Top.Mail.Ru
Гаражная амнистия: новые источники доходов местных бюджетов
Гаражная амнистия: новые источники доходов местных бюджетов

Автор

Вячеслав Соколов,

Заместитель руководителя Управления продуктового развития

Время чтения: 16 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

05 апреля 2021 г. принят Федеральный закон № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), который получил неофициальное название «закон о гаражной амнистии».

Данным законом:

  • устанавливается упрощенный порядок оформления гражданами прав на объекты гаражного назначения и земельные участка под ними;
  • вводится новый термин «строительство гаражей для собственных нужд» вместо термина «индивидуальное гаражное строительство»;
  • понятия «гаражный кооператив», «гаражно-строительный кооператив» и «гаражный потребительский кооператив» признаются равнозначными;
  • объекты, созданные до 1 сентября 2021 г., которые в соответствии с документацией либо сведениями ЕГРН[1] имеют наименование или назначение «гаражный бокс», признаются «гаражами».

Срок действия «гаражной амнистии» - 5 лет, начиная с 1 сентября 2021 г.

Введение «гаражной амнистии» направлено на достижение целей, указанных на рисунке 1:

 

Рисунок 1 - Цели «гаражной амнистии»

Дополнительными источниками доходов регионов и муниципальных образований в результате реализации гражданами механизма упрощенного порядка оформления прав на имущество будут являться:

Налоговые доходы

Неналоговые доходы

  • налог на имущество ФЛ
  • земельный налог

 

  • арендные платежи за земельный участок (в случае предоставления его в аренду по причине ограниченности в обороте)

Размер арендной платы не может превышать размера земельного налога

Закон не только устанавливает самостоятельное правовое регулирование, но и вносит изменения в почти два десятка действующих федеральных законов, основные из которых указаны на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Основные Федеральные законы, в которые внес изменения закон «о гаражной амнистии»

 

По данным Росреестра, принявшего непосредственное участие в разработке Закона, в ЕГРН учтено более 5,6 млн. объектов гаражного назначения, из которых около 1,8 млн. гаражей (37 %) не имеют зарегистрированных прав. И это только по официальным данным. Очевидно, что неучтенных гаражей в стране гораздо больше.

Федеральный орган обещает оказать максимальную поддержку регионам и подготовить методические рекомендации в целях повышения эффективности реализации закона о «гаражной амнистии».

Бесплатное предоставление в собственность граждан земельных участков, на которых расположены гаражи – объекты капитального строительства, осуществляется по заявлениям[2] граждан с приложением документов, подтверждающих владение земельными участками.

Требования к содержанию таких документов установлены Законом.

Субъекты Российской Федерации вправе конкретизировать перечень документов для подтверждения гражданами соответствия земельного участка условиям, предусмотренным Законом.

В частности вместе с заявлениями представляются:

  • схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (если испрашиваемый участок еще не образован и отсутствует проект межевания территории);
  • технический план гаража.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков (далее – уполномоченные органы) осуществляют следующие действия:

  1. Рассматривают заявления граждан и принимают соответствующие решения о:
  • предварительном согласовании предоставления земельного участка;
  • предоставлении земельного участка.
  1. Подают заявление о:
  • государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок (или регистрации договора аренды, если участок ограничен в обороте и предоставлен в аренду);
  • государственном кадастровом учете гаража (если сведения о гараже не внесены в ЕГРН) и государственной регистрации права собственности гражданина на гараж.
Заявление подается в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или с момента подписания договоры аренды на земельный участок
  1. Передают гражданину выписки из ЕГРН на гараж и земельный участок

Какие требования предъявляются к гаражам, являющимся объектами капитального строительства, для реализации «гаражной амнистии»? Ответ на этот вопрос указан на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Требования к гаражам для реализации закона «о гаражной амнистии»

Уполномоченные органы, должны учесть, что с 1 сентября 2021 г. использование земель или государственных (муниципальных) земельных участков может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае:

возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства.

При этом для использования земельных участков предварительно потребуется подготовка и утверждение муниципальными органами схемы размещения таких объектов в порядке, определенном субъектом Российской Федерации.

Использование земельных участков в этих случаях может быть:

  • Бесплатным – для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства;
  • Платным – для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями.

Порядок определения платы устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности находится участок.

Кроме этого, Законом решена еще одна проблема, которая не позволяла раньше многим гражданам поставить на кадастровый учет и/или зарегистрировать права на одноэтажные гаражи со смежными (общими) стенами – теперь такие гаражи признаются зданиями, а не помещениями. Это исключает необходимость предварительно проводить кадастровый учет гаражного бокса, как здания, в котором расположен гараж.

 Если сведения о гараже, как о помещении, уже содержатся в ЕГРН, внести соответствующие изменения в вид объекта и его назначение можно на основании заявления лиц, указанных на рисунке 4:

 

Рисунок 4 – Лица, уполномоченные на подачу заявлений о внесении изменений в ЕГРН в части сведений о виде и назначения гаража

В этом случае здания или сооружения, в которых были расположены такие гаражи, снимаются с государственного кадастрового учета, при условии, что права на эти здания или сооружения не были зарегистрированы в ЕГРН.

В целях повышения эффективности реализации принципов «гаражной амнистии» органы власти вправе осуществлять дополнительные мероприятия, указанные в таблице 1:

Таблица 1. Дополнительные мероприятия органов власти для реализации «гаражной амнистии»

№ п/п

Наименование мероприятия

Городские и сельские поселения, городские и муниципальные округа

Муниципальные районы

Субъекты РФ

1.

Выявление лиц, использующих расположенные в границах соответствующих муниципальных образований гаражи, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН

 

+

+

 

2.

Оказание содействия гражданам в приобретении прав на гаражи и на земельные участки под ними

 

+

+

 

3.

Установление состава мероприятий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей таблицы и порядка их осуществления

 

 

 

+

4.

Обеспечение выполнения кадастровых работ или комплексных кадастровых работ в отношении гаражей, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, и земельных участков под ними[3]

 

+

 

+

Нормативно правовыми актами городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя - могут быть установлены особенности предоставления гражданам земельных участков, на которых расположены капитальные гаражи.

 

По всем вопросам, связанным с комплексным управлением имуществом и активами, вы можете обращаться
к специалистам Компании БФТ:

question@bftcom.com
+7 (495) 784-70-00

 

[1] Единый государственный реестр недвижимости

[2] В период рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка орган местного самоуправления не вправе принимать решения, предусмотренные пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации

[3] Отсутствие прав на указанные объекты не является препятствием для выполнения кадастровых работ или комплексных кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета указанных объектов на основании документов, подготовленных по результатам таких работ.

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями