Top.Mail.Ru
О возможности неисполнения судебных решений в случае отсутствия бюджетных ресурсов (ч. 7 ст. 215.1 БК РФ в редакции Федерального закона от 21.04.2025 № 84-ФЗ)
О возможности неисполнения судебных решений в случае отсутствия бюджетных ресурсов (ч. 7 ст. 215.1 БК РФ в редакции Федерального закона от 21.04.2025 № 84-ФЗ)

Автор

Елена Зенцова,

Заместитель директора ДМАиК

Время чтения: 5 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

ВОПРОС:

Федеральным законом от 21.04.2025 № 84-ФЗ статья 215.1 «Основы исполнения бюджета» Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) дополнена новой нормой, которая увязывает исполнение судебных актов с наличием в бюджете соответствующих ресурсов. Возникает вопрос - как действовать в случае, если бюджетных ассигнований по соответствующим статьям расходов недостаточно или они отсутствуют с учетом того, что исполнение судебных актов должно осуществляться в регламентированные сроки.

Действующей редакцией части 7 статьи 215.1 БК РФ (в ред. от 21.04.2025 № 84-ФЗ), предусмотрено, что:
«Исполнение судебных актов (за исключением судебных актов, вынесенных в целях компенсации вреда, причиненного лицам), требующих выделения бюджетных ассигнований в текущем финансовом году, осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете по статьям расходов, соответствующим целям, определенным судебным актом».

Прямое толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что бюджетное законодательство устанавливает запрет на исполнение судебных решений, если в бюджете соответствующего публично-правового образования не предусмотрено и (или) недостаточно средств (за исключением установленных случаев). С точки зрения исполнения бюджета внесение такой поправки направлено на минимизацию (исключение) практики «чрезмерных» выплат по судебным решениям, приводящих к сокращению иных, прежде всего, социальных, статей расходов бюджета.

В то же время, законодательство о судебной системе, процессуальные кодексы наделяют судебные решения обязательной силой без оговорки на наличие средств в бюджете. Таким образом, необходимость исполнения вышеприведенной нормы бюджетного законодательства может способствовать снижению эффективности системы реального исполнения судебных актов.

В связи с этим, на наш взгляд, в текущей деятельности следует исходить из следующего.

1.Механизм принудительного взыскания долгов с бюджета имеет свою специфику, обусловленную публичным статутом должника и самим устройством бюджетного процесса.

Так, установленный главой 24.1 «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на средства участников казначейского сопровождения» БК РФ порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы предусматривает увеличенный по сравнению с общепринятым срок на исполнение исполнительного документа - три месяца.

Пунктом 4 статьи 242.4 «Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета территориального государственного внебюджетного фонда) по денежным обязательствам казенных учреждений» БК РФ установлена обязанность направления должником при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа запроса-требования о необходимости выделения ему дополнительных средств в целях исполнения исполнительного документа.

Запрос подлежит направлению органу государственной власти (органу управления территориальным государственным внебюджетным фондом), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта РФ (бюджета территориального государственного внебюджетного фонда), в ведении которого он находится (далее – ГРБС). ГРБС, в свою очередь, обязан в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений, обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (п.5 ст. 242.4 БК РФ).

Аналогичные нормы установлены статьей 242.5 «Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений» применительно к деятельности на уровне муниципальных образований.
Статья 217 «Сводная бюджетная роспись» БК РФ устанавливает механизмы, обеспечивающие возможность принятия финансовым органом организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, в рамках исполнения бюджета.

Таким образом, при наличии ресурсов по иным статьям расходов, формально имеется возможность обеспечить исполнение судебных актов за счет перераспределения соответствующих бюджетных ресурсов.

В случае отсутствия такой возможности, целесообразно инициировать реализацию дополнительных мер по привлечению в бюджет дополнительных источников доходов (в счет погашения недоимки по налоговым и неналоговым платежам, которые являются источниками формирования соответствующего бюджета, дебиторской задолженности и т.п.) с тем, чтобы в дальнейшем перераспределить полученные дополнительные ресурсы в счет уплаты по судебным актам (при наличии возможности и соответствующего управленческого решения).

Целесообразность проведения данных мер обоснована тем, что анализ имеющейся судебной практики свидетельствует о том, что:
несмотря на то, что в настоящее время при рассмотрении соответствующих дел суды не учитывают наличие или отсутствие в бюджете необходимых средств для исполнения исполнительного документа («Органы власти не могут ссылаться на недостаточное финансирование в оправдание неуплаты долга, установленного решением суда»)*,

в случае наличия оснований, подтверждающих принятие мер к исполнению, доказательств наличия причин, объективно препятствовавших исполнению решения суда, а также соответствия конкретной ситуации «критериям разумности» (содействие обеспечению судопроизводства в разумный срок, реализация должником максимально возможного перечня мер по изысканию средств для погашения задолженности и др.), при рассмотрении конкретной ситуации суды могут учесть фактическое состояние должника, включая состояние бюджета соответствующего публично-правового образования (дотационность и др.), при вынесении окончательного решения по делу.

2. Статьей 242.1 «Общие положения» БК РФ установлено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с БК РФ средства участников казначейского сопровождения производится, в том числе, в соответствии с установленными законодательством требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам.
Существующая система реального исполнения судебных актов предусматривает механизмы, позволяющие получить отсрочку или рассрочку исполнения судебных актов (Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ГПК РФ, КАС РФ, АПК РФ).
Основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа являются наличие:
заявления должника, поданного в соответствующую инстанцию;
неустранимых на момент обращения в суд обстоятельств, препятствующих исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Решение вопроса о предоставлении отсрочки/рассрочки исполнения судебного акта производится по усмотрению суда. Необходимость ее предоставления может диктоваться любыми заслуживающими внимания обстоятельствами, при которых суд сочтет возможным и целесообразным предоставить отсрочку исполнения решения.

Резюме

В случае отсутствия бюджетных ассигнований по соответствующим статьям расходов, заинтересованным участникам целесообразно обеспечить:

реализацию максимально возможных действий в целях своевременного исполнения судебного акта (в т.ч. меры по изысканию дополнительных ресурсов и (или) их перераспределению);

проведение мер по обеспечению исполнения решения в оптимальные сжатые сроки с тем, чтобы общий срок неисполнения судебного акта нельзя было расценить как неразумный (исходя из судебной практики - год и выше).

При сохранении обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, целесообразно рассмотреть возможность обращения в суд, выдавший исполнительный лист, с просьбой отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения (до наступления событий, обеспечивающих возможность исполнения судебного решения).
Вместе с тем, учитывая наличие противоречий норм бюджетного, судебного и процессуального законодательства, распространенность и значимость рассматриваемой ситуации для значительного числа публично-правовых образований, а также возражения представителей юридического сообщества при согласовании данных поправок в ст. 215.1 БК РФ, целесообразно организовать мониторинг разъяснений Минфина России по вопросам применения соответствующих новаций бюджетного законодательства (норм Федерального закона от 21.04.2025 № 84-ФЗ, предусматривающих соответствующую корректировку ст. 215.1 БК РФ).

Ответ подготовила: Елена Зенцова, заместитель директора Департамента методологии, анализа и консалтинга БФТ-Холдинга

* Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.05.2025 N Ф01-922/2025 по делу № А29-1861/2025
Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями