Top.Mail.Ru
Тема недели: Разработана система контроля за органами местного самоуправления и их должностными лицами
/ / Изменения законодательства
Тема недели: Разработана система контроля за органами местного самоуправления и их должностными лицами
Время чтения: 7 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Обзор законодательства за период с 27 октября по 09 ноября 2025 года


  

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


Процесс выделения средств из резервного фонда Правительства РФ будет ускорен

В открытом доступе опубликовано поручение заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – руководителя аппарата Правительства Российской Федерации от 01.11.2025 № ДГ-П13-41501 о необходимости ускорения процедур выделения средств из резервного фонда Правительства РФ.

Так, главным распорядителям средств федерального бюджета поручено в соответствующих случаях обеспечить одновременное оперативное направление:

1) в доход федерального бюджета – средств, подлежащих зачислению в резервный фонд Правительства РФ;

2) в Минфин России – проекта распоряжения о выделении средств из резервного фонда Правительства РФ.

Минфину России, в свою очередь, поручается обеспечить приоритетное рассмотрение таких проектов (при условии зачисления средств в федеральный бюджет).

Отмечается, что реализация нового механизма позволит сократить сроки прохождения документов, обеспечить оперативное принятие финансовых решений и в целом будет способствовать повышению управляемости резервным фондом.

Источник:
Телеграмм / Майский указ


Внесены поправки в закон о федеральном бюджете

Федеральным законом от 04.11.2025 № 414-ФЗ скорректированы параметры федерального бюджета на 2025 год.

Как следует из пояснительной записки к соответствующему законопроекту, поправки подготовлены на основе предварительных итогов социально-экономического развития страны за 2025 год, с учетом результатов исполнения федерального бюджета за январь – август и ожидаемого исполнения за текущий год.

По сравнению с ранее утвержденными параметрами:

  • уменьшен общий объем доходов;
  • увеличен дефицит федерального бюджета до 5,736 триллиона рублей (с 1,7% до 2,6% ВВП), источник финансирования дефицита бюджета – внутренние заимствования.

Общий объем расходов сохранен, однако произведено перераспределение бюджетных ассигнований, в частности:

1) увеличены расходы бюджета на реализацию госпрограмм:

  • «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» (льготная ипотека, дальневосточная и арктическая ипотека, ИТ-ипотека, семейная ипотека);
  • «Развитие транспортной системы»;
  • «Развитие оборонно-промышленного комплекса»;

2) направлены дополнительные средства на финансовое обеспечение национальных проектов, в том числе нацпроектов «Семья», «Молодежь и дети», «Инфраструктура для жизни»;

3) увеличены ассигнования на поддержку:

  • сельхозпроизводителей;
  • финансирования мер противодействия природным катаклизмам;
  • обеспечения пожарной безопасности;
  • проведения мелиоративных мероприятий.

Кроме того, уточняется распределение отдельных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ без изменения их общего объема (в том числе на плановый период 2026 и 2027 годов).

Документ вступил в силу со дня его официального опубликования (04.11.2025).

Источник:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
04.11.2025 


Скорректированы нормы о предоставлении мер господдержки в рамках реализации СЗПК

Федеральным законом от 04.11.2025 № 413-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации».

Расширены права и обязанности участников деятельности в сфере защиты и поощрения капиталовложений, уточнены подходы к заключению и реализации Соглашений о защите и поощрении капиталовложений (далее – Соглашение, СЗПК), в том числе:

1) Правительство РФ наделено правом по утверждению Общих требований к порядку возмещения соответствующих затрат муниципальными образованиями;

2) введена обязанность органов местного самоуправления по учету Общих требований, утвержденных Правительством РФ, при принятии нормативных правовых актов, регулирующих порядок возмещения муниципальными образованиями затрат, понесенных организацией, реализующей проект, в рамках осуществления инвестиционного проекта (ранее соответствующие Общие требования необходимо было учитывать только на уровне субъектов РФ);

3) дополнен перечень условий, отражаемых в СЗПК;

4) уточнены положения, регулирующие порядок возмещения затрат в форме субсидии в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Предусмотрены и другие изменения.

Новации вступили в силу со дня официального опубликования документа (04.11.2025), за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

В частности, с 01.01.2026 вступят в силу нормы, устанавливающие обязательность отражения в перечне условий, включаемых в Соглашение, а именно условия о соблюдении предельно допустимых отклонений от параметров реализации инвестиционного проекта, в пределах:

  • 10 процентов – применительно к имеющим (предполагающим) количественное выражение характеристикам объектов недвижимого имущества и (или) комплекса объектов движимого и недвижимого имущества, связанных между собой и подлежащих созданию (строительству) либо реконструкции и (или) модернизации.

В этой связи обращаем внимание, что постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2025 № 1709 утверждены:

  • перечень документов, представляемых организацией, реализующей проект в рамках СЗПК, в целях получения налогового вычета;
  • порядок рассмотрения документов;
  • условия предоставления данной меры государственной поддержки.

Реализация положений документа позволит организациям, реализующим инвестиционные проекты, получить возмещение затрат в форме налогового вычета, который будет применяться в отношении уплаченных в связи с реализацией проекта в рамках СЗПК:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на имущество организаций;
  • земельного налога.

Размер вычета может составить (при условии непревышения вычета над величиной уплаченных налогов):

  • до 50% затрат на строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры, которые используются для реализации инвестиционного проекта;
  • до 100% – на объекты сопутствующей инфраструктуры.

Воспользоваться данной мерой поддержки смогут проекты федерального значения. Для получения вычета необходимо представить в Минэкономразвития России документы, подтверждающие размер понесенных затрат. 

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
04.11.2025

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
06.11.2025


Актуализированы подходы к осуществлению ФОИВ централизованных закупок

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2025 № 1680 внесены изменения в отдельные акты Правительства Российской Федерации, регулирующие планирование и осуществление централизованных закупок товаров, работ, услуг для федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ).

Поправки разработаны в рамках реализации «дорожной карты» по осуществлению централизации закупок товаров, работ, услуг для ФОИВ, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, уполномоченным федеральным казенным учреждением (ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России»). Подробности см. здесь.

Основной блок изменений внесен в постановление Правительства РФ от 19.06.2020 № 892 «О возложении на федеральные казенные учреждения полномочий на планирование и осуществление централизованных закупок товаров, работ, услуг для федеральных органов исполнительной власти» (далее – Постановление № 892), в том числе:

  • определен перечень учреждений, ответственных за определение поставщиков нетиповых товаров, работ, услуг (далее – ТРУ), а также Правила взаимодействия ФОИВ (их территориальных органов) с федеральным казенным учреждением при определении поставщиков нетиповых ТРУ;
  • установлен перечень закупок, на которые не распространяется порядок, установленный Постановлением № 892;
  • определена вторая группа ФОИВ – участников централизованных закупок (10 федеральных министерств и ведомств – с 2027 года, в т.ч. Минприроды, Минспорт, Минэнерго, Минздрав, Минпросвещения, Минкультуры, Рособрнадзор, Роструд, Роснедра и Росмолодёжь).

Напомним, что первая группа ФОИВ, которые должны начать централизованные закупки в 2026 году, утверждена постановлением Правительства РФ от 11.11.2024 № 1520 (Федеральная пробирная палата, Росимущество, Рослесхоз, Росрыболовство, Минсельхоз, Минвостокразвития, Россельхознадзор, Росалкогольтабакконтроль, Росгидромет и Росводресурсы).

Как отмечено на сайте Правительства РФ, данное решение (цитата):

  • «...позволит избавить государственные органы от части административных процедур при проведении тендеров, а также снизить стоимость приобретаемых товаров, работ и услуг за счёт большого объёма закупок».

Предусмотрены и другие изменения.

Документ вступил в силу 30.10.2025.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
30.10.2025 


Уточнен Порядок проверки информации перечня источников доходов РФ

Завершена регистрация в Минюсте России приказа Минфина России от 20.08.2025 № 113н, который уточняет Порядок проведения проверок информации, содержащейся в перечне источников доходов РФ (утв. приказом Минфина России от 25.05.2020 № 90н).

В частности:

  • детализированы положения, определяющие полномочия финансовых органов, осуществляемые в рамках проверки информации об источниках доходов бюджетов, содержащейся в Перечне источников доходов;
  • уточнен перечень соответствующих полномочий Федерального казначейства (в том числе в части проверки информации в Перечне о консолидированных группах источников доходов и группах источников доходов одного бюджета).

Предусмотрены и другие изменения.

Поправки применяются с 17.11.2025.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
06.11.2025


Минюст зарегистрировал акты ФК, уточняющие регулирование казначейского обслуживания и сопровождения

Минюст России зарегистрировал ряд документов, регулирующих отдельные направления деятельности участников в рамках казначейского обслуживания и сопровождения.

В их числе:

1) приказ Федерального казначейства от 01.10.2025 № 13н, который вносит изменения в Порядок казначейского обслуживания операций со средствами участников казначейского сопровождения, утвержденный приказом Федерального казначейства от 15.12.2021 № 40н.

Документом, в частности, вводятся нормы, устанавливающие:

а) предельные сроки по отдельным операциям, в частности, установлены:

  • срок приема к исполнению распоряжений, представленных в ТОФК Клиентом в целях оплаты обязательств, санкционирование которых осуществляется в автоматическом режиме в ГИИС «Электронный бюджет» (в течение текущего рабочего дня);
  • срок возврата ТОФК суммы поступлений, отнесенных к невыясненным поступлениям в установленных случаях (на основании письменного обращения плательщика – не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления обращения);

б) порядок проверки ФК представленного клиентом Уведомления для уточнения операций, отраженных на лицевом счете (разделе на лицевом счете).

Предусмотрены и другие изменения.

Начало действия документа – 17.11.2025, за исключением отдельных положений. В частности, с 01.01.2027 вступит в силу положение, устанавливающее обязанность по представлению клиентом в ТОФК распоряжения о совершении казначейских платежей на банковские карты «Мир» физических лиц для соответствующих платежей.

2) приказ Федерального казначейства от 30.09.2025 № 12н, который уточняет особенности проведения территориальными органами Федерального казначейства проверок при осуществлении расширенного казначейского сопровождения, установленные приказом Федерального казначейства от 22.12.2021 № 43н.

Документом, в частности, скорректированы положения Регламента проведения ТОФК проверки соответствия фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в частности, уточняются положения, регулирующие:

  • содержание перечня документов, которые подлежат представлению заказчиком в ТОФК в целях проведения осмотра;
  • порядок оформления ТОФК результатов осмотра в случае, если в ходе проведения осмотра фактически выполненных строительно-монтажных работ установлены несоответствия, которые не являются основанием для оформления отрицательного результата осмотра по итогам проверки документов и др.

Отдельные изменения внесены в Порядок проведения ТОФК проверки соответствия фактических затрат данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по государственному (муниципальному) контракту и проверки экономической обоснованности соответствующих затрат.

Начало действия документа – 18.11.2025.

3) приказ Федерального казначейства от 30.09.2025 № 11н, который уточняет Порядок открытия лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства участникам казначейского сопровождения, утвержденный приказом Федерального казначейства от 22.12.2021 № 44н.

В Порядок внесены отдельные уточнения в целях синхронизации его положений с актуальными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации (в т.ч. в части терминологии).

Кроме того, признаны утратившими силу положения, в соответствии с которыми обособленное подразделение юридического лица дополнительно представляет ходатайство юридического лица об открытии лицевого счета обособленному подразделению.

Начало действия документа – 18.11.2025.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
06.11.2025

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
07.11.2025

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
07.11.2025 


Утверждены формы документов для внесудебного взыскания налоговой задолженности

Минюст России зарегистрировал приказ Федеральной налоговой службы от 01.10.2025 № ЕД-7-9/848@, который утверждает формы документов, подлежащих применению налоговыми органами в рамках внесудебного взыскания налоговой задолженности.

Речь идет о реализации норм, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 31.07.2025 № 287-ФЗ, согласно которым с 01.11.2025 налоговая задолженность граждан взыскивается:

  • во внесудебном порядке – в случае отсутствия разногласий;
  • в судебном порядке – в случае несогласия гражданина с взыскиваемой суммой налога.

Чтобы заявить о несогласии, нужно направить в налоговый орган заявление о перерасчете или жалобу (ознакомиться с новым порядком можно здесь).

ФНС утверждены в том числе формы, форматы, порядок заполнения и направления:

  • уведомления о несогласии с решением вышестоящего налогового органа по жалобе на действия налогового органа по исчислению суммы соответствующего налога, указанной в налоговом уведомлении;
  • ходатайства о восстановлении пропущенного срока на представление уведомления;
  • ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы в отношении сумм налогов, указанных в налоговом уведомлении, и др.

Детальная информация о применении нового порядка приведена на сайте ФНС России.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
31.10.2025 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Госдума рассматривает законопроект о контрольно-надзорной деятельности в отношении ОМСУ

Правительство Российской Федерации внесло в Госдуму проект федерального закона, который устанавливает систему контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления (ОМСУ) и должностных лиц местного самоуправления (законопроект № 1058242-8). 

Согласно законопроекту объектами контроля (надзора) являются:

  • деятельность, действия (бездействие) ОМСУ и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, закрепленных за ОМСУ;
  • результаты такой деятельности, действий (бездействия), выражающиеся в обеспечении соблюдения требований, установленных федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Поправки, предлагаемые законопроектом, предусматривают:

1) распространение актуальных подходов, применяющихся при реализации Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в отношении деятельности, осуществляемой органами местного самоуправления (применение риск-ориентированного подхода, проведение профилактических мероприятий и др.);

2) особенности, связанные с формированием местных бюджетов и процедурой муниципальных закупок, при выдаче предписаний об устранении нарушений, выявленных при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления;

3) расширение функционала единого реестра проверок;

4) право дополнительного использования в рамках контрольно-надзорной деятельности информационных систем контрольных (надзорных) органов и др.

По информации, размещенной на сайте Правительства (цитата):

  • «Данный проект закона был разработан по поручению Президента Минюстом России в тесном взаимодействии со Всероссийской ассоциацией развития местного самоуправления. Планируется, что нормы вступят в силу с 1 января 2027 года, но применяться будут с 1 января 2028 года. Это время даётся для разработки плановых мероприятий».

На момент написания настоящего дайджеста дата рассмотрения законопроекта Госдумой не назначена.

Источник публикации:
Госдума / Система обеспечения законодательной деятельности / Главная / Объекты законотворчества / Законопроект № 1058242-8

Дата публикации:
31.10.2025 


Разработан проект постановления об особенностях исполнения федерального бюджета в 2026 – 2028 гг.

Завершается общественное обсуждение проекта постановления Правительства Российской Федерации (ID проекта 01/01/10-25/00161779), которое устанавливает особенности реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов».

Проектом в том числе предлагается:

  • уточнить нормы, которые определяют сроки принятия решений об использовании средств федерального бюджета, зарезервированных на реализацию нацпроектов, в очередном финансовом году (предусмотрено, что ассигнования необходимо будет распределить не позднее 01.04.2026);
  • установить предельный срок принятия бюджетных обязательств в отношении распределенных объемов бюджетных ассигнований, зарезервированных в составе Федерального закона на финансовое обеспечение реализации федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, не позднее 01.07.2026 (за исключением средств, распределение которых осуществляется в случае и в пределах поступления отдельных доходов федерального бюджета);
  • продлить нормы о запрете предоставления из федерального бюджета субсидий юридическим лицам, имеющим задолженности перед Российской Федерацией (аналогичные ограничения распространяются и на бюджетные инвестиции);
  • установить особенности использования остатков бюджетных средств отчетного финансового года (в т.ч. остатки средств на 01 января 2026 года в иностранной валюте могут быть направлены получателем ассигнований на те же цели, на которые они были предоставлены в 2025 году).

Кроме того, проектом постановления предлагаются новые нормы, в частности:

  • предлагается установить норму, обеспечивающую контроль за использованием средств субсидий на иные цели, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых они не осуществляют функции и полномочия учредителей.

Предусмотрены и другие особенности исполнения федерального бюджета.

Как отмечено на сайте Минфина России, устанавливаемые особенности исполнения направлены на «ускорение работы и повышение эффективности использования средств федерального бюджета для реализации приоритетных целей государственной политики в предстоящем периоде».

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
28.10.2025 


Корректируются Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ

Завершена независимая антикоррупционная экспертиза проекта постановления Правительства Российской Федерации (ID проекта 04/12/10-25/00161742), предусматривающего внесение изменений в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999.

Как отмечено в пояснительной записке, проект разработан в целях обеспечения автоматизации процесса заключения соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ (далее соответственно – Соглашение, Субсидия). Предлагается, в частности, установить норму, предусматривающую автоматическое формирование значений результатов субсидии при заключении соглашений в случае предоставления субсидии в рамках государственной программы Российской Федерации в ГИИС УОФ «Электронный бюджет».

Кроме того, предлагается внести следующие изменения в Правила:

1) дополнить перечень обязательств субъекта РФ, включаемых в Соглашение (в части обязательства проведения строительного контроля учреждением, находящимся в ведении Минстроя России, определенным решением Правительства РФ, в соответствии с ч. 21 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, – в отношении субсидий, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств субъекта РФ по осуществлению капитальных вложений в объекты капитального строительства);

2) установить сроки представления субъектом РФ отчетности, в том числе:

  • не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, – отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта РФ в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
  • не позднее 15-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом – отчетности о достижении значений результатов использования субсидии, значений характеристик результатов использования субсидии;

3) установить сроки проверки соответствующей отчетности главными распорядителями средств федерального бюджета:

  • не позднее 5-го рабочего дня, следующего за днем представления отчетности субъектом РФ;

4) установить предельный срок перечисления средств субсидии в бюджет субъекта РФ в случае предоставления субсидии в порядке возмещения расходов бюджета субъекта РФ (в срок не позднее 5 рабочих дней после подписания соглашения).

Предусмотрены и другие изменения.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
27.10.2025 


Предлагается сдвинуть срок подготовки допотчетности о дебиторской задолженности в системе «Электронный бюджет»

Завершается общественное обсуждение проекта приказа Минфина России (ID проекта 01/02/10-25/00161526), который предусматривает продление на год срока раскрытия федеральными ПБС отдельных видов информации об активах и обязательствах в системе «Электронный бюджет».

Речь идет о дополнительных формах годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, которые утверждены приказом Минфина России от 01.03.2016 № 15н, а именно:

  • Расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (ф. 0503191);
  • Расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам (ф. 0503192);
  • Расшифровка дебиторской задолженности по субсидиям организациям (ф. 0503193).

Согласно проекту соответствующая отчетность в системе «Электронный бюджет» будет формироваться начиная с отчетности за 2026 год (ранее формирование и раскрытие такой информации планировалось осуществлять начиная с отчетности за 2025 год). 

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
21.10.2025

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями