Тема месяца: Актуализированы требования по обеспечению перехода на использование российского ПО на объектах КИИ
Время чтения: 6 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Обзор новаций в сфере цифровизации за апрель 2025 года (на 15.04.2025)


  

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

 

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


Установлены особенности использования российского ПО на объектах критической информационной инфраструктуры

Указом Президента Российской Федерации от 07.04.2025 № 214 внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 г. № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

Корректировки уточняют особенности применения запрета на использование иностранного программного обеспечения (ПО) на значимых объектах критической информационной инфраструктуры, принадлежащих органам власти. Сравнительный анализ соответствующих норм приведен в таблице ниже:

Пп. б) п. 1 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»

Было

Стало
(в ред. Указа от 07.04.2025 № 214)

«б) с 1 января 2025 г. органам государственной власти, заказчикам запрещается использовать иностранное программное обеспечение на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры»

 

«б) с 1 января 2025 г. органам государственной власти, заказчикам запрещается использовать иностранное программное обеспечение на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры, если иное не установлено федеральным законом»

Указ вступил в силу со дня подписания (07.04.2025).

В этой связи обращаем внимание, что Федеральным законом от 07.04.2025 № 58-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

Документ расширяет полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры (далее – КИИ). Так, с 01.09.2025 года Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать:

  • перечни типовых отраслевых объектов КИИ;
  • отраслевые особенности категорирования объектов КИИ, а также порядок расчета значений показателей критериев значимости с учетом особенностей функционирования объекта КИИ;
  • требования к используемым на значимых объектах КИИ программно-аппаратным средствам;
  • порядок и сроки перехода субъектов КИИ на использование на значимых объектах КИИ российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, предусмотренных «базовым» Федеральным законом № 187-ФЗ;
  • порядок осуществления мониторинга за исполнением субъектами КИИ обязанности по использованию на значимых объектах КИИ программного обеспечения, предусмотренного действующим законодательством.

Закреплена обязанность субъектов КИИ, которым принадлежат значимые объекты критической информационной инфраструктуры, по использованию на таких объектах программного обеспечения:

  • сведения о котором включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных;
  • которое предусмотрено соответствующими требованиями о защите информации, установленными Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

Соответствующие поправки внесены в отдельные статьи Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», в том числе в статьи, регулирующие:

  • права и обязанности субъектов КИИ (ст. 9);
  • государственный контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов КИИ (ст. 13).

Предусмотрены и другие изменения, в том числе в части:

  • совершенствования механизма категорирования объектов КИИ;
  • регулирования функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы.

Нормы Федерального закона № 58-ФЗ вступят в силу с 01 сентября текущего года.

1. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
07.04.2025

2. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
07.04.2025


Направления развития портала «Работа России» отражены в поручениях Президента России

Утвержден и опубликован перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, прошедшего 6 февраля 2025 года.

Поручения направлены на создание и непрерывное функционирования единой системы подготовки инженерно-технических кадров, обеспечения технологической независимости и технологического лидерства Российской Федерации, и в том числе предусматривают использование цифровых решений при решении соответствующих задач.

В частности, Правительству Российской Федерации поручено предусмотреть:

  • информирование абитуриентов и студентов о кадровой потребности, возможностях и условиях трудоустройства с использованием суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» и портала «Работа России».

Срок исполнения поручения – 01 февраля 2026 года (Пр-685, п. 1 н-2).

В этой связи следует отметить, что вопросы перенастройки системы подготовки кадров, профессионального ориентирования и трудоустройства в целях обеспечения экономического роста и кадрового суверенитета обсуждены в рамках расширенной коллегии Минтруда России, которая прошла в Национальном центре «Россия».

Отмечая итоги работы, проведенной в 2024 году в рамках решения данной задачи Правительством Российской Федерации, в частности, отмечено следующее:

  • «Обновлённые кадровые центры должны переформатировать работу и стать помощниками для граждан, эффективными кадровыми агентами для компаний, центрами экспертизы по рынку труда для региональных органов власти.

С 1 января этого года [2025] применяется индивидуальный план трудоустройства – новый клиентоцентричный документ, который формирует служба занятости на портале «Работа России» с учётом индивидуальных особенностей гражданина и рекомендованных ему мер государственной поддержки. Для граждан с особыми потребностями на портале создан отдельный раздел с информацией о действующих мерах поддержки, доступных вакансиях, стажировках или практиках для инвалидов».

1. Источник:
Президент России / Документы / Поручения

Дата публикации:
01.04.2025

2. Источник:
Правительство России / Новости

Дата публикации:
09.04.2025


Анонсирована разработка независимой методики оценки ИТ-отрасли

На сайте Правительства Российской Федерации опубликованы сведения об итогах заседания наблюдательного совета АНО «Цифровая экономика», которое прошло под председательством Заместителя Председателя Правительства – Руководителя Аппарата Правительства.

В ходе заседания, в частности, было объявлено о разработке независимой методики оценки ИТ-отрасли (цитата): «При реализации планов по цифровой трансформации нам важно понимать, что все эти действия приводят к реальным результатам, которые приводят к позитивным изменениям в жизни ИТ-отрасли и рядовых граждан. Поэтому в АНО «Цифровая экономика» была создана независимая методика оценки ИТ-отрасли. Это своего рода оценка эффекта от цифровизации в целом».

Согласно информации, размещенной на сайте АНО ЦЭ, данная методика представляет собой регулярный оперативный мониторинг динамики ключевых показателей ИТ-отрасли.  

Расчет соответствующих показателей основан на:

1) верифицированных данных организаций, включенных в реестр аккредитованных ИТ-компаний;

2) данных:

  • федеральных ведомств;
  • Центробанка России;
  • Росстата;

3) налоговой отчетности.

Презентацию новой методики планируется провести на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» в июне 2025 года.

В дальнейшем сведения о полной картине текущего состояния и динамики ИТ-отрасли будут опубликованы на платформе цифроваяэкономика.рф

Источник публикации:
Правительство Российской Федерации / Новости

Дата публикации:
01.04.2025


Законодательно закреплена возможность электронного документооборота в административном делопроизводстве

Подписаны и опубликованы федеральные законы, предусматривающие возможность ведения электронного документооборота и удалённого участия при рассмотрении административных дел:

1) Федеральный закон от 07.04.2025 № 60-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Документ дополнен нормами, которые устанавливают полномочия по определению:

  • порядка подачи и направления процессуальных документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (Правительство Российской Федерации, госорганы, Верховный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде, Банк России);
  • порядка направления процессуальных документов посредством регионального портала государственных и муниципальных услуг (органы исполнительной власти субъектов РФ, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые государственными учреждениями, органами местного самоуправления, их должностными лицами – с учетом рекомендаций типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации).

Согласно документу требования к техническим и программным средствам, к использованию сети Интернет для направления электронных документов и другие требования, связанные с использованием документов в электронном виде при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также перечень приобщаемых к делу бумажных документов определяются в порядке, установленном вышеуказанными органами (в пределах полномочий).

Документ вступает в силу с 1 июля 2025 года.

 

2) Федеральный закон от 07.04.2025 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Нормы Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП), регулирующие ведение производства по делам об административных правонарушениях, дополнены положениями, которые устанавливают порядок:

  • использования электронных документов и электронного взаимодействия участников производства по делу об административном правонарушении;
  • дистанционного участия в производстве.

Так:

1) КоАП дополнен новыми статьями:

  • 24.8 «Подача процессуальных документов участниками производства по делу об административном правонарушении»;
  • 24.9 «Изготовление, вручение и направление процессуальных документов»;
  • 29.15 «Участие в рассмотрении дела об административном правонарушении органом, должностным лицом путем использования систем видео-конференц-связи»;
  • 29.06 «Участие в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования системы веб-конференции»;
  • 31.12 «Порядок использования документов, изготовленных в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, при исполнении административных наказаний»;

2) изложены в новой редакции статьи КоАП:

  • 25.15 «Извещение участников производства по делу об административном правонарушении»;
  • 29.14 «Участие в рассмотрении дела об административном правонарушении судьей путем использования систем видео-конференц-связи»;

3) существенные дополнения внесены в статьи КоАп:

  • 28.2 «Протокол об административном правонарушении»;
  • 28.8 «Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении».

Следует учитывать, что согласно внесенным поправкам при подаче электронных документов все сопутствующие материалы тоже должны быть представлены в электронном виде. Документ устанавливает требования в части электронного подписания документов, направляемых в суд, в орган, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. В частности, при отправке электронных документов возможно подписание (если иное не установлено КоАП):

1) простой электронной подписью – при отправке с использованием:
  • единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ);
  • информационной системы, определённой Верховным судом России, Судебным департаментом при Верховном суде;

2) усиленной квалифицированной электронной подписью – при отправке:

  • посредством систем электронного документооборота участников производства по делу об административном правонарушении.

Предусмотрены и другие изменения.

Начало действия документа – 01 июля 2025 года.

1. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
07.04.2025

2. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
07.04.2025


Утверждены дополнительные меры по обеспечению безопасности в цифровой среде

Подписан и опубликован Федеральный закон от 01.04.2025 № 41-ФЗ «О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 41-ФЗ).

Речь идет о законопроекте, который был внесен на рассмотрение Госдумы в феврале текущего года и принят в 1 чтении – 12.03.2025. Следует учитывать, что в ходе рассмотрения законопроекта первоначальный вариант предлагаемых изменений существенно переработан, в том числе с учетом предложений экспертов и ФОИВ.

Документ предусматривает реализацию дополнительных мер по противодействию телефонному и интернет-мошенничеству в целях защиты граждан от интернет-преступников. В частности:

1) установлены правовые основы создания и использования Государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий (статья 1 Закона № 41-ФЗ, вступает в силу с 01.03.2026), в том числе:

  • закреплен оператор ГИС (Минцифры России);
  • установлено, что Положение о ГИС и порядок взаимодействия с ГИС государственных органов и организаций, утверждается Правительством РФ;
  • предусмотрена обязанность по хранению в ГИС информации о лицах, совершивших противоправные действия через сети связи общего пользования, включая сведения об абонентских номерах, используемых в этих целях (доступ получат Генпрокуратура, Следственный комитет, ЦБ РФ, кредитные организации, операторы связи, а также ФОИВ и организации, перечень которых установит Правительство Российской Федерации) и др.;

2) внесены изменения в ряд законодательных актов, включая такие как федеральные законы:

  • от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  • от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»;
  • от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»;
  • от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др.;

3) установлен запрет на использование иностранных мессенджеров для «внешнего» общения с гражданами, в том числе для таких категорий пользователей, как:

  • государственные органы и подведомственные им организации;
  • органы местного самоуправления и подведомственные им организации;
  • Центральный банк Российской Федерации,
  • органы государственных внебюджетных фондов;
  • государственные компании;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • публично-правовые компании, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50 %;
  • операторы связи;
  • владельцы агрегаторов информации о товарах (услугах) и др.

Детальный обзор ключевых новаций, предусмотренных Федеральным законом № 41-ФЗ, приведен на сайте Минцифры России, см. здесь

Начало действия документа – 01.06.2025 (за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу).

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
01.04.2025


Актуализированы административные регламенты предоставления госуслуг с использованием ЕЦП в социальной сфере

В начале апреля т.г. Минюст России зарегистрировал ряд новых административных регламентов по предоставлению госуслуг с использованием государственной информационной системы «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» (далее – ЕЦП в соцсфере), которые разработаны Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР).  

Речь идет о таких услугах, как:

1) «Информирование из государственной информационной системы «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» (приказ СФР от 03.03.2025 № 235):

  • услуга предоставляется лицам, которым предоставлялись (предоставляются) меры соцзащиты (поддержки), соцуслуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии, в том числе пенсионное обеспечение, и установленные приложением № 1 к данному административному регламенту выплаты;

2) «Прием заявлений для размещения в государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида» (приказ СФР от 04.03.2025 № 244):

  • услуга предоставляется инвалидам, законным представителям инвалидов (детей-инвалидов);

3) «Информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста» (приказ СФР от 27.12.2024 № 2683):

  • услуга предоставляется гражданам предпенсионного возраста.

Вышеуказанные документы вступили в силу с 14 апреля текущего года.

Административные регламенты, утвержденные Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации, признаются утратившими силу.

В этой связи обращаем внимание, что ранее в текущем году Минюстом России зарегистрированы административные регламенты по предоставлению госуслуг, разработанные в 2024 году, которые вступили в силу в феврале – марте т.г. и также предусматривают использование ЕЦП в соцсфере в качестве одного из инструментов оказания госуслуг (в части услуг, касающихся пенсионного обеспечения). Перечень соответствующих административных регламентов приведен в сводной таблице.

Обновление нормативной правовой базы осуществляется в рамках реализации Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Минтруда России, на период до 2025 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 20.02.2021 № 431-р. Напомним, что цифровизация социальной сферы за счет создания единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере (далее – ЕЦП) предполагает изменение:

  • осуществляемых процессов;
  • организационной структуры;
  • осуществляемых функций;
  • принципов принятия решений и взаимодействия организаций с гражданами и юридическими лицами.

Переход к предоставлению мер социальной поддержки, оказанию услуг и осуществлению функций в формате «Социального казначейства» с использованием ЕЦП затрагивает не только федеральный, но и региональный и муниципальный уровни. Представляя итоги работы ведомства за 2024 год в рамках расширенной коллегии Минтруда России, которая прошла в Национальном центре «Россия», глава Минтруда отметил, что в настройку региональных мер поддержки на единой цифровой платформе уже вовлечены 11 субъектов РФ.

1. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
03.04.2025

2. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
03.04.2025

3. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
03.04.2025


Принято решение о создании ГИС профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2025 № 411 утверждено Положение о государственной информационной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – ГИС, Положение).

Речь идет о ГИС, создаваемой на основе автоматизированной информационной системы в сфере защиты прав несовершеннолетних и профилактики их антиобщественного и противоправного поведения (АИС Профилактика). В числе целей создания ГИС – автоматизация деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав, контроль за такой деятельностью.

Положением о ГИС определены:

  • полномочия участников отношений, возникающих в связи с созданием ГИС;
  • состав информации, размещаемой в системе, а также ее источники (Приложение к Положению – на 149 страницах);
  • порядок обеспечения доступа к сведениям ГИС;
  • порядок информационного взаимодействия ГИС с иными информационными системами, в том числе сроки доведения до органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в их ведении, форматов информационного обмена;
  • регламент функционирования ГИС.

Кроме того, регламентирован состав сведений и данных, необходимых для формирования официальной статистической отчетности, порядок и сроки ее представления.

Оператором новой ГИС является Минпросвещения России.

Пользователи ГИС:

  • представители федерального оператора;
  • поставщики информации (федеральный, региональный, муниципальный, районный уровни).

В число поставщиков информации включены субъекты, предусмотренные ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы, включая:

  • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • органы управления социальной защитой населения;
  • федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, осуществляющие госуправление в сфере образования;
  • органы службы занятости и др.

Согласно документу одним из условий размещения информации в ГИС является наличие у поставщика информации действительной усиленной квалифицированной электронной подписи.

При этом определено, что высший исполнительный орган власти субъекта РФ вправе определить единого поставщика информации, который уполномочен централизованно представлять в ГИС имеющуюся в распоряжении информацию.

Уполномоченным ФОИВ поручено в срок до 01.12.2025 года обеспечить:

  • ввод в ГИС сведений о поставщиках информации (отв. – Минпросвещения России);
  • утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению(отв. – Федеральная служба государственной статистики).

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
02.04.2025


Усовершенствован порядок ведения ГИС ГМП

Минюст России завершил регистрацию приказа Федерального казначейства от 05.12.2024 № 21н, который вносит изменения в Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденный приказом Федерального казначейства от 12 мая 2017 г. № 11н.

Поправки разработаны в целях автоматизации и перевода в цифровой вид действий по получению доступа к системе. В частности, из порядка исключены положения, предусматривающие представление документов на бумажном носителе. Теперь все регистрационные действия и настройки будут проводиться только через Личный кабинет. 

Кроме того:

1) расширен состав участников ГИС ГМП, в том числе в их число включены:

  • оператор ГАС «Управление»;
  • оператор ГИС «Торги»;
  • оператор Цифровой платформы МСП;
  • операторы услуг информационного обмена, обеспечивающие информационное взаимодействие с ГИС ГМП операторов по переводу денежных средств и др.;

2) уточнен перечень документов, прилагаемых участником к заявке на регистрацию в системе;

3) определены особенности приема платежей с использованием СБП платежной системы Банка России по QR-кодам и платежным ссылкам в Личном кабинете.

Предусмотрены и другие изменения.

Новации вступили в силу – 15 апреля текущего года.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
04.04.2025

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Определены условия проведения пилотных проектов по созданию инструментов для обеспечения безопасности в цифровой среде

Завершилось общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, разработанных в целях создания инструментов, позволяющих реализовать дополнительные меры по противодействию правонарушениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (далее – ИКТ):

1) проект постановления Правительства Российской Федерации (ID проекта 01/01/03-25/00155820), определяющий условия реализации пилотного проекта по оперативному взаимодействию и информационному обмену уполномоченных государственных органов и организаций при противодействии правонарушениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (далее – пилотный проект).

Пилотный проект планируется реализовать в период с 12 мая 2025 года по 1 марта 2026 года. В числе задач проекта:

  • подготовка предложений по архитектуре государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий (далее – система);
  • апробация механизмов функционирования системы и взаимодействия с участниками;
  • выработка унифицированных форматов представления данных о правонарушениях;
  • разработка и подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты и др.

Напомним, что создание соответствующей системы предусмотрено Федеральным законом от 01.04.2025 № 41-ФЗ (обзор документа см. в настоящем дайджесте в разделе «Новое в законодательстве»).

Проектом устанавливаются:

  • сроки, цель и задачи пилотного проекта;
  • перечень участников пилотного проекта;
  • подходы к формированию рабочих групп для координации задач, реализуемых в рамках пилотного проекта, и их мониторинга (по следующим направлениям – подготовка предложений по разработке проектов НПА; техническое проектирование системы; экспертное сопровождение в проведении пилотного проекта);
  • срок представления доклада о результатах пилотного проекта (до 01.04.2026).

2) проект постановления Правительства Российской Федерации (ID проекта 01/01/03-25/00155786), определяющий условия реализации пилотного проекта по выявлению и ограничению доступа к информации, направленной на введение в заблуждение пользователей информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, распространяемой под видом достоверной информации, и используемой в том числе для получения неправомерного доступа к принадлежащей таким пользователям информации.

Пилотный проект планируется реализовать в период с 12 мая 2025 года по 1 марта 2026 года.

Речь идет о совершенствовании механизмов выявления информации, направленной на введение в заблуждение, используемых в рамках эксплуатации платформы по мониторингу фишинговых ресурсов и утечек персональных данных, созданной ранее с участием ФГБУ «НИИ «Интеграл».

Проектом устанавливаются:

  • сроки, цели и задачи пилотного проекта;
  • перечень участников пилотного проекта;
  • подходы к формированию межведомственной рабочей группы для координации мероприятий, реализуемых в рамках пилотного проекта, и их мониторинга;
  • срок представления доклада о результатах пилотного проекта (до 01.04.2026).

1. Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
26.03.2025

2. Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
25.03.2025


Разработан порядок управления качеством государственных данных с использованием ФГИС «ЕИП НСУД»

На общественное обсуждение вынесен проект приказа Минцифры России (ID проекта 01/02/04-25/00156239), предусматривающий утверждение Порядка управления качеством государственных данных с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая информационная платформа национальной системы управления данными (далее – ФГИС «ЕИП НСУД»).

Проект разработан в целях реализации Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697, и определяет порядок формирования механизмов взаимодействия органов и организаций государственного сектора и оператора ФГИС «ЕИП НСУД» в рамках управления качеством государственных данных.

Управление качеством государственных данных с использованием ФГИС «ЕИП НСУД» предлагается осуществлять в отношении государственных данных обладателей этих данных, участвующих в межведомственном электронном обмене, включая данные, размещаемые:

  • на витринах данных органов государственной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами (далее – витрины данных);
  • в подсистемах единой информационной платформы и передаваемые с использованием единой СМЭВ.

Проектом предусмотрены:

1) типы показателей оценки качества данных (полнота, достоверность, точность и консистентность);

2) режимы проведения:

  • проверок качества данных обладателей государственных данных;
  • фиксации по результатам их проведения фактов невыполнения механизмов контроля качества государственных данных, включая создание и разрешение соответствующих инцидентов.

Для оценки качества государственных данных предлагается применять следующие средства:

а) проверки качества государственных данных, выполняемые витриной данных;

б) форматный контроль направляемых сведений посредством технологии гарантированной доставки электронных сообщений между информационными системами участников взаимодействия с применением очередей электронных сообщений в соответствии с видами сведений, используемыми в СМЭВ (далее – вид сведений);

в) управление инцидентами качества государственных данных в единой информационной платформе.

Согласно проекту обладатель государственных данных обязан проводить оценку и актуализацию механизма контроля качества государственных данных не реже 1 раза в год.

Установленный срок общественного обсуждения истекает 28 апреля текущего года.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
14.04.2025

 

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА


Усиление ответственности за использование ИИ при совершении правонарушений – новые поручения Президента РФ

Утвержден и опубликован перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации, состоявшегося 5 марта текущего года. Значительная часть поручений касается реализации дополнительных мер по обеспечению информационной безопасности, направленных на повышение эффективности мер по борьбе с мошенническими действиями, совершаемыми с использованием информационно-коммуникационных технологий и технологий ИИ.

В частности, Правительству Российской Федерации совместно с Верховным Судом Российской Федерации, МВД России, Следственным комитетом Российской Федерации и ФСБ России поручено (Пр-706, п. 5):

  • рассмотреть вопрос о целесообразности признания в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность или наказание, использования при совершении правонарушения (преступления) технологий искусственного интеллекта;
  • при необходимости обеспечить внесение в законодательство соответствующих изменений.

По результатам исполнения поручения поручено представить соответствующий доклад в срок до 01 января 2026 года.

Источник:
Президент России / Документы / Поручения

Дата публикации:
01.04.2025


Роль и значение ИИ в технологическом развитии – обзор ежегодного отчета Правительства РФ

Как известно, в конце марта т.г. председатель Правительства Российской Федерации представил Госдуме ежегодный отчет Правительства, посвященный итогам работы за 2024 год.

Отвечая на вопросы представителей фракций Госдумы, глава Правительства Российской Федерации выделил основные приоритеты в развитии и использовании искусственного интеллекта (ИИ), а также подчеркнул высокую значимость результатов использования технологий ИИ для технологического развития (цитаты):

  • «Стратегия Российской Федерации – быть среди лидеров в развитии искусственного интеллекта в мире»;

 

  • «Конкретные абсолютно задачи уже искусственный интеллект решает. Это и в медицине помогает врачам спасать людей, ставить диагнозы, разрабатывает персонифицированные планы лечения. В промышленности, в энергетике нашей активно внедряют системы искусственного интеллекта, они оптимизируют диагностику, помогают с ремонтом оборудования.

У нас очень активно применяются системы искусственного интеллекта в транспорте, в логистике, они помогают оптимизировать уже давно, кстати, логистические маршруты, улучшать управление потоками. В сельском хозяйстве помогают эффективнее убирать урожай и прогнозировать соответствующие данные на следующий сезон»;

 

  • «Необходимо, конечно, уходить от иностранных поставщиков для своей независимости, укреплять свою безопасность.

И здесь очень важно преодоление целого ряда вызовов.

Это решение прорывных, фундаментальных задач по искусственному интеллекту. Это прикладные задачи искусственного интеллекта в отдельных отраслях совместно с бизнесом... Это решение в том числе и вопросов доверия к искусственному интеллекту в этике»;

 

  • «Искусственный интеллект должен привести не к сокращению рабочих мест, а к необходимости переподготовки кадров и трансформации в этой области»;

 

  • «По мировой гонке, искусственному интеллекту. Я скажу, что это важнейшее направление. Что такое искусственный интеллект? Это алгоритм, способный к самообучению на основе данных, которые он потребляет. Конечно, элементы, связанные с его обучением, с технологиями его создания, с чипами, которые нужны, с программами, с сетками нейронными – это всё элементы борьбы за технологическое лидерство, за лидерство в мире».

 

Полный текст доклада председателя Правительства Российской Федерации, а также ответы на вопросы депутатов размещены на сайте Правительства Российской Федерации, см. здесь

Обзор общих вопросов, касающихся технологического развития и цифровизации, отраженных в докладе, размещен здесь.

Источник публикации:
Правительство Российской Федерации / Новости

Дата публикации:
26.03.2025


В Госдуме создана межфракционная рабочая группа по разработке законов о применении искусственного интеллекта

В открытом доступе опубликованы сведения о создании в Госдуме рабочей группы   для разработки законов в области искусственного интеллекта.

По информации, опубликованной изданием TAdviser, соответствующая рабочая группа создана в апреле текущего года по поручению председателя Госдумы, в ее состав вошли представители всех парламентских фракций.

Отмечается, что рабочая группа будет действовать до завершения полномочий восьмого созыва (до 2026 года) и сосредоточится на выработке правовых механизмов для внедрения и использования «национально ориентированных» ИИ-систем в различных отраслях. В приоритете:

  • оперативное изучение потребностей каждой из сторон и отраслей, начиная от малого и среднего бизнеса, заканчивая интересами государства;
  • определение первоочередных вопросов регулирования;
  • подготовка предложений по эффективному отраслевому применению ИИ;
  • разработка инициатив по противодействию применения ИИ-технологий в преступлениях.

Основная цель деятельности рабочей группы – создание законодательных условий для использования ИИ в стратегическом планировании социально-экономического развития России.

Источник публикации:
TAdviser / ИТ-инфраструктура / Регулирование искусственного интеллекта /

Дата публикации:
09.04.2025


На заседании Госсовета озвучены предложения по разработке платформы типовых ИИ-решений для внедрения на региональном уровне

В открытом доступе опубликована информация об итогах состоявшегося в начале апреля заседания комиссии Госсовета по направлению «Экономика данных».

В ходе заседания обсуждены ключевые вопросы реализации нацпроекта «Экономика данных», в том числе предложения по внедрению технологий искусственного интеллекта на региональном уровне. Принимавший участие в заседании заместитель Председателя Правительства – Глава Аппарата Правительства, в частности, отметил следующее (цитата):

  • «У нас есть примеры внедрения ИИ в отдельных регионах. Благодаря этим технологиям повышается эффективность в различных сферах: здравоохранение, коммунальное хозяйство, оказание госуслуг. Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи, разгружая сотрудников и повышая эффективность общей работы. Мы ставим перед собой задачу лучшие из этих решений доработать до типовых для внедрения на территории уже всей страны. При этом каждое из них сможет решать комплекс задач: процессных, отраслевых и иных».

В рамках заседания были озвучены предложения по использованию положительного опыта субъектов РФ по внедрению ИИ в управление регионом и экономику. По мнению участников обсуждения, целесообразно использовать успешно реализуемые проекты, в том числе в Московской области, в качестве пилотов с тем, чтобы в дальнейшем распространить их результаты на федеральном уровне.

В частности, Губернатором Московской области (председатель комиссии Госсовета по направлению «Экономика данных») применительно к сфере искусственного интеллекта отмечено следующее (цитата):

  • «Искусственный интеллект. В России активно развивается ИИ. По поручению Президента мы начали сбор практик применения таких технологий в регионах и размещаем их на платформе «Цифровой регион». Сейчас там уже 231 проект. Мы предлагаем использовать платформу в качестве основного источника данных для рейтинга регионов по внедрению ИИ и единой витрины ИИ-проектов. Это ускорит тиражирование успешных практик и даст мощный импульс развитию технологий в России».

Источник публикации:
АНО «Цифровая экономика» / Главная / Новости / Информационное сообщение «В России разрабатывают платформу типовых ИИ-решений для внедрения в региональное управление»

Дата публикации:
04.04.2025


Утверждено Положение о привлечении экспертных организаций к проведению отбора получателей гранта на реализацию мероприятий в сфере ИИ

Приказом Минэкономразвития России от 24.02.2025 № 118 утверждено Положение о привлечении экспертных организаций к проведению отбора получателей гранта в форме субсидии на реализацию мероприятий в сфере искусственного интеллекта, направленных на проведение экспертных работ при реализации исследовательскими центрами прорывных исследований и развитие науки в сфере искусственного интеллекта (далее – Приказ № 118, Положение).

Документ разработан в рамках реализации норм постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2023 № 1781 «Об утверждении Правил отбора получателей субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг» (далее – Постановление № 1781).

Напомним, в соответствии с Постановлением № 1781 в случае, если в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения или рассмотрения и оценки заявок участников отбора получателей субсидий необходимы:

  • специальные знания, опыт, квалификация в области науки, техники,

главный распорядитель бюджетных средств до размещения объявления о проведении отбора получателей субсидий вправе принять решение о привлечении к проведению отбора получателей субсидий экспертов (экспертных организаций) в целях проведения экспертизы соответствующих заявок.

Данное решение может быть принято при проведении отбора получателей субсидий, в том числе грантов в форме субсидий:

  • Правительством Российской Федерации – в части субсидий, предоставляемых из федерального бюджета;
  • высшим исполнительным органом субъекта РФ – в части субсидий, предоставляемых из бюджета субъекта РФ;
  • местной администрацией муниципального образования – в части субсидий, предоставляемых из местного бюджета.

Решение о привлечении экспертов (экспертных организаций), принимается в форме правового акта и размещается на соответствующем едином портале. Информация о принятом решении о привлечении экспертов (экспертных организаций) включается в объявление о проведении отбора получателей субсидий.

Приказом № 118 установлены:

  • требования к экспертным организациям при рассмотрении и экспертизе заявок;
  • перечень вопросов, по которым проводится экспертиза заявок;
  • единая система оценки заявок по каждому из установленных критериев отбора;
  • требования к содержанию экспертных заключений, а также порядок и сроки их подготовки.

Документ вступил в силу 08 апреля текущего года.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
28.03.2025

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями