Тема месяца: Стандартизированы требования к ведению цифрового документооборота
Время чтения: 6 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Обзор новаций в сфере цифровизации за март 2025 года (на 31.03.2025)


  

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ЗНАЧИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В IТ-ОТРАСЛИ

 

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


Результаты цифрового развития – в ежегодном отчете Правительства Российской Федерации

Председатель Правительства Российской Федерации 26.03.2025 представил Госдуме ежегодный отчет Правительства, посвященный итогам работы за 2024 год. В рамках отчета в том числе освещены вопросы, характеризующие достигнутые результаты и перспективы в сфере цифровизации, включая внедрение технологий искусственного интеллекта.

Глава Правительства Российской Федерации, в частности, отметил следующее (цитаты):

1) представляя итоги деятельности по достижению технологического суверенитета: 

  • «Для укрепления технологического суверенитета, конечно, необходимо обеспечить и внедрение самых передовых цифровых решений во все сферы экономики. Для этого у нас есть сильная отрасль информационных технологий. За 6 лет она стала одной из самых быстрорастущих в российской экономике, увеличив свой вклад в ВВП почти в 2 раза. В ней задействован практически миллион человек. Создаётся всё больше востребованных программных продуктов. С 2020 года число записей в реестре российского софта, который ведёт продукты, выросло в 5 раз»; 
  • «К концу прошлого года мы перевели в такой [электронный] формат все массовые социально значимые услуги. Я скажу их цифры. 111 федеральных, 95 региональных и муниципальных. Получить их можно через портал государственных услуг, которым ежедневно пользуются миллионы людей. Не думаю, что у кого‑то в мире есть такие продукты»; 

2) отмечая приоритетность реализации национальных проектов в перечне стоящих перед страной задач:

  • «Новым шагом для цифрового развития России станет выполнение национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства». В его рамках сосредоточимся на обеспечении доступности самых передовых решений для людей и для бизнеса, внедрении современной модели управления на основе больших данных».

Кроме того, вопросы, касающиеся цифрового развития, упоминались премьер-министром в ходе ответов на вопросы представителей фракций Госдумы, а также в заключительном слове, в частности, отмечено следующее:

  • «С 30 июня [2025 года] предусмотрено формирование цифрового профиля с уникальным идентификатором, который в будущем заменит в том числе и бумажный патент» [речь идет о цифровизации миграционных процессов, соответствующий инструмент призван в том числе упростить учет иностранных граждан, работающих в стране]; 
  • «У нас утверждена Концепция государственной системы противодействия преступлениям, которые совершаются с помощью цифровых технологий...

Мы создаём специальную платформу. Она позволит оперативно выявлять и блокировать подозрительные номера, сайты, предложения, счета. Это будет «одно окно» для взаимодействия госорганов, банков и правоохранительных органов»; 

  • «Стратегия Российской Федерации – быть среди лидеров в развитии искусственного интеллекта в мире... развитие высоких технологий – это основа нашей работы»; 
  • «По мировой гонке, искусственному интеллекту. Я скажу, что это важнейшее направление. Что такое искусственный интеллект? Это алгоритм, способный к самообучению на основе данных, которые он потребляет. Конечно, элементы, связанные с его обучением, с технологиями его создания, с чипами, которые нужны, с программами, с сетками нейронными – это всё элементы борьбы за технологическое лидерство, за лидерство в мире». 

Полный текст доклада премьер-министра, включая ответы на вопросы депутатов, размещены на сайте Правительства Российской Федерации, см. здесь.

Источник публикации:
Правительство Российской Федерации / Новости

Дата публикации:
26.03.2025


Утверждён новый механизм управления IT-расходами федерального бюджета

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2025 № 332 внесены изменения в отдельные акты Правительства Российской Федерации, которые регулируют процессы управления ИТ-расходами, финансируемыми за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Напомним, что разработка данных поправок осуществлялась в рамках формирования Минцифры России новой системы управления цифровой трансформацией, запланированной к внедрению в текущем году. В качестве единого инструмента для принятия решений о выделении и перераспределении средств федерального бюджета на цифровую трансформацию рассматривается реестр ИT-расходов.

Наиболее существенные изменения внесены в постановление Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 № 1646 «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами» (далее – Постановление № 1646), которое дополнено новым Положением, устанавливающим порядок формирования и ведения реестра ИТ-расходов на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и вывод из эксплуатации:

  • информационных систем, в том числе государственных и муниципальных информационных систем,
  • компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, информационно-телекоммуникационных сетей, программных и программно-технических комплексов, иных видов информационных технологий, а также отдельных программ для ЭВМ и оборудования,

финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

При этом под ИТ-расходами понимается комплекс мероприятий, включающих расходы на закупку ТРУ, оказание услуг в сфере ИКТ, предоставление субсидий (грантов в форме субсидий) на выполнение работ и оказание услуг, включая предоставлений субсидий на осуществление капитальных вложений в создание, развитие, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ГИС.

Формирование и ведение реестра ИТ-расходов будет осуществляться с использованием федеральной государственной информационной системы координации информатизации (отв. – Минцифры России).

Корректировки также внесены в Положение о ведомственных программах цифровой трансформации, которое утверждено Постановлением № 1646, в том числе уточнены:

  • определения таких понятий как «проект программы», «программа»;
  • нормы, регулирующие ответственность руководителей цифровой трансформации государственных органов. Сравнительная редакция соответствующих положений приведена в таблице:

П. 5 раздела I Положения о ведомственных программах цифровой трансформации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 № 1646

Было

Стало (в ред. ПП РФ № 332)

«5. Ответственные руководители цифровой трансформации государственных органов несут ответственность за полноту, достоверность и актуальность представляемых сведений и информации, а также за соблюдение порядка и сроков их представления, определенных в настоящем Положении»

«5. Ответственные руководители цифровой трансформации государственных органов несут ответственность за полноту, достоверность и актуальность представляемых сведений и информации, соблюдение порядка и сроков их представления, определенных в настоящем Положении, в том числе разработку, согласование проектов программ, утверждение и реализацию программ (консолидированных программ), а также достижение всех предусмотренных утвержденными программами значений показателей результативности цифровой трансформации»

Изменены и дополнены полномочия соответствующих участников, урегулированы полномочия соответствующей подкомиссии, скорректированы процессы разработки, согласования и утверждения соответствующих программ.

В частности, документом предусмотрен новый алгоритм утверждения ИТ-расходов:

1) подготовка проекта графика формирования реестра IT-расходов, согласование его с Минфином и представление его на рассмотрение и утверждение в подкомиссию (отв. – Минцифры России при участии центра компетенций по экспертной оценке IT-расходов);

2) проверка представляемого для включения в реестр IT-расходов технико-экономического обоснования расходов ИТ-активов на предмет соблюдения установленных требований (отв. – Минцифры России);

3) формирование Минцифры России сведений об IT-активах, в том числе с выделением сведений об активах:

  • по которым ранее не осуществлялись IT-расходы;
  • IT-активов, расходы на развитие которых составляют более 100 миллионов рублей в год;
  • IT-активов, расходы на эксплуатацию которых в год составляют более 20% совокупных расходов на их создание и развитие;

и направление проекта перечня ИТ-активов в подкомиссию;

4) рассмотрение подкомиссией предложений Минцифры России и утверждение графика формирования реестра ИТ-расходов на очередной финансовый год и плановый период (не позднее 1 апреля текущего финансового года).

Корреспондирующие поправки внесены в:

  • Положение о национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2013 № 62);
  • требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации (утв. ПП РФ от 06.07.2015 № 676);
  • Положение о федеральной государственной информационной системе координации информатизации (ПП РФ от 14.11.2015 № 1235);
  • Положение о Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (ПП РФ от 07.09.2018 № 1065).

Установлено, что ведение реестра IT-расходов осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы координации информатизации (ФГИС КИ). При этом определено, что информационное взаимодействие ФГИС КИ с системой «Электронный бюджет» в части реализации новаций, осуществляется при наличии технической возможности (до реализации соответствующих функций указанных государственных информационных систем). Доступ уполномоченных сотрудников Минфина России и ГРБС в необходимых случаях будет обеспечиваться Минцифры России.

