Предложения по нормированию услуги (работы) «Организация мероприятий» при определении объемов финансирования государственного (муниципального) задания
Время чтения: 8 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Эксперт БФТ Дмитрий Гарин

Сегодня одними из актуальных являются вопросы практического обеспечения единых принципов формирования нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ), широко используемых различными органами исполнительной власти (ОИВ), в том числе вопросы определения и обоснования величины базовых нормативных затрат, а также отраслевых и территориальных коэффициентов. Предложением Компании БФТ по нормированию услуги (работы) «Организация мероприятий» при определении объемов финансирования государственного (муниципального) задания делится ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ, к.э.н. Елена Иванчина.


В рамках реализации мероприятий Правительства Российской Федерации, направленных на повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг (работ), одним из приоритетных направлений, позволяющих обеспечить сохранение (либо снижение темпов роста) расходов бюджетов на их оказание (выполнение), является организация наиболее эффективного финансового планирования в разрезе услуг (работ). В этой связи актуальными являются вопросы практического обеспечения единых принципов формирования нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ), широко используемых различными органами исполнительной власти (ОИВ), в том числе вопросы определения и обоснования величины базовых нормативных затрат, а также отраслевых и территориальных коэффициентов.

НОРМИРОВАНИЕ УСЛУГИ/ РАБОТЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ»: С ЧЕГО НАЧАТЬ?

В соответствии с Базовым (отраслевым) перечнем государственных и муниципальных услуг и работ «Государственные (муниципальные) услуги (работы), осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации и не отнесенные к иным видам деятельности», утвержденным Министерством финансов Российской Федерации*, все региональные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения будут получать с 2017 года субсидию на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (Г(М)З) на услугу или работу «Организация мероприятий»** . Эту услугу (работу) могут оказывать (выполнять) все виды учреждений, подведомственных любому ОИВ. Исходя из содержания услуги (работы) и фактически сложившейся ситуации в регионах России, наиболее массово применять ее в Г(М)З будут ОИВ в сфере культуры и кинематографии, образования.

Ситуация до: До введения федеральных базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ региональные и муниципальные органы власти отражали в своих ведомственных перечнях в качестве государственных (муниципальных) работ деятельность по организации и проведению мероприятий с использованием многообразных формулировок, которые были скорректированы в связи с изменениями законодательства.
Как сейчас: В настоящее время финансирование работ по организации соответствующих мероприятий осуществляется на основании исторически сложившихся расходов. Такая ситуация отсутствия нормирования при формировании субсидии на организацию и проведение мероприятий прослеживается во всех регионах России.

По деятельности «Организация мероприятий» в Базовом перечне Минфина России на прочую деятельность предусмотрена двухуровневая детализация, задающая рамки определения отраслевых корректирующих коэффициентов к базовому нормативу затрат:
  • Содержание услуги / работы «1»:
    • конференции, семинары;
    • выставки;
    • конкурсы, смотры;
    • ярмарки;
    • съезды, конгрессы;
    • переговоры, встречи, совещания;
    • фестивали;
    • народные гуляния, праздники, торжественные мероприятия, памятные даты.
  • Содержание услуги / работы «2»:
    • по месту расположения организации;
    • в Москве и Санкт-Петербурге;
    • в России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга);
    • за рубежом.
Данная детализация актуальна, но ее применение для формирования нормативных расходов требует установления дополнительных требований к услуге / работе «Организация мероприятий» под эту детализацию. А именно необходимо разработать:
  • критерии отнесения видов деятельности, осуществляемой в рамках услуги / работы «Организация мероприятий», к конкретным мероприятиям услуги / работы: конференции, семинары, выставки и т.д.;
  • паспорта конкретных мероприятий, содержащие эти критерии;
  • регламент осуществления мероприятия по каждому виду учреждений (например, выставки, проводимые музеями помимо основных выставок, на которых экспонируется более 50% предметов Музейного фонда Российской Федерации, будут по критериям и регламенту отличаться от выставок, проводимых домами культуры, общеобразовательными школами, библиотеками и школами искусств в рамках услуги / работы «Организация мероприятий» одного региона).
Если оставить финансирование подобных мероприятий по исторически сложившимся расходам и планировать субсидию учреждениям исходя из этого, то можно наблюдать ситуацию, когда удельные затраты на проведение мероприятий будут сильно дифференцированы по учреждениям одного вида, подведомственных одному ОИВ. В первую очередь, это связано с тем, что под мероприятиями в рамках предлагаемой детализации в Базовом перечне Минфина России может пониматься различная по масштабу и характеру деятельность: отсутствует регламентирование и стандартизация деятельности по их проведению (например, состав и масштаб мероприятий по организации праздников).

При высоком разбросе удельных затрат и при отсутствии норм, выраженных в натуральных показателях, установленных стандартом оказания услуги, невозможно использовать ни минимальное (метод наиболее эффективного учреждения), ни усредненное (медианный метод) значение в качестве нормативных расходов на услугу / работу «Организация мероприятий» (данный подход предлагается в качестве вариантов определения нормативных затрат в соответствии с абзацем 2 пункта 8 Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации и не отнесенных к иным видам деятельности, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением***).

В связи с этим, необходимо уже на этапе планирования субсидии на выполнения государственного задания в части «Организации мероприятий» провести нормирование затрат на них, дающее либо обоснование такому разбросу удельных расходов, либо повод обоснованного перераспределения бюджетных средств в условиях определенных норм деятельности, что в свою очередь приведет:
  • к повышению прозрачности финансирования государственных и муниципальных учреждений;
  • росту эффективности бюджетных расходов на финансирование услуги / работы «Организация мероприятий».

НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ?

Работа по планированию деятельности по организации мероприятий подведомственной сетью учреждений традиционно проводится главным распорядителем бюджетных средств в двух основных направлениях:
  • формирование объемных показателей Г(М)З на оказание услуги / выполнение работы «Организация мероприятий» (определение направлений и объемов Г(М)З, например:
    • Г(М)З только на то число выставок, которые приурочены к памятным и знаменательным датам;
    • Г(М)З только на то число фестивалей, которые предусмотрены планами ОИВ;
    • Г(М)З только на то число народных гуляний, которые приурочены к торжественным датам – Новый год и Рождество, 23 Февраля, 8 Марта, Ночь в Музее, День Знаний, День Города и т.п., но не более 10-15 в год; и др.).
  • расчет субсидии в части затрат на оказание услуги (выполнение работы) «Организация мероприятий»:
    • на сегодняшний день планирование объемов субсидии осуществляется исходя из исторически сложившихся затрат;
    • предлагается ввести нормирование отдельных мероприятий с описанием используемых в расчетах норм в типовых паспортах мероприятий, разрабатываемых отдельно для каждого направления деятельности по видам учреждений, подведомственных каждому из ОИВ.
При этом необходимо помнить, что:
  • в случае трактовки деятельности «Организация мероприятий» как услуга, ее «стоимость» (нормативные затраты на услугу) и применяемые отраслевые корректирующие коэффициенты должны быть одинаковыми для всех учреждений, подведомственных одному ОИВ, вне зависимости от их типа и вида;
  • при трактовке в качестве работы, поскольку в Базовом перечне Минфина России на прочую деятельность отсутствует детализация деятельности по «Организации мероприятий» по видам учреждений ее выполняющим, рекомендуется трактовать деятельность «Организация мероприятий» как нормируемую работу в случае выявления объективной разницы ее стоимости между разными видами учреждений.
Кроме того, рекомендуется определять объемные показатели услуги / нормируемой работы только для мероприятий, бесплатных для потребителей, как не являющихся основной деятельностью организации, по которой, например, в отрасли «культура» предусмотрена частичная платность услуг / нормируемых работ для потребителей****.

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТИПОВОЙ ПАСПОРТ МЕРОПРИЯТИЯ?

В зависимости от вида учреждения и его подведомственности необходимо разработать типовые паспорта мероприятий, показатели которых напрямую будут использоваться в качестве натуральных норм при определении нормативных затрат на финансовое обеспечение деятельности учреждений в рамках оказания услуги / выполнения работы «Организация мероприятий» и составлять «стандарт» ее оказания (выполнения)*****.

Паспорта мероприятий могут быть разработаны как на:
  • детализацию услуги / работы из Базового перечня Минфина России на прочую деятельность, тогда деятельность по «Организации мероприятий» может являться как услугой, так и нормируемой работой;
  • так и на дополнительную детализацию к имеющейся в Базовом перечне Минфина России на прочую деятельность, тогда ее удобнее называть нормируемой работой для учета вводимой дополнительной детализации, непротиворечащей федеральному подходу.
В состав типового паспорта мероприятия для закрепления регламента, стандарта оказания услуги (выполнения работы), целесообразно включить следующие пункты:
  • Название мероприятия в соответствии с Базовым перечнем Минфина России на прочую деятельность.
  • Тематическое наименование мероприятия. Эпиграф.
  • Форма мероприятия и условия проведения.
  • Даты, время и место проведения.
  • Целевая аудитория.
  • Состав организаторов мероприятия (число штатных единиц на каждом этапе проведения мероприятия).
  • Длительность этапов мероприятия.
  • Привлеченные специалисты мероприятия.
  • Основная цель мероприятия.
  • Перечень используемого оборудования и технических средств.
  • Перечень декораций, реквизита, атрибутов.
  • Структура мероприятия (план, состав, сценарий).
Основными этапами мероприятия традиционно выделяются следующие из общепринятых:
  • Подготовительный этап:
    • определение темы;
    • составление программ (проекта);
    • формирование целевой аудитории (предварительные встречи, беседы, опросы);
    • реклама (афиша).
  • Основной этап:
    • написание плана (сценария мероприятия);
    • оформление, создание мероприятия;
    • проведение мероприятия.
  • Заключительный этап – отчетность за проведенное мероприятие.
На основании разработанных типовых паспортов мероприятий составляются типовые сметы на финансирование соответствующих мероприятий в случае осуществления деятельности по «Организации мероприятий» как работы, а не услуги.

ПОДХОД КОМПАНИИ БФТ:
  • полностью соответствует требованиям законодательства;
  • учитывает территориальные особенности формирования нормативных затрат;
  • является практическим инструментом реализации мер государственного (муниципального) управления в области бюджетных финансов, направленным на повышение прозрачности и повышения эффективности расходов на финансовое обеспечение выполнения Г(М)З на оказание государственной (муниципальной) услуги (выполнение работы) «Организация мероприятий», являющейся массовой для различных отраслей и государственных (муниципальных) учреждений.
Получить более подробную информацию по подходу Компании БФТ к определению нормативных затрат на организацию мероприятий Вы можете, обратившись в Департамент регионального развития Компании БФТ:

е-mail: bft@bftcom.com
тел./факс: (495)784-70-00

Вы также можете направить все интересующие Вас вопросы Эксперту БФТ:


___________
* - Далее - Базовый перечень Минфина России на прочую деятельность.
** - Стоит отметить, что в утвержденном 20.01.2016 года Базовом (отраслевом) перечне услуг и работ в сфере «Культура, кинематография, архивное дело, туризм» присутствует государственная услуга (работа) «Организация и проведение культурно-массовых мероприятий», оказывать (выполнять) которую могут в соответствии с данным перечнем иные учреждения в сфере культуры, кинематографии, архивного дела, туризма; иные учреждения; Государственная академия наук. Предлагаемый подход по нормированию услуги/работы «Организация мероприятий» применим и для услуги/работы Базового перечня Министерства культуры РФ «Организация и проведение культурно-массовых мероприятий» с учетом другой детализации услуги/работы (одноуровневая детализация): исторические реконструкции, мастер-классы, методические (семинар, конференция), презентации, публичные лекции, ритуалы, творческие встречи, творческие (фестивали, выставки, конкурсы, смотры), культурно-массовые (иные зрелищные мероприятия).
*** - Приказ Минфина России от 1 июля 2015 г. № 104н «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации и не отнесенных к иным видам деятельности, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением» (далее – Общие требования).
**** - В Базовом перечне Минфина РФ на прочую деятельность услуга / работа «Организация мероприятия» определена как полностью бесплатная.
***** - П. 8 Общих требований предусматривает регламентирование работы в соответствии со стандартом оказания услуги (выполнения нормируемой работы).
Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями