Top.Mail.Ru
Тема месяца: Принято решение об объединении федеральных ГИС для ведения документооборота, подготовки нормативных актов и хранения документов
Тема месяца: Принято решение об объединении федеральных ГИС для ведения документооборота, подготовки нормативных актов и хранения документов
Время чтения: 7 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Обзор новаций в сфере цифровизации за август 2025 года (на 15.08.2025)


  

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

 

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


Закреплены результаты эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности

Федеральным законом от 31.07.2025 № 304-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие упрощение разрешительных процедур.

Объем документа составляет 382 страницы, поправки внесены в 70 федеральных законов. Отдельные из внесенных новаций закрепляют результаты эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, включая лицензирование, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2021 № 1279. В их числе:

1) оптимизация и автоматизация процессов подачи, приема, рассмотрения заявлений о предоставлении разрешений и лицензий, в т.ч.:

  • сокращение количества документов, представляемых заявителем самостоятельно, за счет расширения перечня документов, которые запрашиваются в уполномоченных органах в порядке межведомственного взаимодействия;
  • сокращение сроков предоставления государственных услуг;
  • предоставление возможности подачи заявления о предоставлении востребованных госуслуг в электронной форме посредством ЕПГУ;

2) переход на реестровую модель учета результатов предоставления государственных услуг;

3) выдача результатов предоставления госуслуг в форме электронного документа и др.

Новые нормы вступят в силу с 01.03.2026, за исключением отдельных положений.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
31.07.2025


Образовано Единое информационное пространство процессов госуправления

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2025 № 1170 внесены изменения в отдельные акты Правительства Российской Федерации, которые направлены на объединение существующих государственных информационных систем (ГИС) для документооборота, подготовки нормативных актов и хранения документов в госуправлении.

Согласно внесенным поправкам в единый контур информационного пространства процессов госуправления войдут такие системы, как:

  • ГИС «Нормотворчество»;
  • СЭД Аппарата Правительства Российской Федерации;
  • ГИС «Платформа «Центр хранения электронных документов»;
  • ГИС «Типовое облачное решение системы электронного документооборота»;
  • подсистема для электронного обмена документами с пометкой «Для служебного пользования»;
  • иные облачные и технологические подсистемы.

Полномочия оператора единого информационного пространства, согласно постановлению, возложены на Минцифры России.

Как отмечено на сайте Правительства РФ, (цитата):

  • «Бесшовное взаимодействие между системами, единая нормативная и справочная информация, единые сквозные процессы позволят сократить внутриведомственный и межведомственный документооборот, уменьшить сроки подготовки и согласования проектов нормативных актов.
  • …Интеграция систем между собой повысит прозрачность процессов документооборота – от отслеживания истории изменения документов в системах до контроля статуса исполнения».

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
05.08.2025


Определен ФОИВ, исполняющий полномочия по информационному обеспечению технологической политики

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2025 № 1164 Минэкономразвития России определен в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти (ФОИВ) в области технологической политики в Российской Федерации.

Согласно документу на него возложены следующие полномочия:

  • обеспечение создания, эксплуатации и модернизации информационной системы сбора, записи, систематизации, накопления, хранения, защиты, уточнения, извлечения, использования, анализа, интерпретации, передачи данных о планируемой и об осуществляемой деятельности по реализации технологической политики (далее – система сбора и анализа);
  • принятие решений на основе таких данных и обеспечение создания, эксплуатации и модернизации информационной системы управления нормативно-справочной информацией в сфере развития технологий;
  • обеспечение предоставления доступа к соответствующей информации.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
05.08.2025


Установлены полномочия Росстата и Минцифры России при развитии ГИС ЦАП на ЕЦП «ГосТех»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2025 № 1163 скорректированы положения, регулирующие создание, развитие и эксплуатацию ГИС «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных» (далее – ГИС ЦАП).

Поправки внесены в общую часть постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2021 № 956, а также Положение о ГИС ЦАП.

Установлено, что:

1) Росстат:

  • является оператором и государственным заказчиком ГИС ЦАП;
  • выполняет функции центра компетенций информационной системы по справочной и методологической поддержке пользователей;
  • вправе привлекать подведомственное ему государственное учреждение для обеспечения информационно-аналитической и экспертной поддержки выполнения мероприятий по развитию, эксплуатации и внедрению системы; подготовки предложений по формированию требований к ней, технических заданий и частных технических заданий по ее развитию и др.;

2) при развитии ГИС ЦАП на единой цифровой платформе «ГосТех»:

а) Минцифры России:

  • является техническим заказчиком;
  • обеспечивает развитие информационной системы на ЕЦП «ГосТех»;

б) Росстат:

  • является функциональным заказчиком работ по развитию системы на ЕЦП «ГосТех».

В Положение о ГИС ЦАП внесены соответствующие корреспондирующие изменения.

Документ вступил в силу с 10.08.2025.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
02.08.2025


Утверждены требования к обезличиванию персональных данных, а также методы и правила их обезличивания

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.08.2025 № 1154 утверждены:

  • требования к обезличиванию персональных данных (ПД);
  • методы обезличивания ПД;
  • правила обезличивания ПД.

Документ устанавливает нормы, подлежащие исполнению при получении оператором или уполномоченным органом от Минцифры России требования о предоставлении персональных данных, полученных в результате обезличивания, направляемого в соответствии с ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Установлено, в частности, что при обезличивании персональных данных оператор должен обеспечить:

  • соблюдение правил обезличивания персональных данных и методов их обезличивания;
  • раздельное хранение персональных данных и обезличенных данных, исключение из обезличенных данных информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
  • возможность внесения изменений и дополнений в обезличенные данные и др.

Направляемое оператору требование о предоставлении обезличенных данных подлежит согласованию с ФСБ России, Роскомнадзором, а также Банком России (при направлении требования о предоставлении обезличенных данных банкам, иным кредитным организациям, филиалам иностранных банков, некредитным финансовым организациям, субъектам национальной платежной системы, лицам, оказывающим профессиональные услуги на финансовом рынке).

Установлен следующий перечень применяемых методов обезличивания персональных данных:

1) метод введения идентификаторов;

2) метод изменения состава или семантики;

3) метод декомпозиции;

4) метод перемешивания;

5) метод преобразования.

Оператор или уполномоченный орган:

  • осуществляет обезличивание ПД в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Минцифры России по согласованию с ФСБ России;
  • предоставляет обезличенные данные в государственную информационную систему Минцифры России в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О персональных данных» (ст. 13.1);
  • осуществляет обезличивание ПД с использованием собственных программно-аппаратных средств и обеспечивает доступность обезличенных данных для автоматизированного предоставления в ГИС Минцифры России.

Начало действия документа – 01.09.2025.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
05.08.2025

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Уточняются правила субсидирования субъектов РФ при интеграции РИС с витриной данных

Разработан и вынесен на общественное обсуждение проект постановления Правительства Российской Федерации, вносящий изменения в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий по развитию региональных информационных систем в целях интеграции с витриной данных органов государственной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами (ID проекта 04/12/08-25/00159127).

Поправки предлагается внести в приложение № 39 к государственной программе Российской Федерации «Информационное общество». Речь идет о реализации мероприятий в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства».

Сравнительный анализ действующей и предлагаемой нормы приведен в таблице ниже:

Редакция абзаца 1 п. 16 приложения № 39 к государственной программе Российской Федерации «Информационное общество»

Действующая редакция

(ПП РФ от 15.04.2014 № 313)

 Предлагаемая редакция 

(ID проекта 04/12/08-25/00159127) 

«16. В региональную витрину данных, развернутую на единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех», или иную витрину данных предоставляются сведения, приведенные в перечне сведений, находящихся в распоряжении

-      государственных органов субъектов РФ,

-      органов местного самоуправления,

-      территориальных государственных внебюджетных фондов

-      либо подведомственных государственным органам субъектов РФ или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг,

-      и необходимых для предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 г. № 1123-р.»

«16. В региональную витрину данных, развернутую на единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех», или иную витрину данных предоставляются сведения, находящиеся в распоряжении

-      государственных органов субъектов Российской Федерации,

-      органов местного самоуправления,

-      территориальных государственных внебюджетных фондов

-      либо подведомственных государственным органам субъектов РФ или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг,

-      и необходимых для предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,

-      в том числе приведенные в перечне Сведений, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1123-р,

-      и (или) сведения о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также результатов предоставления государственной или муниципальной услуги, результатов предоставления услуги, указанной в части 3 статьи 1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2022 г. № 277 «О направлении в личный кабинет заявителя в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также результатов предоставления государственной или муниципальной услуги, результатов предоставления услуги, указанной в части 3 статьи 1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Таким образом, проектом предусматривается корректировка объема сведений, подлежащих представлению в региональную витрину данных, развернутую на единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех», или иную витрину данных при реализации соответствующих мероприятий в рамках реализации вышеуказанного федерального проекта.

Срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта истек 14.08.2025.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
07.08.2025


Разработан проект Порядка создания и ведения витрин данных органов госвласти

На общественное обсуждение вынесен проект приказа Минцифры России, предусматривающий утверждение Порядка создания и ведения витрин данных органов государственной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами (ID проекта 01/02/08-25/00159067).

Проект:

1) определяет порядок создания и ведения витрин данных органов госвласти и органов управления государственными внебюджетными фондами, в том числе:

  • этапы создания витрин данных,
  • порядок проведения оценки целесообразности их создания,
  • требования к созданию витрин данных и их функционированию.

2) регламентирует вопросы обеспечения доступа и получения государственных данных из витрины данных посредством направления регламентированных запросов.

Предусматривается, в частности, что целесообразность создания витрины данных при реализации мероприятий по созданию (развитию) информационных систем должна оцениваться по итогам анализа соответствия следующим шести критериям:

1) государственные данные востребованы для оказания госуслуг в проактивном режиме, формирования отчетов или создания информационно-аналитических панелей (дашбордов);

2) государственные данные хранятся в более чем в 2 различных информационных системах обладателя государственных данных;

3) государственные данные должны передаваться в режиме онлайн;

4) требуется контроль за качеством передаваемых государственных данных;

5) требуется выделение высоконагруженного сегмента информационной системы обладателя государственных данных для передачи данных (количество запросов, обрабатываемых информационной системой, более 50 за 1 секунду или более 1 млн запросов в год);

6) данные необходимы для большого количества разных пользователей государственных данных с различными атрибутами от 1 обладателя государственных данных (не менее 5 различных регламентированных запросов для разных пользователей государственных данных).

Планируется, что оценка будет осуществляться оператором единой платформы (при создании витрины), а также ежегодно проводиться обладателем государственных данных в соответствии с вышеуказанными критериями.

Согласно проекту создание витрины данных обладателем государственных данных может осуществляться с использованием:

а) типового тиражируемого программного обеспечения, предназначенного для предоставления государственных данных из информационных систем участников взаимодействия другим участникам взаимодействия, включая их трансформацию, загрузку, хранение и обработку регламентированных запросов (далее – типовое программное обеспечение витрин данных);

б) иного программного обеспечения, соответствующего техническим требованиям к программному обеспечению витрин данных, утвержденным Минцифры России в соответствии с подпунктом «и» пункта 9 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697.

Проект также регламентирует вопросы вывода из эксплуатации витрины данных. В частности, предусматривается, что вывод их из эксплуатации осуществляется:

  • обладателем государственных данных в случае принятия правового акта, регламентирующего исключение витрины данных из перечня витрин данных, используемых при межведомственном информационном взаимодействии;
  • в связи с получением отрицательного заключения по результатам оценки целесообразности использования витрины данных.

Вывод из эксплуатации витрины данных должен быть оформлен приказом обладателя государственных данных.

Общественное обсуждение проекта продлится до 20.08.2025.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
05.08.2025

 

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА


Утверждены правила подготовки и реализации проектов по развитию сквозных технологий

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2025 № 1141 урегулированы отдельные вопросы, связанные с развитием сквозных технологий.

Напомним, что понятие «сквозные цифровые технологии» было впервые введено в изначальной версии программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р). К ним относятся универсальные технологии, не связанные с конкретной сферой или продуктом, которые используются во всех отраслях экономики, социальной сфере и государственном управлении, в том числе технологии искусственного интеллекта.

Постановлением № 1141 утверждены:

  • Правила подготовки и выполнения планов мероприятий по реализации проектов по развитию сквозных технологий;
  • Правила заключения, изменения и прекращения действия соглашений о развитии сквозных технологий;
  • Правила осуществления мониторинга исполнения соглашений о развитии сквозных технологий;
  • Типовая форма соглашения о развитии сквозных технологий.

Установлено, в частности, что при подготовке проекта плана мероприятий формируются:

а) пояснительная записка, содержащая:

  • определения терминов и понятий, используемых в проекте плана мероприятий;
  • основания разработки проекта плана мероприятий;
  • основные задачи проекта плана мероприятий;
  • описание ключевых особенностей развития сквозной технологии, предусмотренной проектом плана мероприятий;

б) паспорт плана мероприятий (форма установлена приложением № 1 к документу, включает 18 позиций, в том числе оценку бюджетной эффективности, финансовую модель, бизнес-план проекта и др.);

в) план-график реализации проекта по развитию (по форме, установленной приложением № 2, включает отражение этапов, мероприятий и контрольных точек проекта по развитию сквозных технологий, объемы финансирования, меры господдержки и др.);

г) иные положения, включаемые в план мероприятий в виде дополнительных частей плана мероприятий.

Минэкономразвития России поручено в 3-месячный срок со дня вступления в силу Постановления № 1141 утвердить Методические рекомендации по проведению оценки целесообразности реализации планов мероприятий по реализации проектов по развитию сквозных технологий.

Документ вступит в силу 28.01.2026.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
31.07.2025


Планируется провести эксперимент по использованию генеративного ИИ в госуправлении 

Завершилось общественное обсуждение проекта постановления Правительства Российской Федерации, которое предусматривает проведение эксперимента по использованию генеративного искусственного интеллекта в государственном управлении (ID проекта 01/01/07-25/00158629).

Проект разработан Минцифры России в инициативном порядке в целях выработки эффективного механизма использования технологий ИИ в госуправлении и взаимодействия ФОИВ, исполнительных органов субъектов РФ в части обработки и анализа данных с помощью указанных технологий (сведения, составляющие гостайну, не подлежат передаче и обработке в рамках эксперимента).

Согласно проекту планируется обеспечить создание унифицированных технологических решений (Сервисов) – технологий, программ для ЭВМ, баз данных или их совокупности, использующих большие генеративные модели ИИ, предназначенные для выполнения типовых задач в процессах госуправления по пяти направлениям использования, а именно:

  1. Управление данными;
  2. Обработка текстовых документов на естественном языке;
  3. Развитие кадрового потенциала;
  4. Управление рисками;
  5. Работа с контентом.

Перечень направлений предлагается установить приложением к Положению о проведении эксперимента, которое также включает информацию о Сценариях использования и критериях оценки по каждому из направлений.

Создание и предоставление Сервисов планируется обеспечить несколькими способами, в том числе сервисы могут быть:

а) созданы Минцифры России на базе ФГИС «Единая информационная платформа национальной системы управления данными» (НСУД);

б) созданы отдельными поставщиками и размещены на технологической инфраструктуре соответствующего поставщика (доступ к указанным Сервисам предоставляется Минцифры России на базе единой информационной платформы без заключения лицензионного договора или договора об отчуждении исключительного права);

в) предоставлены поставщиками пользователям на основании лицензионных договоров в случае, если речь идет о программах для ЭВМ.

Определение поставщиков технологических решений (сервисов), привлекаемых для предоставления соответствующих решений, будет осуществляться президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию.

Полномочия по координации и методической поддержке проведения эксперимента планируется возложить на Минцифры России.

Участие в эксперименте субъектов РФ предусматривается на добровольной основе, для участия в эксперименте пользователи должны будут направить запрос с указанием направлений эксперимента в адрес Минцифры России.

На данный момент сроки проведения эксперимента проектом не определены (согласно открытым данным, они будут установлены после прохождения общественного обсуждения, оценки регулирующего воздействия и завершения других необходимых процедур).

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
23.07.2025


Обновлен рейтинг российских вузов по подготовке кадров для ИИ

На сайте Альянса в сфере искусственного интеллекта опубликован обновленный рейтинг российских вузов по подготовке кадров в области искусственного интеллекта (ИИ).

Напомним, что данный рейтинг разрабатывается по поручению Президента России в рамках создания системы оценки вузов, развивающих ИИ-направления, для повышения качества подготовки специалистов, предоставления объективной информации о вузах абитуриентам и государству.

Аналитическая база для подготовки рейтинга основана на данных из открытых источников, результатах опросов и данных Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Методология формирования рейтинга согласована Минобрнауки России и учитывает результаты оценки качества подготовки специалистов в области ИИ по четырем блокам критериев:

  • востребованность выпускников в найме;
  • актуальность процесса обучения в сфере ИИ;
  • образовательная среда;
  • активность по развитию школьного образования.

Актуальный рейтинг включает 203 российских университета из 68 регионов. Наибольшая концентрация вузов сохранилась в Москве и Санкт-Петербурге. Общее количество вузов-лидеров осталось неизменным и составило 5 учебных заведений.

В зависимости от присвоенного рейтинга в их число входят:

1) высшая категория А++ (впервые сформирована в текущем году):

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ВШЭ);

2) группа А+:

  • Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО);
  • Московский физико-технический институт (МФТИ);

3) группа А:

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ);
  • Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ).

С детальной информацией о рейтинге, а также ответами на наиболее частые вопросы, связанные с его формированием, можно ознакомиться здесь.

Источник публикации:
Официальный сайт альянса / Рейтинг вузов

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями