Top.Mail.Ru
Тема недели: Установлены особенности исполнения федерального бюджета в 2024 году
/ / Изменения законодательства
Тема недели: Установлены особенности исполнения федерального бюджета в 2024 году

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Обзор законодательства за период с 25 декабря 2023 по 14 января 2024 года




НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


Правительством разработаны и утверждены меры по исполнению федерального бюджета

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2023 № 2369 установлены особенности реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

Документ, в частности, устанавливает предельные сроки принятия решений в части использования бюджетных ассигнований федерального бюджета по отдельным направлениям деятельности. Так, например:

1) не позднее 1 марта 2024 г. (в установленных случаях – не позднее 1 апреля 2024 г.) – должно быть принято решение об использовании бюджетных ассигнований на финобеспечение реализации:

  • федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ);
  • транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;

2) не позднее 1 июня 2024 г. – обеспечено распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов (внесение изменений в распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов) в целях реализации вышеуказанного решения.

Установлено, что в случае отсутствия по состоянию на 1 сентября 2024 г. принятых бюджетных обязательств бюджетные ассигнования, доведенные до главного распорядителя средств федерального бюджета, направляются на увеличение резервного фонда Правительства Российской Федерации.

В этой связи обращаем внимание, что на сайте Минфина России 29 декабря 2023 года опубликован ряд материалов, отражающих новации и особенности исполнения федерального бюджета в 2024 году, в том числе презентации:

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
31.12.2023


Вступил в силу национальный стандарт, унифицирующий расчёт показателей документов стратегического планирования

В соответствии с поручением Председателя Правительства, которое дано по итогам совещания о реализации национальных проектов от 5 декабря 2023 г., Правительству Российской Федерации поручено актуализировать действующие национальные проекты для их реализации в период 2025–2030 годов.

Предложения по актуализации единого плана по достижению национальных целей развития до 2030 года и с перспективой до 2036 года, согласно поручению, должны быть представлены Минэкономразвития России и Минфином России в Правительство в августе 2024 года. При этом должна быть обеспечена увязка показателей национальных целей развития, национальных проектов, стратегических инициатив социально-экономического развития и государственных программ.

В этой связи обращаем внимание, что вступил в силу новый национальный стандарт ГОСТ Р 71136-2023 «Национальные цели развития, национальные проекты (программы) и государственные программы Российской Федерации. Методики расчета показателей. Общие положения и требования к применяемым при расчетах данным» (далее – Стандарт). Документ утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 декабря 2023 года № 1521-ст и распространяется на методики расчета показателей:

  • национальных целей развития,
  • национальных проектов (программ),
  • государственных программ Российской Федерации и их структурных элементов.

Установлено, что Стандарт также может быть использован при разработке методик расчета показателей иных документов стратегического планирования.

Документом предусматривается обязанность разработки (корректировки) методики расчета показателя в цифровом виде в форме электронного документа в государственной информационной системе, определенной соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации.

Стандарт устанавливает общие требования к методикам расчета показателей, включая требования к:

1) разработке методики расчета показателя;
2) изложению и оформлению методики расчета показателя;
3) структурным элементам методики расчета показателя, включая такие структурные элементы как:

  • «Титул методики расчета показателя»;
  • «Общие положения»;
  • «Описание показателя»;
  • «Описание алгоритма и формул расчета показателя»;
  • «Описание используемых для расчета показателя наборов данных».

Как указано в информационном сообщении Росстандарта:

«Утвержденный стандарт стал результатом проведённой по поручению Правительства Российской Федерации совместной работы Росстандарта, Федеральной службы государственной статистики и Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации в целях унификации методик и дальнейшей цифровизации предоставляемых данных. Формирование требований стандарта осуществлялось с привлечением федеральных органов исполнительной власти как будущих непосредственных его пользователей».

Источник публикации:
Центр проектного менеджмента РАНХиГС


Утверждена Концепция совершенствования контрольной (надзорной) деятельности

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 3745-р утверждена Концепция совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года (далее – Концепция).

Документ разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 20.07.2022 № Пр-1269, направлен на формирование единого подхода к дальнейшему совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Российской Федерации и предусматривает:

  • дальнейшее развитие системы управления рисками в рамках проверок;
  • донастройку процедуры досудебного обжалования решений контрольных органов;
  • доработку используемых в контрольной деятельности цифровых сервисов;
  • внедрение новых подходов к профилактике нарушений и др.

Документом утвержден План-график реализации Концепции на период до 2026 года (далее – План), устанавливающий в разрезе конкретных мероприятий:

  • срок исполнения;
  • ответственного исполнителя;
  • ожидаемый результат.