Кроме того, скорректированы нормы постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2024 № 900 «О порядке учета ИТ-активов, используемых для осуществления деятельности по цифровой трансформации системы государственного (муниципального) управления», в том числе:

  • определение понятия «субъекты учета» изложено в новой редакции;
  • скорректированы полномочия субъектов учета.

Новации вступили в силу 21 марта текущего года.

В этой связи напомним, что в феврале текущего года внесены изменения в Правила предоставления из бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2023 № 1780. Одним из ключевых изменений является установление требования о необходимости согласования принимаемых решений о предоставлении субсидии из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета с органами власти, курирующим «цифровое» развитие, а именно с Минцифры России, в отношении субсидий, предоставляемых из федерального бюджета в целях реализации мероприятий, касающихся ИТ (подробности см. здесь). 

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
21.03.2025


Расширен перечень услуг, предоставляемых МФЦ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2025 № 322 дополнен перечень услуг, предоставление которых может быть организовано на уровне многофункционального центра (МФЦ) (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376).

Согласно документу на базе МФЦ может быть организовано на безвозмездной основе предоставление услуги по:

  • приему заявлений на выдачу квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей, создание и использование которых осуществляется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме,
  • вручению указанных сертификатов с осуществлением идентификации заявителя при его личном присутствии.

Таким образом, МФЦ получили право принимать заявления граждан на выдачу сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи в мобильном приложении «Госключ».

Документ вступил в силу 27 марта текущего года.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
19.03.2025


Усовершенствован порядок рассмотрения обращений граждан в ФОИВ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2025 № 346 внесены изменения в Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (далее – Типовой регламент), который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 452.

Положения Типового регламента дополнены нормами, регламентирующими порядок работы с электронными обращениями, в том числе:

  • в новой редакции изложены нормы, касающиеся применения инструментов, используемых для электронного взаимодействия;
  • определен порядок использования ФОИВ платформы обратной связи единого портала для получения и обработки обращений, направляемых с ее использованием, и направления ответов на такие обращения;
  • уточнен перечень оснований для отказа в рассмотрении обращения в форме электронного документа.

В частности, исключена возможность рассмотрения обращений заявителей, представленных в электронном виде, без идентификации и (или) аутентификации граждан (ранее регулировалось только для письменных обращений). В частности, установлено, что ответ на обращение теперь не дается в случае, если:

  • в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • в обращении, поступившем в форме электронного документа, не указана фамилия гражданина, направившего обращение.

Предусмотрены и другие изменения.

Новации применяются с 30 марта текущего года.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
24.03.2025


Расширены полномочия Роскомнадзора

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2025 № 380 внесены изменения в акты, регулирующие полномочия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

В соответствии с корректировками, внесенными в Положение о службе, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Роскомнадзор наделен полномочиями по ведению следующих реестров (перечней):

  • реестр нарушителей прав субъектов персональных данных;
  • реестр новостных сайтов, информационных систем, программ для ЭВМ, где может распространяться реклама, с аудиторией более 1 млн пользователей;
  • реестр сайтов, информационных систем, программ для ЭВМ с аудиовизуальными произведениями, доступ к которым предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы, с аудиторией более 100 тыс. российских пользователей;
  • реестр сайтов, информационных систем, программ для ЭВМ для размещения объявлений с аудиторией более 100 тыс. российских пользователей;
  • перечень персональных страниц с аудиторией более 10 тыс. пользователей или сайтов для создания персональных страниц с аудиторией более 500 тыс. пользователей в сутки, где может распространяться реклама.

Кроме того, служба наделена правом по принятию мотивированного решения о признании сайта копией заблокированного сайта, а также направлению владельцу данного сайта соответствующего уведомления.

Аналогичные полномочия Минцифры России утрачивают силу, соответствующие поправки внесены в постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 418.

Новации вступили в силу с 27 марта текущего года.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
27.03.2025


Принято решение о проведении нового эксперимента по повышению уровня защищенности ГИС ФОИВ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2025 № 372 установлены условия проведения нового эксперимента по повышению уровня защищенности государственных информационных систем федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, который планируется провести в период с 1 апреля 2025 года по 31 декабря 2027 года (предыдущий эксперимент аналогичной направленности завершился в декабре 2024 года).

Минцифы России уполномочено:

  • обеспечить реализацию работ, проводимых в рамках эксперимента, а также их мониторинг;
  • в 3-месячный срок со дня окончания эксперимента представить в Правительство Российской Федерации доклад о ходе проведения эксперимента (совместно с ФСБ России и ФСТЭК России).

В рамках эксперимента запланировано ежегодно осуществлять независимую оценку защищённости не менее 43 ключевых значимых государственных ресурсов (публичных федеральных сервисов и ГИС, содержащих значительные объёмы персональных данных). Перечень ГИС, в отношении которых проводится эксперимент, будет утверждаться решением президиума правительственной комиссии по цифровому развитию.

Предусмотрено проведение оценки уровня защищенности, выявление уязвимостей, разработка и проведение мероприятий по их устранению.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
27.03.2025


Установлен перечень субъектов, имеющих доступ к сведениям системы «Электронный бюджет»

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2025 № 641-р утвержден перечень органов государственной власти и организаций, которым предоставляется доступ к информации, содержащейся в ГИИС УОФ «Электронный бюджет».

В перечень включены, в том числе:

  • Минобороны России;
  • Минпромторг России;
  • ФАС России;
  • ФНС России;
  • Росфинмониторинг;
  • ФСВТС России;
  • Госкорпорация «Ростех».

Документ разработан в целях реализации норм Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Доступ к соответствующей информации осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Нормы вступают в силу 1 апреля текущего года.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
20.03.2025


Утверждены новые методики расчета показателей нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства»

В открытом доступе опубликованы приказы Минцифры России, устанавливающие обновленные методики расчета показателей национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства».

Так:

  • приказом Минцифры России от 20.03.2025 № 172 внесены изменения в приложение № 1 «Методики расчета показателей...» к приказу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 29 ноября 2024 г. № 995 (соответствующее приложение изложено в новой редакции, в том числе скорректированы методики расчета показателей рейтинга региональных руководителей цифровой трансформации, показателя «Доля российского программного обеспечения, используемого в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации федерального проекта «Отечественные решения национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» и др.);
  • приказ Минцифры России от 20.03.2025 № 173 утверждает новую методику расчета показателя «Достижение цифровой зрелости» государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта» госпрограммы «Информационное общество» (приказ Минцифры России от 28.12.2024 № 1210 утрачивает силу).

Актуализированы требования к защите информации в информационных системах с использованием шифрования

Минюст России зарегистрировал приказ ФСБ от 18.03.2025 № 117, который утверждает обновленные Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, иных информационных системах государственных органов, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, с использованием шифровальных (криптографических) средств.

Документ разработан «взамен» приказа ФСБ России от 24.10.2022 № 524 «Об утверждении Требований о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, с использованием шифровальных (криптографических) средств» в целях реализации изменений, которые внесены в закон о защите информации Федеральным законом от 08.08.2024 № № 216-ФЗ. Напомним, что указанным законом расширен перечень ИС, требования о защите информации с использованием средств криптографической защиты информации (СКЗИ) к которым утверждаются ФСБ России (соответствующие требования распространяются теперь не только на ГИС, но и на иные информационные системы государственных органов, государственных унитарных предприятий и государственных учреждений).

В связи с принятием нового документа:

  • уточнена формулировка наименования Требований;
  • расширен перечень установленных случаев защиты информации с использованием СКЗИ, сравнительный анализ соответствующих положений приведен в таблице:

Было
(в ред. приказа от 24.10.2022 № 524)

Стало
(в ред. приказа от 18.03.2025 № 117)

1. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах (далее – ГИС), подлежит защите с использованием шифровальных (криптографических) средств защиты информации (далее – СКЗИ) в случаях, если:

1. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, иных информационных системах государственных органов, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, подлежит защите с использованием шифровальных (криптографических) средств защиты информации (далее – СКЗИ) в случаях, если:

законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрена обязанность по защите информации, содержащейся в ГИС, с использованием СКЗИ;

законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрена обязанность по защите информации, содержащейся в ИС, с использованием СКЗИ;

в ГИС осуществляется передача информации по каналам связи, проходящим за периметром охраняемой территории предприятия (учреждения), ограждающих конструкций охраняемого здания, охраняемой части здания, выделенного помещения (далее – контролируемая зона);

в ИС осуществляется передача информации по каналам связи, проходящим за периметром охраняемой территории предприятия (учреждения), ограждающих конструкций охраняемого здания, охраняемой части здания, выделенного помещения;

необходимо обеспечить юридическую значимость электронных документов и защиту их от подделки;

необходимо признание электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью;

в ГИС осуществляется хранение данных на носителях информации, предназначенных для записи, хранения и воспроизведения информации, обрабатываемой с использованием средств вычислительной техники, несанкционированный доступ к которым со стороны третьих лиц не может быть исключен с помощью некриптографических методов и способов.

в ИС осуществляется хранение данных на носителях информации, предназначенных для записи, хранения и воспроизведения информации, обрабатываемой с использованием средств вычислительной техники, несанкционированный доступ к которым со стороны третьих лиц не может быть исключен с помощью некриптографических методов и способов.

Изменена структура Требований, соответствующие поправки внесены в Приложение к Требованиям (Таблица определения минимально допустимого класса СКЗИ, подлежащих использованию для защиты информации). Предусмотрены и другие изменения.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
26.03.2025


Утвержден национальный стандарт «Цифровой документооборот организации» (ГОСТ 59999-2025)

На сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) опубликован национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 59999-2025 «Цифровой документооборот организации. Требования к эталонной модели».

Документ разработан впервые и направлен на обеспечение последовательного перехода от автоматизированной обработки документов к цифровым технологиям их создания, использования и хранения.

Стандарт устанавливает:

  • требования к цифровым документам;
  • принципы ведения цифрового документооборота;
  • методику внедрения цифрового документооборота.

Согласно вводной части, «Стандарт устанавливает принципы ведения цифрового документооборота, при котором помимо сканированных копий документов, изначально созданных на бумажных носителях, и их автоматизированной обработки, появляется цифровой документ как объект информационной системы».

Стандарт, в частности, содержит:

  • методику цифровой трансформации документооборота;
  • архитектуру целевой модели цифрового документооборота;
  • эталонную модель приказа по основной деятельности, а также описание эталонной модели документного процесса;
  • критерии выбора вида электронной подписи для разных видов цифровых документов и др.

Действие Стандарта распространяется:

  • на документооборот организаций всех форм собственности (субъектов хозяйственной деятельности);
  • требования к функциям автоматизированных систем, обеспечивающих управление цифровыми документами и доступ к ним.

Стандарт подлежит применению с 01.12.2025.

Источник публикации:
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии / Стандарты и регламенты / Каталог национальных стандартов

Период публикации:
Март 2025


Обнародована Концепция реализации университетами проекта «Цифровые кафедры»

В открытом доступе опубликован приказ Минобрнауки России от 25.02.2025 № 169 «О реализации проекта «Цифровые кафедры» образовательными организациями высшего образования – участниками программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Документ утверждает:

1) Концепцию реализации проекта «Цифровые кафедры» образовательными организациями высшего образования – участниками программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» (далее – Концепция);

2) перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, отнесенных к ИТ-сфере (далее – перечень специальностей).

Напомним, что проект «Цифровые кафедры» реализуется за счет средств соответствующей субсидии в рамках федерального проекта «Университеты для поколения лидеров» национального проекта «Молодежь и дети». Цель проекта – обеспечение приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными кадрами, обладающими цифровыми компетенциями.

В соответствии с Концепцией обучение на «цифровых кафедрах» проводится по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки ИТ-профиля:

  • одновременно с обучением по образовательным программам высшего образования;
  • или по ИТ-модулям, реализуемым в рамках образовательных программ высшего образования, предусматривающих получение нескольких квалификаций, в том числе в сфере информационных технологий.

Предусмотрено, что один обучающийся может получить дополнительную ИТ-квалификацию на «цифровой кафедре» не более одного раза.

К освоению дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки допускаются обучающиеся по программам:

  • бакалавриата и программам специалитета, начиная со 2 курса;
  • магистратуры, начиная с 1 курса.

Перечень специальностей, отнесенных к ИТ-сфере, включает 23 позиции, в том числе такие, как:

  • 01.03.02 Прикладная математика и информатика;
  • 02.03.01 Математика и компьютерные науки;
  • 09.03.01 Информатика и вычислительная техника;
  • 10.03.01 Информационная безопасность;
  • 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи;
  • 11.03.03 Конструирование и технология электронных средств;
  • 27.03.04 Управление в технических системах;
  • 38.03.05 Бизнес-информатика.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Госдумой принят закон, устанавливающий единые требования к объектам КИИ

Принят Госдумой и направлен на рассмотрение в Совет Федерации законопроект № 581689-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

Речь идет о законопроекте, который был внесен на рассмотрение Госдумы в марте 2024 года (принят в 1 чтении в июле истекшего года), и предусматривает:

1) переход на преимущественное использование российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и радиоэлектронной продукции на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ);

2) совершенствование механизма категорирования объектов КИИ.

Документ дополняет полномочия Правительства Российской Федерации, в частности, предусмотрено, что Правительство правомочно установить:

  • перечни типовых отраслевых объектов критической информационной инфраструктуры (далее – КИИ);
  • отраслевые особенности категорирования объектов КИИ;
  • требования к используемым на значимых объектах КИИ программно-аппаратным средствам;
  • порядок и сроки перехода субъектов КИИ на использование на значимых объектах КИИ российского программного обеспечения;
  • порядок осуществления мониторинга за исполнением субъектами КИИ обязанности по использованию на значимых объектах КИИ соответствующего программного обеспечения.

Таким образом, типы информационных систем, которые необходимо относить к значимым объектам КИИ, будут определяться с учётом отраслевых особенностей, установленных Правительством России (ранее критерии определял собственник объекта КИИ). Также планируется установить единые сроки перехода на российские продукты, обусловленные готовностью отечественных решений. Мониторинг исполнения и соблюдение соответствующих сроков будет осуществляться отраслевыми ведомствами.

Кроме того, уточняются отдельные полномочия ФСБ России и ФСТЭК России, права и обязанности субъектов КИИ. Предусмотрены и другие изменения.

В случае подписания закона в принятой редакции новации вступят в силу с 1 сентября текущего года.

Источник публикации:
Госдума / Система обеспечения законодательной деятельности / Главная / Объекты законотворчества / Законопроект № 581689-8

Дата публикации:
25.03.2025


Разработан единый порядок определения видов экономической деятельности для формирования госреестров

Завершено общественное обсуждение проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил определения видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД2) для формирования государственных реестров».

Проект разработан Минэкономразвития России в целях реализации изменений, которые внесены Федеральным законом от 28.12.2024 № 529-ФЗ, предусматривающих упрощение процесса подтверждения кодов ОКВЭД для повышения достоверности информации о видах деятельности бизнеса и оказания ему точечной поддержки (подробности см. здесь). 

Реализация проекта позволит установить единые правила по определению кодов ОКВЭД и их процентных долей, что будет способствовать:

  • повышению адресности получения мер господдержки для хозяйствующих субъектов;
  • повышению точности оценки структуры экономики (исходя из структуры фактической деятельности организации, а не из основного вида деятельности организации);
  • улучшению качества данных в реестрах.

В этих целях предлагается использовать ФНС России как единый источник актуальных сведений по кодам ОКВЭД – основной реестр, в котором содержатся данные о хозяйствующих субъектах (в настоящее время – соответствующие данные подаются хозяйствующими субъектами в три реестра – ФНС России, Росстат и ФСС, что вызывает разночтения, кроме того, при определении видов деятельности используется разная методология).

В случае принятия проекта в первоначальной редакции новации вступят в силу с 1 сентября 2025 года.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
28.02.2025


Предлагается провести эксперимент по выявлению и ограничению доступа к фишинговым ресурсам

На общественное обсуждение вынесен проект постановления Правительства Российской Федерации «О реализации пилотного проекта по выявлению и ограничению доступа к информации, направленной на введение в заблуждение пользователей информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», распространяемой под видом достоверной информации, и используемой в том числе для получения неправомерного доступа к принадлежащей таким пользователям информации» (далее – проект).

Проектом предусмотрена возможность проведения в период с 12 мая 2025 года по 1 марта 2026 года пилотного проекта по выявлению и ограничению доступа к информации, направленной на введение в заблуждение пользователей информационно-телекоммуникационных сетей, распространяемой под видом достоверной информации.

В рамках проведения эксперимента планируется обеспечить апробацию механизма выявления и оперативного ограничения доступа к информации, в том числе в связи с использованием:

  • доменного имени, сходного до степени смешения с доменным именем, принадлежащим федеральному органу государственной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления или организации, и (или) их полным или сокращенным наименованием,
  • либо сходного до степени смешения с товарным знаком, фирменным наименованием, другим средством индивидуализации, права на которые принадлежат организации, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу, и (или) сетевого адреса, и (или) информационной системы.

Кроме того, планируется отработать механизмы организации эффективного взаимодействия уполномоченных государственных органов и организаций при ограничении доступа к такой информации.

Реализацию проекта планируется осуществлять с использованием платформы по мониторингу фишинговых ресурсов и утечек персональных данных, которая была создана в рамках федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Проектом устанавливаются:

  • сроки, цели и задачи пилотного проекта;
  • перечень участников пилотного проекта (более 10, в том числе Минцифры, Минфин, Минкультуры, МВД, ФНС, Центробанк и др.);
  • порядок формирования межведомственной рабочей группы для координации мероприятий, реализуемых в рамках пилотного проекта, и их мониторинга и др.

Минцифры России в рамках проведения пилотного проекта наделяется полномочиями по:

  • формированию межведомственной рабочей группы для координации мероприятий, реализуемых в рамках пилотного проекта, и их мониторинга;
  • составлению и представлению в срок до 1 апреля 2026 года в Правительство Российской Федерации доклада о результатах пилотного проекта, согласованного с участниками пилотного проекта.

Полномочия по организационно-техническому сопровождению пилотного проекта предлагается возложить на ФГБУ «НИИ «Интеграл».

Общественное обсуждение проекта завершится 9 апреля текущего года.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
25.03.2025


Разработан проект новых требований к обезличиванию персональных данных

На общественное обсуждение вынесен проект приказа Роскомнадзора России «Об утверждении требований к обезличиванию персональных данных и методов обезличивания персональных данных» (далее – проект, Требования).

Проект разработан в целях реализации норм Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», вступающих в силу с 01.09.2025 (соответствующие поправки внесены в «базовый» закон Федеральным законом от 08.08.2024 № 233-ФЗ).

Обязательные требования, вводимые проектом приказа, регламентируют порядок соответствующей деятельности операторов, осуществляющих обезличивание персональных данных (ПД), на которую распространяются общие требования к обработке ПД, установленные Федеральным законом № 152-ФЗ. Предлагается переструктурировать содержание документа, в том числе установить детализированный перечень обязанностей оператора, закрепив в том числе в их составе обязанности по:

1) принятию внутренних документов, определяющих порядок:

  • обработки ПД, подлежащих обезличиванию;
  • осуществления деятельности по обезличиванию ПД;
  • оценки достаточности применяемого метода (методов) обезличивания ПД;
  • обработки ПД, полученных в результате их обезличивания;

2) исключению доступа третьих лиц к:

  • внутренним документам;
  • информации о используемом методе (методах) обезличивания ПД;
  • используемых информационных системах и (или) программах для ЭВМ для обезличивания ПД;
  • иной информации о процедуре проведения обезличивания ПД, определенной оператором.

Требования по использованию методов обезличивания ПД также вынесены в отдельный раздел и предусматривают установление условий применительно к таким методам, как:

  • метод введения идентификаторов ПД, подлежащих обезличиванию;
  • метод изменения состава или семантики ПД;
  • метод перемешивания ПД;
  • метод преобразования массива ПД.

Планируется, что новации вступят в силу с 1 сентября текущего года. С принятием нового документа утратит силу приказ Роскомнадзора от 05.09.2013 № 996.

Установленный срок общественного обсуждения проекта истекает 16 апреля текущего года.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
27.03.2025

 

ЗНАЧИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В IТ-ОТРАСЛИ


Итоги работы Минцифры России за 2024 год представлены в Госдуме

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 19 марта т.г. принял участие в расширенном заседании Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы, представив итоги работы Минцифры за 2024 год и обзор ближайших планов ведомства (трансляция заседания не велась, сведения представлены на основании информации Telegram-канала Минцифры). 

Обобщая итоги работы, министр, в частности, отметил следующее (цитаты):

  • «...2024 год – это год завершения большой нашей нацпрограммы «Цифровая экономика». Нам в целом удалось выйти на средний хороший уровень кассового исполнения за все годы программы – 97% – и уровень достижения результатов»;
  • «...частотность обращения наших граждан к Госуслугам растёт. Средние показатели за 2024 год – 14 млн граждан ежедневно обращаются к Госуслугам, что примерно на четверть больше, чем было годом ранее. Цифра межведомственного взаимодействия – 110 миллиардов запросов, которые обрабатывают ведомства, направляя друг другу сведения.

На Госуслугах активно внедряются и тестируются наши большие языковые модели от двух вендоров. Сейчас Робот оказывает уже 3 миллиона консультаций в день. При этом, что очень важно, 70% пользователей довольны качеством»;

  • «За 2024 год на 50% вырос объём отгрузки продаж отечественных ИТ-решений. Мы видим, что в реестре российского ПО за год больше, чем на 20% выросло количество зарегистрированных продуктов. 

Интегральный показатель – 2,4% ВВП занимает наша отрасль».

Источник публикации:
Telegram-канал Минцифры России

Дата публикации:
19.03.2025


Ключевые тренды и перспективы в управлении данными на форуме DATA SUMMIT 2025 «Пульс данных» (17.04.2025)

В апреле текущего года (17.04.2025) состоится DATA SUMMIT 2025 «Пульс данных»

В рамках форума эксперты ведущих компаний и госструктур поделятся практическим опытом внедрения решений для управления данными, обсудят ключевые тренды и перспективы в управлении данными.

К участию в форуме приглашены представители Минцифры России, Сбербанка, Росатома, Ростеха, Роснефти, Axenix и других крупнейших игроков рынка, которые примут участие в дискуссиях и встречах, в том числе по следующим направлениям:

  • Как управление данными и культура работы с ними повышают эффективность компании;
  • Данные в бизнесе: подготовка, контроль, инструменты отчетности;
  • Данные + ИИ: новый уровень (примеры встраивания искусственного интеллекта в решения по управлению данными) и др.

С детальной программой форума можно ознакомиться здесь.

Источник публикации:
Официальный сайт форума


Новации и цифровые решения в сфере контрактных отношений на XX юбилейном Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» (23 – 25.04.2025)

В период с 23 по 25 апреля текущего года в Санкт-Петербурге запланировано проведение XX юбилейного Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».

Мероприятие проводится при поддержке Правительства Российской Федерации на основании поручения первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № МД-П9-31776.

В соответствии с паспортом Форума-выставки в рамках форума планируется рассмотреть топ-10 ключевых тем, в том числе такие, как:

  • Технологическое лидерство в национальных проектах;
  • Современные закупочные механизмы;
  • Национальный режим закупок: первые результаты;
  • Цифровизация взаимодействия.

С деловой программой форума можно ознакомиться здесь.

1. Источник публикации:
Официальный сайт форума

2. Источник публикации:
Официальный сайт форума / Главная / Паспорт мероприятия


Дискуссия о вызовах и возможностях для бюджетной системы – в рамках XIII Васильевских чтений (24.04.2025)

В конце апреля (24.04.2025) в Москве состоятся XIII Васильевские чтения – ежегодный форум «Общественные финансы: наука и практика».

К участию в форуме приглашены руководители региональных и муниципальных финансовых органов, представители Государственной Думы, Совета Федерации, Министерства финансов России, Федерального казначейства, ФНС России, экспертов, финансовых контрольных органов.

Тема форума текущего года – «Вызовы и возможности для бюджетной системы России в современных условиях». Запланировано обсуждение актуальных новаций законодательства и предстоящих задач, в том числе в сферах:

  • технологической трансформации учета;
  • развития государственного финансового контроля и аудита в современных условиях.

В рамках дискуссии участники обменяются практическим опытом по разрешению возникающих вызовов, а также ознакомятся с новыми возможностями, которые предоставляют соответствующие информационные системы.

С детальной программой форума можно ознакомиться здесь

Источник публикации:
Официальный сайт форума

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями