рисунок 4 – Лица, уполномоченные на подачу заявлений о внесении изменений в ЕГРН в части сведений о виде и назначения гаража
В этом случае здания или сооружения, в которых были расположены такие гаражи, снимаются с государственного кадастрового учета, при условии, что права на эти здания или сооружения не были зарегистрированы в ЕГРН.
В целях повышения эффективности реализации принципов «гаражной амнистии» органы власти вправе осуществлять дополнительные мероприятия, указанные в таблице 1:
Таблица 1. Дополнительные мероприятия органов власти для реализации «гаражной амнистии»
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Городские и сельские поселения, городские и муниципальные округа |
Муниципальные районы |
Субъекты РФ |
---|---|---|---|---|
1. |
Выявление лиц, использующих расположенные в границах соответствующих муниципальных образований гаражи, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН
|
+ |
+ |
|
2. |
Оказание содействия гражданам в приобретении прав на гаражи и на земельные участки под ними
|
+ |
+ |
|
3. |
Установление состава мероприятий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей таблицы и порядка их осуществления
|
|
|
+ |
4. |
Обеспечение выполнения кадастровых работ или комплексных кадастровых работ в отношении гаражей, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, и земельных участков под ними[3]
|
+ |
|
+ |
Нормативно правовыми актами городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя - могут быть установлены особенности предоставления гражданам земельных участков, на которых расположены капитальные гаражи.
По всем вопросам, связанным с комплексным управлением имуществом и активами, вы можете обращаться
к специалистам Компании БФТ:
question@bftcom.com
+7 (495) 784-70-00
[1] Единый государственный реестр недвижимости
[2] В период рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка орган местного самоуправления не вправе принимать решения, предусмотренные пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации
[3] Отсутствие прав на указанные объекты не является препятствием для выполнения кадастровых работ или комплексных кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета указанных объектов на основании документов, подготовленных по результатам таких работ.
Последние статьи автора
12 мая 2021
Понравилась статья? Поделитесь!
Никакого спама – 1 письмо 1 раз в неделю!