В частности, согласно Плану в срок:

  • 1 июля 2024 года – должно быть завершено заполнение реестра обязательных требований региональными контрольными органами;
  • 12 декабря 2025 года – контрольные (надзорные) органы в рамках осуществления видов и процессов регионального контроля и муниципального контроля должны обеспечить использование информационных систем для внесения данных в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, включая формирование документов (решений, актов, протоколов), их подписание, заполнение данных в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

Исполнительным органам субъектов РФ рекомендовано представлять в Минэкономразвития России информацию о ходе реализации мероприятий Плана ежеквартально:

  • до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
25.12.2023


Скорректированы условия осуществления госзакупок у единственного поставщика

Федеральным законом от 25.12.2023 № 625-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации. В частности:

  • скорректированы нормы, регулирующие закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе предусмотренные ранее в качестве мер поддержки экономической деятельности, включая закупки у единственного поставщика;
  • на 2024 год распространены нормы, согласно которым федеральными законами могут устанавливаться особенности регулирования земельных отношений, а также градостроительной деятельности;
  • на период до 31.12.2025 года продлена возможность использования бумажного носителя для информирования контролируемого лица о совершаемых уполномоченными лицами органов контроля (надзора) действиях и принимаемых решениях.

Предусмотрены и другие изменения, в том числе в части применения особенностей эксплуатации самоходных машин и других видов техники, деятельности акционерных обществ и др.

К настоящему времени утвержден ряд документов Правительства, направленных на реализацию соответствующих изменений, а также опубликованы разъяснения Минфина России по отдельным вопросам.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2023 № 2368 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 339»:

  • на период 2024 года продлено право Правительства Российской Федерации устанавливать дополнительные к предусмотренным ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ случаи закупок у единственного поставщика;
  • закреплено право Правительства Российской Федерации по утверждению перечня ТРУ, в отношении которых на региональном уровне могут быть определены дополнительные случаи осуществления закупок у единственного поставщика, а также порядка их осуществления (заказчик должен заключить контракт с таким поставщиком не позднее 31.12.2024 года);
  • установлена возможность в 2024 году предусматривать иные случаи осуществления закупок у единственного поставщика и устанавливать порядок их осуществления в особом порядке для города федерального значения Москвы.

В связи с вступлением в силу норм, предусмотренных вышеуказанными документами, Минфин России разъяснил вопросы осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика.

В частности, информационным письмом Минфина России от 29.12.2023 № 24-01-10/128563 разъяснено, что поскольку ч. 2 ст. 15 Закона № 46-ФЗ прекратила действие, с 25 декабря 2023 года:

  • не подлежат применению ранее установленные высшими исполнительными органами субъектов РФ документы, предусматривающие дополнительные случаи осуществления закупок для госнужд у единственного поставщика;
  • заказчики субъекта РФ и находящихся на его территории муниципальных образований не вправе осуществлять закупки у единственного поставщика на основании установленных высшим исполнительным органом субъекта РФ случаев и порядков, утвержденных в рамках реализации действующих в 2022-2023 годах норм Закона № 46-ФЗ.

В этой связи обращаем внимание, что 30 декабря 2023 года Президентом утвержден перечень поручений по вопросу определения единственного исполнителя осуществляемой в 2024 году закупки отдельных видов услуг связи.

В частности, Правительству поручено определить единственного исполнителя осуществляемой Минцифры России в 2024 г. закупки услуг связи (срок – 31.01.2024) для:

  • государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы общего образования и среднего профобразования;
  • региональных и территориальных избиркомов.

В числе требований – преимущественное использование отечественного телекоммуникационного оборудования, возможность привлечения единственным исполнителем субподрядчиков и соисполнителей при условии самостоятельного выполнения не менее 10% обязательств по госконтракту.

1. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
25.12.2023

2. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
30.12.2023

3. Источник публикации:
Минфин России / Документы

Дата публикации:
29.12.2023


Опубликованы требования к дополнительным критериям раскрытия информации при составлении годовой бюджетной отчетности

Опубликованы совместные разъяснения Минфина России и Федерального казначейства (письмо от 11.01.2024 № 02-06-06/1031 / 07-04-05/02-255) о дополнительных критериях по раскрытию информации при составлении и представлении финансовыми органами субъектов РФ:

  • годовой бюджетной отчетности за 2023 год;
  • годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений за 2023 год.

Письмо содержит перечень нормативных правовых актов, регулирующих требования к составлению и представлению отчетности, включая документы, регулирующие раскрытие данных в бюджетной (бухгалтерской) отчетности по бюджетной классификации.

В Приложении № 1 к указанному письму приведены соответствующие пояснения в разрезе отдельных форм отчетности, в том числе:

1) при составлении и представлении бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ в части:

  • Баланса исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320);
  • Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117);
  • Сведений об исполнении бюджета (ф. 0503164);
  • Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503369);
  • Сведений о финансовых вложениях (ф. 0503371);
  • Сведений о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190) и др.;

2) при составлении и представлении консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в части:

  • Справки по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
  • Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
  • Сведений об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779);
  • Сводного отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
  • Отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738) и др.

Для сведения информируем, что письмом Минфина России и Федерального казначейства от 11.01.2024 № 02-06-06/950 / 07-04-05/02-253 соответствующие разъяснения доведены до главных администраторов средств федерального бюджета.

1. Источник публикации:
Минфин России / Документы

Дата публикации:
11.01.2024

2. Источник публикации:
Минфин России / Документы

Дата публикации:
11.01.2024


Внесены уточнения в акты, регулирующие корпоративные отношения

В истекшем году в рамках реализации мер, направленных на снижение негативных последствий внешнего воздействия, утверждены отдельные меры по защите компаний в сфере корпоративных отношений. Отдельные из них пролонгированы на период 2024 года, кроме того, внесены другие уточнения и дополнения. Так, в частности, в соответствии с изменениями, которые предусмотрены Федеральным законом от 25.12.2023 № 625-ФЗ:

1) на 2024 год продлены:

а) право выбора заочной формы общего собрания:

  • акционеров (повестка: избрание совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии общества, утверждение годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества и др.);
  • участников ООО (в случае необходимости утверждения годового отчета и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности).

б) возможность выбора акционерами членов совета директоров на срок до третьего годового общего собрания акционеров с момента избрания;

2) до 1 июля 2024 года:

  • совет директоров акционерного общества (далее – АО) сохраняет полномочия до обновления состава, даже если в нем осталось три человека;
  • получать ряд сведений и документов об АО по-прежнему вправе те, кто владеет в совокупности не менее 5% голосующих акций (в т.ч. информация по сделке с заинтересованностью, которую не согласовали; о протоколах заседаний совета директоров; о документах непубличного АО).

Предусмотрены и другие изменения. 

Федеральным законом от 25.12.2023 № 636-ФЗ уточнены особенности регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями, которые установлены Федеральным законом от 04.08.2023 № 470-ФЗ, а также скорректированы отдельные законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие соответствующие вопросы. В числе изменений:

а) введение требования о необходимости одновременного соблюдения условий отнесения субъекта к категории «экономически значимая организация»;

б) расширение перечня вышеуказанных условий, в т.ч. включение таких требований, как:

  • соблюдение величины совокупной стоимости имущества, находящегося в доверительном управлении хозяйственного общества или его дочернего общества, по данным финансовой отчетности за последний завершенный отчетный период (превышает 400 млрд рублей);
  • наличие определенного количества пользователей услуг и сервисов, предоставляемых в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (более двух миллионов человек).

Кроме того, установлены особенности осуществления прав акционера по акциям российской организации, предусмотрены и другие изменения.

 

В этой связи обращаем внимание, что Минцифры России опубликованы Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием (далее – Рекомендации), которые сформированы в целях методического обеспечения порядка разработки и актуализации следующими субъектами (госкомпаниями):

  • госкорпорации, компании с госучастием, организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов РФ, госкомпании, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 № 91-р;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов;
  • другие организации, определенные директивами представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) в рамках исполнения отдельных поручений Правительства.

Рекомендации отражают актуальные подходы к формированию стратегий (программ) цифровой трансформации (далее – стратегия) в текущей ситуации и определяют:

  • структуру и содержание стратегии для представления в Минцифры России;
  • порядок мониторинга ее реализации;
  • формы соответствующей отчетности.

Более детальный обзор изменений, предусмотренных обновленной редакцией рекомендаций, будет отражен в нашем «цифровом» дайджесте, см. здесь.

1. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
25.12.2023

2. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
25.12.2023

3. Источник публикации:
Минцифры России / Документы / Методические рекомендации /

Дата публикации:
12.01.2024

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Предлагается уточнить требования к формированию и ведению перечня источников доходов

Минфином России разработан и вынесен на обсуждение проект приказа «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации» (далее – проект).

Положения проекта направлены на обеспечение соответствия ведомственных актов изменениям, которые были внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2023 № 1519 в Порядок формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации.

В этих целях предлагается скорректировать положения приказов Минфина России:

  • от 09.12.2022 № 187н «Об утверждении Порядка формирования, согласования и включения информации в перечень источников доходов Российской Федерации, структуры уникального номера реестровой записи источника дохода…»;
  • от 15.05.2023 № 69н «Об утверждении Порядка формирования и направления уведомлений по результатам проведения проверок информации, содержащейся в перечне источников доходов Российской Федерации».

Кроме того, ведомством разработан проект приказа Министерства финансов Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов ‎Российской Федерации по вопросам формирования и ведения реестра источников доходов Российской Федерации, реестров источников доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации ‎и реестра источников доходов федерального бюджета» (далее – проект).

Данный проект направлен на обеспечение соответствия актов Минфина России изменениям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2023 № 1519 (обзор соответствующих изменений размещен здесь).

Проектом предусматривается уточнение положений приказов Минфина России:

  • от 23.07.2019 № 115н «О Порядке формирования и ведения реестра источников доходов Российской Федерации»;
  • от 29.12.2018 № 302н «О Порядке формирования и ведения реестров источников доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;
  • и от 29.12.2018 № 303н «О Порядке формирования и ведения реестра источников доходов федерального бюджета».

Установленная дата окончания общественного обсуждения вышеуказанных проектов – 12 января 2024 года.

1. Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
29.12.2023

2. Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
29.12.2023

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями