/ / Изменения законодательства
Тема недели: В Госдуму внесен проект комплексных поправок в Бюджетный кодекс, включающий новую главу об информационных системах
Время чтения: 6 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Обзор законодательства за период с 07 по 20 апреля 2025 года


  

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


Утвержден перечень поручений по итогам ежегодного отчёта Правительства РФ в Госдуме

На сайте Правительства Российской Федерации опубликованы сведения о содержании поручений Председателя Правительства Российской Федерации по итогам ежегодного отчёта в Госдуме.

В соответствии опубликованной информацией, поручения направлены на повышение эффективности мероприятий по наращиванию собственного производства в стране. В их числе – поручение, реализация которого может оказать влияние на состояние доходной части бюджетов.

В частности, в целях поддержки российских производителей, Минфину России поручено при подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

  • провести детальный анализ эффективности действующих налоговых льгот и преференций.

Источник публикации:
Правительство Российской Федерации / Новости

Дата публикации:
21.04.2025


Расширен функционал системы «Электронный бюджет» в целях ведения автоматизированного мониторинга цен

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2025 № 448 внесены изменения в Положение о ГИИС УОФ «Электронный бюджет», которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 № 658.

Поправки направлены на реализацию норм Федерального закона от 28.12.2024 № 511-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» (действуют с 01.04.2025), которые:

  • вводят понятие автоматизированного мониторинга цен;
  • устанавливают полномочия Федерального казначейства по автоматизированному мониторингу цен на продукцию по ГОЗ.

В соответствии с поправками, внесенными в Положение о системе «Электронный бюджет»:

1) расширен перечень функций, выполняемых централизованными подсистемами ГИИС УОФ «Электронный бюджет»:

  • в перечень функций системы включены функции по обеспечению процесса аккумулирования и агрегирования информации о показателях финансового обеспечения государственного оборонного заказа (ГОЗ) в целях выявления рисков завышения цен госконтрактов Минобороны России по ГОЗ на поставку соответствующей продукции;

2) скорректированы полномочия:

  • операторов системы «Электронный бюджет»  – в части обеспечения доступа к информации, содержащей гостайну для обеспечения автоматизированного мониторинга цен;
  • Федерального казначейства – в части возможности приобретения программно-технических средств, необходимых для выполнения работ в рамках осуществления автоматизированного мониторинга цен.

Предусмотрены и другие корреспондирующие изменения.

Документ вступил в силу 16.04.2025.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
08.04.2025


Усилен прокурорский надзор за реализацией национальных проектов

Опубликован приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2025 № 222, который уточняет подходы к организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов.

Действующий приказ Генпрокурора от 14.03.2019 № 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» дополнен новыми положениями, устанавливающими:

  • требование о необходимости создания межведомственных рабочих групп в аппаратах прокуратур субъектов РФ и специализированных прокуратур для противодействия правонарушениям при реализации нацпроектов;
  • перечень вопросов, подлежащих надзорному сопровождению в особом порядке.

Согласно документу в состав групп подлежат включению руководители (заместители руководителей):

1) территориальных органов отдельных ФОИВ (МВД России, Следственного комитета Российской Федерации, ФСБ России, ФНС России, ФАС России, Казначейства России);

2) контрольно-счетных органов субъектов РФ (по согласованию).

Заседания рабочих групп планируется проводить на ежеквартальной основе.

В особом порядке органами прокуратуры поручено осуществлять надзорное сопровождение заключаемых для государственных и муниципальных нужд контрактов стоимостью 300 млн рублей и выше. В этих целях в ходе заседаний вновь создаваемых рабочих групп поручается проводить анализ:

  • информации о расходных операциях по каждому такому контракту, движения бюджетных средств и сверку по вышеуказанным контрактам;
  • налоговой отчетности, документов, отражающих движение денежных средств и финансовые взаиморасчеты между контрагентами от заказчика до конечного исполнителя.

Соответствующая деятельность будет направлена на выявление:

  • сомнительных операций, фактов некачественного выполнения работ и рисков срыва сроков исполнения контрактов;
  • транзитных организации и фирм-однодневок, участвующих в выводе денежных средств;
  • хищений и других противоправных деяний, связанных с реализацией национальных проектов.

Установлено, что в случае выявления нарушений, должны быть приняты оперативные меры к возмещению ущерба, а также инициированы проверки в соответствии с уголовным законодательством. Документом предусмотрено, что меры реагирования должны учитывать риски для завершения исполнения контрактов и не допускать создания препятствий для добросовестной предпринимательской деятельности.

В этой связи, обращаем внимание, что в рамках обсуждения доклада о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2024 год, представленного в Совете Федерации Генпрокурором России в начале апреля текущего года, отмечено, что «Прокурорам поручено отслеживать финансовые взаиморасчеты между контрагентами от заказчика до конечного исполнителя».

Источник публикации:
Генеральная прокуратура Российской Федерации / Документы

Дата публикации:
27.03.2025


Актуализирован порядок выдачи сертификатов СТ-1 о происхождении товаров для госзакупок

Приказом ТПП РФ от 28.03.2025 № 31 утверждено Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для осуществления закупок дв целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок отдельными видами юридических лиц.

Новый документ разработан в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Речь идет о необходимости подтверждения происхождения отдельных товаров из государств - членов Евразийского экономического союза.

Документ заменяет действующие нормативные акты, регулировавшие выдачу сертификатов СТ-1, в том числе для различных категорий товаров (медицинских изделий, лекарств), и предусматривает введение единого порядка выдачи соответствующих сертификатов. Утверждены новые образцы форм заявлений и правил заполнения сертификатов формы СТ-1. 

В связи с утверждением нового документа утратил силу ранее действующий приказ ТПП РФ 10.04.2015 № 29, а также девять нормативных правовых актов, регулирующих аналогичные вопросы. Установлено, что сертификаты о происхождении товаров формы СТ-1, выданные в рамках действия соответствующих приказов, действительны до истечения срока их действия.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Госдумой рассматриваются комплексные предложения по корректировке Бюджетного кодекса

Госдумой принят к рассмотрению проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 895240-8).

Речь идет о комплексных поправках, разработанных Правительством РФ в 2024 году, предусматривающих, в том числе, дополнение Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) нормами, которые регулируют информационное обеспечение бюджетного процесса. Следует учитывать, что первоначальный текст законопроекта доработан с учетом замечаний и предложений, поступивших в ходе его обсуждения.

Одним из ключевых изменений является дополнение БК РФ новой главой 19.2 «Информационное обеспечение бюджетного процесса»,устанавливающей единые подходы к использованию информационных систем в сфере управления государственными (муниципальными) финансами и их информационному взаимодействию.

Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, предлагается:

1)«зафиксировать необходимость использования ГИИС УОФ «Электронный бюджет» и ее основные функции;

2) определить обязательность:

  • использования данной информационной системы всеми участниками бюджетного процесса федерального уровня;
  • предоставления содержащихся в ней единых классификаторов, справочников, реестров, формуляров и ее отдельных функциональных возможностей в виде сервиса всем заинтересованным пользователям».

Проект также определяет основные направления информационного взаимодействия, в том числе необходимость иных информационных систем представлять юридически значимую электронную информацию.

Поправки, предусмотренные проектом, касаются различных направлений и затрагивают около 20-ти статей БК РФ, в том числе такие как – статья 18, 20, 40.1, 46, 56, 132, 146, 156, 168.4, 179, 217, 241, 242.1, 242.6-1, 242.13-1, 242.23, 242.24, 242.27.

В числе поправок, предусмотренных проектом:

1) уточнение регулирования, включая нормативы зачисления, по отдельным видам платежей (ст. 40.1, 46, 56 – возврат излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет в случае отмены или изменения судебного акта; штрафы за нарушения при охране культурного наследия; государственная пошлина за юридически значимые действия, совершаемые государственными органами субъектов РФ и др.);

2) уточнение норм, регулирующих проведение казначейского мониторинга (статья 242.13-1 БК РФ изложена в новой редакции). В частности, проведение Федеральным казначейством казначейского мониторинга при открытии лицевых счетов и осуществлении операций на указанных лицевых счетах предлагается распространить на всех участников системы казначейских платежей в целях недопущения финансовых нарушений указанными участниками (в настоящее время казначейский мониторинг осуществляется только в отношении участников казначейского сопровождения);

3) установление требования о распределении не позднее августа текущего года объемов межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период, на реализацию национальных проектов (ст. 132 БК РФ);

4) уточнение срока приведения государственных программ субъектов РФ в соответствие с законом о бюджете до 1 февраля текущего финансового года (ст. 179 БК РФ);

5) дополнительная регламентация порядка функционирования:

Кроме того, проект предусматривает внесение поправок в отдельные федеральные законы, такие как:

1) от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

  • уточнение норм в целях однозначного толкования норм в части имущества, расходы на содержание которого учитываются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания;

2) от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»:

  • изменения в целях нормативного урегулирования вопроса осуществления расчетов за поставленные товары и (или) оказанные услуги получателями - автономными учреждениями и др.

3) от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»:

  • поправки в целях создания единого лицевого счета для учета операций со средствами бюджетных учреждений, средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на:

а) иные цели;

б) осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность и др.

Предусмотрены и другие изменения.

На момент формирования дайджеста законопроект находился рассмотрении Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, дата рассмотрения Госдумой не определена.

Источник публикации:
Госдума / Система обеспечения законодательной деятельности / Главная / Объекты законотворчества / Законопроект №895240-8

Дата публикации:
17.04.2025


Предлагается уточнить методики расчета показателей эффективности деятельности Губернаторов за 2024 год

Опубликован для общественного обсуждения проект постановления Правительства Российской Федерации (ID проекта 01/01/04-25/00156248), который предусматривает корректировку методик расчёта отдельных показателей эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ и исполнительных органов субъектов РФ в 2024 году.

Поправки, как следует из пояснительной записки к проекту, разработаны Минэкономразвития России совместно с заинтересованными ФОИВ в целях:

  • совершенствования методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ и исполнительных органов субъектов РФ с учетом особенностей переходного периода к реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2024 № 1014 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации»;
  • внесения правок технико-юридического характера.

Предлагается дополнить постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2025 № 58, которое утверждает соответствующие показатели оценки, и утвердить отдельные методики расчета фактических значений за 2024 годпо следующим семи показателям:

  • «Количество семей, улучшивших жилищные условия»,
  • «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении»,
  • «Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи»,
  • «Объем жилищного строительства»,
  • «Качество городской среды»,
  • «Доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующая нормативам»,
  • «Цифровая зрелость» органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений».

Проектом, в частности, предусмотрено, что показатель «Цифровая зрелость» за 2024 год рассчитывается на уровне субъектов РФ путем определения доли достижения целевых значений индикаторов, предусмотренных приложением к проекту, по следующим блокам:

  • Здравоохранение;
  • Образование (общее);
  • Городское хозяйство и строительство;
  • Общественный транспорт;
  • Государственное управление.

В качестве источников информации для расчета показателя за 2024 год предусматривается использование аккумулируемых в ФГИС координации информатизации данных:

а) исполнительных органов субъектов РФ;

б) ФОИВ и государственных внебюджетных фондов РФ.

Кроме того, возможно использовать сведения, содержащиеся в иных федеральных и региональных информационны системах с юридически значимыми сведениями, которые соответствуют требованиям по интеграции, установленным ответственным ФОИВ (по согласованию с Минцифры России).

Общественное обсуждение проекта продолжится до 28 апреля текущего года включительно.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
14.04.2025


Определен порядок согласования показателей и результатов нацпроектов, декомпозированных по субъектам РФ, в системе «Электронный бюджет»

На общественное обсуждение вынесен проект приказа Минфина России (ID проекта 01/02/04-25/00156086), который разработан в целях обеспечения внедрения модернизированной модели управления национальными проектами, основанной на использовании цифровой системы мониторинга.

Согласно проекту, начиная с бюджетов на 2026 год, формирование и согласование информации о показателях (результатах) нацпроектов, госпрограмм РФ, декомпозированных по субъектам РФ, будет осуществляться в системе «Электронный бюджет». Предусмотрено, что показатели и результаты, в целях достижения которых субъект РФ принимает соответствующие расходные обязательства, на софинансирование которых предоставляются субсидии из федерального бюджета, будут формироваться в автоматическом режиме, в виде:

  • реестра показателей;
  • реестра мероприятий (результатов).

Перечень сведений, предлагаемых к включению в соответствующие реестры, приведен в таблице ниже:

Предложения по содержанию реестров, отражающих сведения о параметрах национальных проектов, декомпозированных по субъектам РФ, формируемых в системе «Электронный бюджет» с 01.01.2026
(проект приказа Минфина России (ID проекта 01/02/04-25/00156086):

реестр показателей

реестр мероприятий (результатов)

1.   наименование показателя

2.   единица измерения показателя

3.   наименование субъекта Российской Федерации

4.   плановое значение показателя по субъекту Российской Федерации

1.   наименование мероприятия (результата)

2.   единица измерения мероприятия (результата)

3.   наименование субъекта Российской Федерации

4.   плановое значение мероприятия (результата) по субъекту Российской Федерации

Установлено, что информация о плановых значениях показателей, достижение которых обеспечивается с использованием единых субсидий, будет формироваться федеральным органом исполнительной власти, которому как получателю средств федерального бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление единых субсидий.

Согласно проекту, сформированная в системе «Электронный бюджет» информация о плановом значении соответствующего параметра, подлежит оценке на предмет достижения и согласованию с уполномоченным исполнительным органом субъекта РФ в трехдневный срок.  При отсутствии по истечении указанного срока решения уполномоченного исполнительного органа субъекта РФ (согласование; необходимость уточнения; отклонение) указанная запись параметра будет считаться согласованной.

В результате внедрения порядка, предусмотренного проектом, будет обеспечена возможность по одновременному отслеживанию исполнения мероприятий, предусмотренных нацпроектами, по финансированию, а также по фактическому достижению запланированных показателей и результатов. Это позволит устранить расхождения между источниками «региональных» и «федеральных» данных, минимизировать ошибки, обусловленные недостоверностью или неточностью информации, повысить оперативность и качество управленческих решений.

Установленный срок окончания общественного обсуждения проекта истекает 21 апреля текущего года.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
07.04.2025


Разработан порядок утверждения методики прогнозирования доходов в системе «Электронный бюджет»

На общественное обсуждение вынесен проект приказа Минфина России (ID проекта 01/02/04-25/00156057), который устанавливает порядок разработки и утверждения главными администраторами доходов федерального бюджета (далее – ГАДФБ) методики прогнозирования поступлений доходов в бюджеты с использованием ГИИС УОФ «Электронный бюджет» (далее – проект).

Проект разработан в целях реализации изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 № 1665 в Общие требования к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 574.

Проектом устанавливаются:

  • алгоритм действий ГАДФБ при разработке и утверждении методики прогнозирования в форме электронного реестра в системе «Электронный бюджет», а также внесении изменений в методику;
  • порядок формирования и утверждения соответствующей реестровой записи, включая ее содержание, сроки и формат подписания и согласования информации по реестровой записи с Минфином России;
  • порядок исправления несоответствий и рассмотрения разногласий, возникших в ходе согласования информации.

В случае утверждения документа в первоначальной редакции новый порядок будет применяться с 1 июля 2025 года.

Установленный срок окончания общественного обсуждения проекта истекает 21 апреля текущего года.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
07.04.2025


Обсуждаются поправки в федеральные стандарты по внутреннему финансовому аудиту

Минфин России разработал и вынес на общественное обсуждение проект ведомственного приказа (ID проекта 01/02/04-25/00156159), который предусматривает корректировку отдельных федеральных стандартов, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита.

Предлагается внести изменения в такие стандарты как:

1) «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» (утвержден приказом Минфина России от 18.12.2019 № 237н):

  • уточняются нормы, регулирующие порядок передачи администратором бюджетных средств (АБС) полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита (ВФА) в случае, если он является одновременно главным администратором бюджетных средств (ГАБС) другого бюджета;

2) «Реализация результатов внутреннего финансового аудита» (утв. приказом Минфина России от 22.05.2020 № 91н), стандарт дополняется нормами, регулирующими:

  • порядок выбора данных для формирования годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА;
  • полномочия субъекта ВФА (ГАБС), принявшего полномочия по осуществлению ВФА (АБС) и др.

3) «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности» (утв. приказом Минфина России от 01.09.202. № 120н):

  • предлагается уточнить порядок представления промежуточных и (или) предварительных результатов аудиторского мероприятия и др.

Установленный срок общественного обсуждения проекта истекает 23 апреля текущего года.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
09.04.2025

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями