Top.Mail.Ru
Тема месяца: Принято решение о перезапуске проектов цифровой трансформации регионов
Тема месяца: Принято решение о перезапуске проектов цифровой трансформации регионов
Время чтения: 10 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

ОБЗОР НОВАЦИЙ В СФЕРЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЗА НОЯБРЬ 2025 года (на 15.11.2025)


  

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

 

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


Меры по развитию системы оборота данных – в перечне поручений Президента России по итогам ВЭФ

Утвержден перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам Восточного экономического форума (ВЭФ), который состоялся 05 сентября 2025 года.

Основной блок поручений направлен на ускоренное развитие Дальнего Востока и Арктической зоны РФ. Вместе с тем предусмотрены отдельные меры общего характера, реализация которых будет способствовать социально-экономическому развитию страны в целом.

В частности, поручено:

1) Правительству Российской Федерации:

  • в срок до 10.11.2025 – представить предложения по развитию системы оборота данных с учетом соблюдения требований конфиденциальности и безопасности при таком обороте и использования мирового опыта в данной сфере;

2) Правительству Российской Федерации совместно с комиссией Госсовета РФ по направлению «Эффективная и конкурентная экономика» при участии государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» и заинтересованных цифровых платформ в срок 15.12.2025 – обеспечить:

  • применение экспериментального правового режима (ЭПР) осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в сфере общего образования, среднего профессионального образования на отечественных цифровых платформах электронной коммерции, имеющих на территориях более чем половины субъектов РФ инфраструктуру для доставки товаров;
  • внесение в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и подзаконные акты изменений, необходимых для реализации с 01.01.2026 вышеуказанного ЭПР.

Источник публикации:
Президент России / Документы / Поручения Президента

Дата публикации:
01.11.2025


Подведены итоги работы регионов в сфере цифрового развития

В начале ноября т.г. на уровне Правительства Российской Федерации состоялось совещание по вопросам цифровой трансформации регионов под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д. Григоренко, в рамках которого в том числе:

  • подведены итоги деятельности субъектов РФ по цифровизации;
  • озвучены направления совершенствования этой работы.

В числе лидеров цифрового развития (топ-10) на текущий момент (3 квартал 2025 года) отмечены:

1. Республика Татарстан (97% от максимально возможных баллов);

2. Тюменская область (90,2%);

3. Белгородская область (89,8%);

4. Ленинградская область (89,2%);

5. Сахалинская область (89%);

6. Московская область (88,2%);

7. Ханты-Мансийский автономный округ (87%);

8. Новосибирская область (82,8%);

9. Калужская область (82,3%);

10. Тульская область (79,2%).

Оценка производилась по 88 регионам, исключая Москву. Напомним, что рейтинги формируются ФГБУ «Центр экспертизы и координации информатизации» с учетом результатов оценки федеральных и региональных руководителей цифровой трансформации (РЦТ). При формировании ежемесячного рейтинга используется 26 показателей, годового – 18, оценка производится в разрезе шести направлений: госуслуги, ИИ, импортозамещение, информационная безопасность, социальная сфера, кадры и поддержка ИТ-отрасли.

В ходе совещания озвучено решение Правительства Российской Федерации о перезапуске проектов цифровой трансформации регионов с 2026 года.

Предусматривается расширение перечня показателей оценки до 61 (в т.ч. 18 параметров рейтинга региональных РЦТ). В их число включена, в частности, оценка защищённости региональных ГИС, количества малонаселённых пунктов с доступом к Интернету, предоставления земельных участков для размещения на них базовых станций сотовой связи вдоль автодорог и др.

Кроме того, как отмечалось на форуме «Цифровые решения»  будет учитываться показатель, характеризующий вывод сервисов в национальный мессенджер MAX.

Источник публикации:
Официальный канал Правительства Российской Федерации в мессенджере MAX

Дата публикации:
06.11.2025 


Утвержден порядок подготовки карт технологической кооперации в отношении высокотехнологичной продукции

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2025 № 1752 утверждены документы, а также изменения и дополнения в действующие акты Правительства РФ, которые разработаны в целях учета особенностей реализации национальных проектов по обеспечению технологического лидерства, установленных Федеральным законом от 28.12.2024 № 523-ФЗ «О технологической политике в Российской Федерации...».

Постановление № 1752 утверждает Положение о картах технологической кооперации, в том числе определяет:

  • порядок подготовки карт технологической кооперации (карта ТК организационная схема внедрения технологий, в том числе формирования собственных линий разработки технологий) и осуществления контроля за их исполнением;
  • требования к их форме и содержанию, в том числе к порядку расчета мощностей для создания высокотехнологичной продукции и прогнозных показателей спроса и предложения применительно к ней.

При этом конкретизируются:

  • ролевая модель участников национальных проектов по обеспечению технологического лидерства (далее – НПТЛ);
  • требования к создаваемой высокотехнологичной продукции;
  • особенности осуществление контроля за реализацией НПТЛ.

Закреплены функции квалифицированного заказчика, основного исполнителя и разработчика технологий. Установлено, что до принятия и реализации решения о формировании и модернизации необходимых инструментов (в составе созданных ГИС или в виде самостоятельной государственной информационной системы) проекты карт технологической кооперации, проекты изменений в карты ТК и отчеты об их формируются в машиночитаемом (цифровом) виде.

Одновременно внесены корреспондирующие поправки в постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».

В целях реализации новых требований поручается:

  • в 4-месячный срок со дня вступления документа (март 2026) – утвердить методические указания (рекомендации) по отдельным вопросам, связанным с картами технологической кооперации (ответственный – Минэкономразвития России);
  • в 9-месячный срок со дня вступления в силу документа (август 2026) – актуализировать национальные проекты по обеспечению технологического лидерства РФ, а также перечень соответствующих организационных мероприятий (отв. – ФОИВ, госкорпорации, ответственные за реализацию НПТЛ).

Предусмотрены и другие меры организационного характера.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
07.11.2025 


Актуализированы правила категорирования объектов КИИ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2025 № 1762 внесены изменения в отдельные акты Правительства Российской Федерации, регулирующие категорирование объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее – КИИ).

Основной блок поправок внесен в постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 № 127, которое утверждает:

  • правила категорирования объектов КИИ;
  • перечень показателей критериев значимости объектов КИИ.

В частности:

1) уточнен перечень объектов, к которым применяются требования по категорированию. Сравнительный анализ положений приведен в таблице ниже:

Как было

Как будет (с 18.11.2025)

П. 3 Правил категорирования объектов КИИ (утв. ПП РФ от 08.02.2018 № 127)

3. Категорированию подлежат объекты критической информационной инфраструктуры, которые обеспечивают управленческие, технологические, производственные, финансово-экономические и (или) иные процессы в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры в областях (сферах), установленных пунктом 8 статьи 2 Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

3. Категорированию подлежат объекты критической информационной инфраструктуры, соответствующие типам информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей, автоматизированных систем управления, включенным в перечни типовых отраслевых объектов критической информационной инфраструктуры, предусмотренные пунктом 4 части 2 статьи 6 Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

2) оптимизирована процедура категорирования объектов КИИ, в том числе:

  • скорректирован перечень исходных данных для категорирования;
  • уточнены показатели критериев значимости объектов КИИ и их значения;
  • уточнены полномочия комиссии по категорированию;
  • дополнен перечень сведений о результатах присвоения объекту КИИ одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий, направляемых в ФСТЭК России.

Предусмотрены и другие изменения.

Поправки вступили в силу 16.11.2025.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
08.11.2025 


Назначен оператор ФГИС «Управление ГЕОП»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2025 № 1694 Минцифры России наделено полномочиями по осуществлению функций оператора ФГИС «Управление государственной единой облачной платформой».

Поправки внесены в постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2024 № 929, утверждающее Положение о государственной единой облачной платформе, и вступили в силу с 08.11.2025.

Напомним, что Положение о государственной единой облачной платформе утверждено летом прошлого года постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2024 № 929, подробности см. здесь.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
31.10.2025 


Мобильное приложение «Инспектор» определено основным инструментом фото- и видеофиксации в ходе контроля

В открытом доступе опубликован перечень поручений заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации по итогам VI Всероссийского форума контрольных (надзорных) органов, состоявшегося в Красноярске в начале ноября т.г. (от 07.11.2025 № ДГ-П36-42060).

Ряд поручений направлен на форсирование использования в рамках проверок и профилактических визитов такого инструмента как мобильное приложение «Инспектор». Напомним, что его разработка осуществлялась Минцифры России на базе ГИС «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (ТОР КНД). Внедрение приложения в экспериментальном режиме началось в мае 2024 года.

В этих целях федеральным контрольным (надзорным) органам, в частности, поручено обеспечить:

  • в срок до 15.12.2026проведение с использованием мобильного приложения «Инспектор» не менее 80 % фотосъемок и видеозаписей в ходе осуществления мероприятий, предусмотренных законодательством;
  • в срок 02.02.2026 (далее – ежемесячно до 15.12.2026) представление в Минэкономразвития России информации о применении данного приложения (с последующим формированием и представлением Минэкономразвития в Правительство РФ сводного доклада о результатах работы соответствующих ФОИВ во исполнение поручения в сроки 08.04.2026 и далее ежеквартально до 25.12.2026).

Как отмечается на сайте Правительства Российской Федерации:

  • «...за приложением [»Инспектор»] закрепляется статус главного инструмента осуществления фото- и видеофиксации. Уже внесены соответствующие изменения в 80 положений о видах контроля...;
  • До конца года изменения будут внесены ещё в девять актов».

Следует отметить, что вышеуказанное поручение содержит и другие меры, реализация которых позволит повысить эффективность контрольной (надзорной) деятельности, в том числе направленные на:

  • расширение использования беспилотных средств контроля;
  • совершенствование риск-ориентированных методов контроля;
  • внедрение технологий искусственного интеллекта в контрольную (надзорную) деятельность (детальное описание см. ниже в соответствующем блоке дайджеста);
  • актуализацию реестра объектов контроля Единого реестра видов контроля;
  • стандартизацию отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба).

Источник публикации:
Телеграм-канал «Майский указ»

Дата публикации:
11.11.2025 


Закреплен статус ЕИСУКС в качестве единой цифровой кадровой платформы для госорганов и ОМСУ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2025 № 1735 внесены изменения в отдельные акты Правительства Российской Федерации, регулирующие формирование системы подбора, развития и ротации кадров для органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Поправки разработаны в целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», устанавливающих требования по осуществлению вышеуказанной деятельности в рамках единой цифровой платформы для достижения национальной цели «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы».

Согласно Постановлению № 1735 ФГИС «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ» (ЕИСУКС) наделяется статусом единой цифровой платформы.

В целях обеспечения требований Указа № 309, устанавливающего, что проведение кадровой работы должно осуществляться на основе принципов равных возможностей, приоритета профессиональных знаний и квалификаций, включая механизмы регулярной оценки и обратной связи, актуализированы «базовые» нормы Положения, расширен как перечень функциональных подсистем Единой системы, так и функционал существующих подсистем. Подробности см. здесь

Документ также вносит отдельные корреспондирующие изменения в акты Правительства РФ, регулирующие требования к функционированию:

  • Государственной системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);
  • ГИИС УОФ «Электронный бюджет» (в части представления из системы «Электронный бюджет» информации и сведений, необходимых для выполнения автоматизированных функций в ЕИСУКС).

Поправки вступили в силу 11.11.2025.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
03.11.2025 


Утверждены случаи и порядок взимания платы за использование СМЭВ

Утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2025 № 1687 «Об использовании инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, за плату».

Документ:

  • утверждает Правила взимания платы за использование инфраструктуры взаимодействия, в том числе случаи и порядок взимания платы за использование СМЭВ отдельными коммерческими организациями;
  • вносит изменения в Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697.

Взимание платы, в частности, будет производиться с оператора по переводу денежных средств, банковского платежного агента, банковского платежного субагента, платежного агента при получении ими:

1) посредством СМЭВ по идентификатору плательщика – физического лица из ГИС ГМП уведомления, содержащего информацию, необходимую для уплаты денежных средств, за исключением:

  • повторных уведомлений,
  • уведомлений об изменении суммы подлежащих уплате денежных средств,
  • уведомлений о наличии обязательств по уплате налоговых платежей и по уплате денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству;

2) посредством СМЭВ по идентификатору плательщика из ГИС ГМП информации о начисленной сумме денежных средств, подлежащих уплате физическим лицом, за исключением информации:

  • содержащей сведения о наличии обязательств физического лица по уплате налоговых платежей;
  • по уплате денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству;

3) информации из ГИС ЖКХ посредством СМЭВ, необходимой для внесения плательщиком платы за жилое помещение и коммунальные услуги (в соответствующих случаях взимание платы предусмотрено и в отношении иных кредитных организаций).

В большинстве случаев размер платы за использование инфраструктуры взаимодействия составляет 4,93 рубля за единицу тарификации (в отдельных случаях – 10 рублей).

Установлено, что нормы документа не распространяются на отношения, возникающие при взаимодействии с инфраструктурой взаимодействия ГИС, не являющихся элементами инфраструктуры взаимодействия, МИС, ИС ЦБ РФ и иных ИС, которые являются объектами соглашений о государственно-частном партнерстве и (или) владельцами информации в которых является Российская Федерация.

Минцифры России поручено:

  • в срок не позднее 30 календарных дней со дня вступления документа в силу (к 01.12.2025) – разместить на справочном информационном ресурсе ведомства в сети Интернет банковские реквизиты для внесения организациями платы за использование инфраструктуры взаимодействия;
  • в течение 3 месяцев со дня вступления документа в силу (к февралю 2026) – утвердить порядок ограничения использования элементов инфраструктуры взаимодействия в случае нарушения сроков внесения платы за использование инфраструктуры взаимодействия.

Документ вступил в силу 01.11.2025.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
31.10.2025 


Увеличен предельный срок хранения информации организаторами ее распространения в сети Интернет

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2025 № 1698 внесены изменения в Правила хранения организаторами распространения информации в ИТС Интернет данных о пользователях, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 № 1526.

Речь идет об информации о фактах приема, передачи, доставки, обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет, а также информации об этих пользователях. Срок хранения организаторами такой информации увеличен до 3 лет (ранее составлял 1 год). Новации вступают в силу с 01.01.2026.

Напомним, что согласно ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», организатором распространения информации в сети Интернет является:

  • лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет.

Действующим законодательством установлено, что в случае несоблюдения соответствующих требований (ст. 15.4 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ):

1) организатору направляется уведомление от Роскомнадзора о необходимости устранения нарушений;

2) в случае неисполнения требований в установленный срок, доступ к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет и функционирование которых обеспечивается данным организатором, ограничивается.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
01.11.2025 


Установлены дополнительные требования к содержанию сайта аккредитованной ИТ-компании

Минюст России завершил регистрацию приказа Минцифры России от 02.06.2025 № 511, который устанавливает дополнительные требования к официальному сайту российской ИТ-организации.

Согласно документу, официальный сайт должен отражать, помимо «стандартных» общих сведений об организации (полное наименование, адрес организации в пределах места нахождения организации, ИНН, ОКВЭД, адрес электронной почты (при наличии), номер телефона и т.п.), следующие сведения:

  • коды видов деятельности в области информационных технологий (ИТ), осуществляемых организацией, в соответствии с перечнем видов деятельности в области ИТ;
  • информацию, содержащую описание реализуемых (разрабатываемых) организацией товаров, и (или) выполняемых ею работ, и (или) оказываемых ею услуг;
  • достоверную информацию о стоимости реализуемых (разрабатываемых) организацией товаров или оказываемых организацией услуг, или осуществляемых ей работ, размещенную с учетом соблюдения требований законодательства о государственной тайне, коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне.

Установлено также, что официальный сайт должен функционировать в круглосуточном режиме, обеспечивающем свободный доступ и ознакомление с документами и информацией, содержащейся на нем, без необходимости регистрации или предоставления персональных данных.

Документ вступит в силу с 21.11.2025, разработан в целях реализации положений пп. г) п. 4 Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 № 1729, и обязателен для применения.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
10.11.2025 


Стандартизирована методика оценки воздействия продуктов ИКТ на устойчивое цифровое развитие

На сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии опубликован ГОСТ Р 72343-2025 «УСТОЙЧИВОЕ ЦИФРОВОЕ РАЗВИТИЕ. Общие положения, методика оценки влияния продуктов информационно-коммуникационных технологий на устойчивое цифровое развитие».

Документ вводится впервые, подлежит применению с 01.01.2026 и устанавливает:

  • общие положения в области устойчивого цифрового развития (УЦР) в условиях цифровой трансформации экономики, промышленности и социальной сферы, включая термины и определения, основные направления и задачи УЦР;
  • методику оценки воздействия продуктов информационно-коммуникационных технологий на устойчивое цифровое развитие (УЦР).

Приложения к документу содержат:

  • описание классов (сегментов) ИТ-продуктов (Приложение А);
  • информационное описание индикаторов устойчивого развития (Приложение Б);
  • анкету оценки УЦР-эффекта ИТ-продуктов (Приложение В);
  • примеры сопоставления функционала ИТ-продукта с уровнями УЦР-эффекта с отражением индикатора устойчивого развития и оценки его состояния в баллах (Приложение Г).

Установлено, что положения стандарта могут быть использованы в том числе при определении цифровой зрелости организаций. 

Источник публикации:
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии / Новые стандарты / Стандарты за Октябрь 2025 года

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Предлагается перевести в ГИС ЕЦП процессы оказания социальной помощи на основании социального контракта

Завершается общественное обсуждение проекта постановления Правительства Российской Федерации (ID проекта 01/01/11-25/00161911), предусматривающего корректировку отдельных актов Правительства Российской Федерации, которые регулируют процессы оказания государственной социальной помощи.

Предлагается:

1) нормативно закрепить необходимость осуществления процесса оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта с использованием ГИС «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере»;

2) наделить Минтруд России полномочием по утверждению типовых форм социального контракта и программы социальной адаптации;

3) унифицировать отдельные параметры, учитываемые при оказании социальной помощи.

В этой связи планируется:

а) поручить Социальному фонду России осуществить до 01.01.2026 технологические мероприятия по настройке и бесперебойной работе ГИС «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» (ГИС ЕЦП) в целях обеспечения процессов назначения, оказания, оценки эффективности и мониторинга государственной социальной помощи на основании социального контракта;

б) рекомендовать высшим исполнительным органам субъектов РФ с 01.01.2026 обеспечить:

  • осуществление соответствующих процессов с использованием ГИС ЕЦП
  • или интеграцию информационных систем, используемых для осуществления указанных процессов, с ГИС ЕЦП (в течение 6 месяцев после доведения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации форматов информационного обмена).

Проект также содержит значительное число поправок, касающихся непосредственно процессов оказания государственной социальной помощи (ГСП).

В частности, предлагается:

  • определить процедуру прекращения оказания ГСП на основании соцконтракта, в том числе по заявлению от получателя такой помощи;
  • уточнить условия возврата денежных средств, полученных гражданином в качестве ГСП;
  • определить порядок внесения изменений в соцконтракт и (или) программу социальной адаптации в случае неисполнения мероприятия программы социальной адаптации по причине, являющейся уважительной;
  • обеспечить проведение мониторинга условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) в целях повышения оценки эффективности оказания ГСП на основании соцконтракта;
  • наделить субъекты РФ полномочием на утверждение перечня приоритетных направлений деятельности в целях обеспечения возможности приоритезации открытия бизнесов в регионе исходя из социально-экономической ситуации (в рамках поддержки МСП).

Предусмотрены и другие изменения, в том числе в части оказания поддержки участникам СВО и членам их семей.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
01.11.2025 


Обсуждаются варианты предоставления сервисов МФЦ с использованием функционала Цифровой платформы MAX

Продолжается общественное обсуждение проекта постановления Правительства Российской Федерации (ID проекта 02/07/10-25/00161866), предусматривающего корректировку отдельных актов Правительства РФ, регулирующих деятельность многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ).

Проект разработан Минэкономразвития России в целях:

  • оптимизации расходов бюджетов субъектов РФ по информированию заявителей МФЦ о результатах предоставления гос (мун) услуг, которое в настоящее время осуществляется с использованием платных СМС;
  • снижения нагрузки на кол-центры МФЦ.

Решение этих задач планируется обеспечить за счет внедрения функционала Цифровой платформы MAX (национального мессенджера) в деятельность МФЦ (предусматривается интеграция автоматизированных информационных систем МФЦ с инфраструктурой MAX).

Так, для решения следующих задач предлагается, в частности, обеспечить внедрение:

1) базового функционала MAX:

  • функционирование сервиса по информированию заявителей о статусе обработки обращений с возможностью оценки качества и доступности предоставления гос (мун) услуг, в том числе с использованием системы «Ваш контроль»;
  • сбор обратной связи;
  • автоматическое направление уведомления о результатах предоставления гос (мун) услуг;
  • функционирования цифрового виртуального помощника для приема и обмена текстовой информацией об адресах, графике работы МФЦ, территориально обособленных структурных подразделений МФЦ и (или) привлекаемых организаций, а также записи на прием в МФЦ и отмены указанной записи (чат-бот);

2) дополнительного функционала MAX:

  • обеспечение онлайн-консультирования МФЦ о порядке предоставления гос (мун) услуг;
  • оплаты госпошлины или иной платы за предоставление гос (мун) услуг, взимаемых в соответствии с законодательством;
  • подписания документов с использованием УКЭП или УНЭП;

3) специального функционала MAX в деятельность МФЦ:

  • подтверждение МФЦ личности заявителя при предоставлении им документов и (или) сведений, необходимость и (или) возможность предоставления которых в МФЦ предусмотрена законодательством.

Планируется, что утвержденный документ вступит в силу со дня официального опубликования (предположительный период – январь – февраль 2026 г.), за исключением отдельных положений. Так, ввиду необходимости технической проработки и интеграции АИС МФЦ внедрение:

  • дополнительного функционала MAX в деятельность МФЦ планируется обеспечить не позднее 01.04.2026;
  • специального функционала MAX – с 01.01.2027.

Проектом предусматриваются и другие изменения, в том числе уточняется перечень услуг, предоставляемых в МФЦ по принципу «одного окна», а также отдельные вопросы в части получения в МФЦ документов на бумажном носителе.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
30.10.2025 


Разработан проект порядка взаимодействия маркетплейсов с налоговыми органами

На общественное обсуждение вынесен проект постановления Правительства Российской Федерации (ID проекта 02/07/10-25/00161867), который предусматривает утверждение порядка и требований к информационному взаимодействию операторов посреднической цифровой платформы с налоговыми органами.

Проект разработан Минфином России в рамках реализации норм Федерального закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации», вступающих в силу с 01.10.2026. Напомним, что вышеуказанный закон устанавливает в том числе требования к деятельности маркетплейсов как посреднических цифровых платформ (посредники между поставщиками товаров и покупателями).

Как следует из документов, приложенных к проекту, новые требования вводятся в целях пресечения схем уклонения от уплаты налогов партнерами посреднических цифровых платформ (ПЦП).

Согласно проекту:

  • при выявлении риска нарушения налогового законодательства (перечень рисков, условия их наступления, количественные показатели и порядок выявления рисков будет утвержден ФНС России) оператору платформы (маркетплейса) следует в течение 5 дней направить указанные сведения в ФНС России и опубликовать их в личном кабинете партнера;
  • при получении от партнера документов и пояснений по существу нарушения, оператор обязан направить их налоговый орган не позднее дня, следующего за днем получения такой информации;
  • при получении оператором письменного уведомления о вызове продавца в налоговый орган его надлежит разместить в личном кабинете соответствующего партнера не позднее 2 дней со дня его получения.

Обеспечить информационное взаимодействие оператора платформы с налоговым органом в электронной форме будет возможно любым из следующих способов:

1) через информационные системы оператора платформы, к которым предоставлен доступ налоговому органу в соответствии с законодательством;

2) через электронные сервисы и протоколы информационного обмена, размещаемые ФНС России на официальном сайте в сети Интернет.

Планируется, что новые требования вступят в силу с 01.10.2026.

Дата окончания публичного обсуждения проекта – 28.11.2025.

В этой связи информируем, что в ноябре т.г. при Правительстве Российской Федерации создана рабочая группа по платформенной экономике, включающая представителей маркетплейсов, отраслевых ассоциаций и экспертов.

Как отмечается на сайте Правительства РФ (цитата):

  • «Участники группы будут анализировать все новые обязательные требования, которые государство будет предъявлять к бизнесу, на предмет исполнимости и актуальности».

В настоящее время идет обсуждение состава участников. Планируется, что после того, как состав участников будет утверждён, рабочая группа рассмотрит ряд вопросов, касающихся исполнения норм Федерального закона № 289-ФЗ, включая требования к информационному взаимодействию операторов ПЦП с налоговыми органами.

Выступая на пленарной сессии форума «Цифровые решения», Председатель Правительства Российской Федерации подчеркнул, что развитие платформенной экономики является одним из ключевых направлений деятельности по обеспечению технологического прорыва. Платформенная экономика должна стать движущей силой для развития ИТ-отрасли, поскольку (цитата):

  • «Такие цифровые решения открывают новые возможности и делают жизнь граждан удобнее, предоставляя миллионам людей быстрый доступ к онлайн-покупкам, услугам, банковским приложениям и другим сервисам.
  • Благодаря цифровым платформам компании оптимизируют процессы и могут скорее выводить свою продукцию на рынок, а также упрощать логистику и взаимодействие с потребителями».

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
30.10.2025 

 

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА


Новые поручения по внедрению технологий ИИ в контрольную (надзорную) деятельность

В открытом доступе опубликован перечень поручений заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации по итогам VI Всероссийского форума контрольных (надзорных) органов, состоявшегося в Красноярске в начале ноября т.г. (от 07.11.2025 № ДГ-П36-42060).

Поручения направлены на повышение эффективности контрольной (надзорной) работы, проводимой федеральными органами, в том числе за счет более широкого использования современных инструментов и совершенствования подходов к ее проведению (общий обзор см. выше в соответствующем блоке настоящего дайджеста).

Ряд поручений предусматривает меры, направленные на внедрение технологий искусственного интеллекта (ИИ) в контрольную (надзорную) деятельность. В частности, поручено:

  • в срок до 19.11.2025 – представить в АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» предложения о реализации в 2026 году мероприятий в сфере цифровизации контрольной (надзорной) деятельности в части внедрения технологий ИИ в ведомственные информационные системы (п. 12 Перечня поручений, отв. – федеральные контрольные (надзорные) органы);
  • в срок до 01.12.2025 – систематизировать полученные предложения и направить сводную информацию в Минцифры и Минэкономразвития с копией в адрес Правительства РФ (п. 13 Перечня поручений, отв. – АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации»);
  • в срок до 25.12.2025 – провести анализ полученных предложений и обеспечить отражение в ведомственных планах цифровой трансформации на 2026 год соответствующих федеральных органов мероприятий по внедрению технологий ИИ в ведомственные информационные системы (не менее 3 федеральных контрольных (надзорных) органов – п. 14, отв. – Минцифры России совместно с Минэкономразвития России и «АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации»).

Источник публикации:
Телеграм-канал «Майский указ»


Об использовании технологий ИИ – на крупнейших цифровых форумах (итоги «Инфотех», «Цифровые решения»)

В период с конца октября по середину ноября т.г. состоялось несколько крупных мероприятий в сфере ИТ, в ходе которых подведены предварительные итоги деятельности по цифровой трансформации в текущем году, а также озвучены планы на ближайшую перспективу. Практически на каждом из них так или иначе затрагивались вопросы, связанные с применением технологий искусственного интеллекта (ИИ). Ниже приведен обзор тезисов, озвученных в ходе наиболее крупных мероприятий, проведенных с участием представителей Правительства Российской Федерации:

1. В октябре т.г. в Тюмени состоялся XVIII Тюменский цифровой форум «Инфотех», в рамках которого проведено обсуждение технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта (ИИ).

Форум одна из крупнейших площадок, где встречаются ИТ-профессионалы государственного и коммерческого сектора для обмена опытом в сфере цифровизации проектов федерального и регионального уровней (организаторы Правительство Тюменской области и Минцифры России).

В текущем году участие в панельной сессии форума принял заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства Д. Григоренко, который, в частности, отметил, что:

  • «...вопрос о том, стоит ли внедрять ИИ в регионах или нет, уже не стоит: Правительство перешло к системному масштабированию ИИ-разработок в регионах, а также сместило фокус с оценки количества внедрённых решений на анализ их качества и эффективности»;
  • «...внедрение ИИ стало одним из обязательных условий согласования и финансирования ведомственных и региональных цифровых программ трансформации»;
  • «Применение ИИ также стало одним из критериев, влияющих на рейтинг руководителей цифровой трансформации. При оценке учитывается наличие инфраструктуры и ЦОД, количество доступных наборов данных, а также количество используемых ИИ-решений. При этом с сентября 2025 года в качестве внедрённых засчитываются не все ИИ-решения, а только те, которые прошли верификацию».

Кроме того, вице-премьер подчеркнул, что для масштабирования технологий ИИ важна не только федеральная поддержка, но и региональная инициатива, а также привел положительные примеры внедрения ИИ в отдельных регионах.

Трансляции мероприятий форума размещены здесь.

2. В ходе пленарной сессии Форума информационных технологий «Цифровые решения», прошедшем в период с 12 по 15 ноября т.г. в Москве, Председатель Правительства Российской Федерации подчеркнул, что деятельность по выпуску прорывных решений в области искусственного интеллекта является одним из ключевых направлений для усиления кооперации государства и бизнеса. В этой связи в рамках доклада он озвучил следующее поручение (цитата):

  • «Хочу поручить Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций... сформулировать условия доступа к российским облачным сервисам искусственного интеллекта для решения задач государственного управления и социальной сферы».

В рамках второго дня главного форума проведена дискуссия на тему «Внедрение ИИ: разделение ролей, объединение целей». Спикеры (представители бизнеса, федеральных и региональных органов власти) поделились практическим опытом внедрения ИИ, а также высказали предложения о перспективах использования ИИ.

Вице-премьер – Руководитель Аппарата Правительства Д. Григоренко, принимавший участие в дискуссии, а также других мероприятиях форума, говоря о внедрении технологий ИИ, в частности, отметил, что определяющим при планировании внедрения ИИ является решение вопроса о измерении эффектов от его внедрения (количественное, сервисное и т.д.). Кроме того, он поделился информацией о направлениях применения ИИ в процессах госуправления. Так, в настоящее время в Аппарате Правительства РФ:

1) начат процесс внедрения ИИ в работу с документами в системе электронного документооборота (СЭД);

2) планируется, что ИИ будет решать ряд типовых задач, в том числе такие как:

  • распознавание документов (включая сканы и рукописные тексты), их маршрутизация и определение исполнителей;
  • проверка правописания и орфографии;
  • формирование краткого содержания документов, быстрых справок и презентаций по ним;
  • умный поиск;
  • подготовка проектов ответов на входящие документы.

Также в рамках форума проведено обсуждение различных аспектов использования технологий ИИ, включая такие как:

  • использование ИИ-агентов (сессия «ИИ-агенты как конкурентное преимущество: кейсы лидеров рынка»);
  • проблематика использования технологий ИИ (сессия «Когда ИИ становится взрослым: доверие, ответственность, польза»);
  • отдельные аспекты взаимодействия человека с ИИ (сессия «Человек + ИИ = формула будущего») и др.

Трансляции мероприятий форума размещены на официальной странице Минцифры России в социальной сети «ВКонтакте», см. здесь

Источник публикации:
Официальный сайт форума

Источник публикации:
Официальный сайт форума


Актуальные тренды развития технологий ИИ в повестке конференции «AI Journey» (19-21.11.2025, г. Москва)

В конце ноября (19-21.11.2025) в Москве состоится Международная конференция по AI «AI Journey».

«AI Journey» ежегодная онлайн-конференция, объединяющая на одной площадке признанных международных экспертов в сфере AI, ИИ-разработчиков, представителей академического сообщества и бизнеса, в рамках которой обсуждаются актуальные тренды и перспективы индустрии.

Тематика выступлений структурирована в разрезе трех блоков:

1) «Общество», в том числе запланирована дискуссия на тему:

  • «AI Reels – реальная жизнь с ИИ» (здравоохранение, спорт, стиль и т.п.);

2) «Бизнес», в том числе планируется проведение дискуссий по таким темам как:

  • «ИИ-трансформация: фокус на данные»;
  • «Автономные агенты и автоматизация»;
  • «ИИ и кибербезопасность» и др.

К участию в открытии дискуссии приглашен М. Орешкин – заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

3) «Наука», в том числе запланирован основной доклад на тему «Горизонты искусственного интеллекта. Какими будут технологии ИИ через 10 лет. Защита научно-исследовательского проекта» с участием Д. Чернышенко – заместителя Председателя Правительства РФ.

Детальная программа конференции размещена здесь.

Источник публикации:
Официальный сайт форума


Предлагается ввести спецтребования к производителям ПАК, предназначенных для работы в области ИИ

В открытом доступе опубликованы сведения о предстоящем введении специальных требований для производителей программно-аппаратных комплексов (ПАК), предназначенных для работы с решениями в области искусственного интеллекта (ИИ).

Соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации разработан Минцифры России. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на этот документ, к ПАК планируют предъявлять следующие требования:

  • наличие у производителя собственного дата-центра на территории РФ мощностью не менее 10 МВт;
  • обеспечение аппаратной частью комплекса производительности не менее 100 петафлопс (FP4), при этом до восьми чипов должны обеспечивать не менее 75% всей вычислительной мощности;
  • оснащение сетевыми адаптерами со скоростью не ниже 800 Гбит/с с поддержкой технологии RDMA;
  • обеспечение программным обеспечением возможности хранения не менее 1 эксабайта данных и организации обучения моделей на кластере из 1000 графических процессоров (GPU).

Соответствие установленным требованиям позволит продукции производителей ПАК быть включенной в реестр российского программного обеспечения (планируется, что ПАК для ИИ будет включаться в уже существующий реестр, новый реестр создаваться не будет).

В настоящее время проект документа рассматривается уполномоченными ФОИВ (Минпромторг и др.), а также заинтересованными участниками рынка.

Источник публикации:
TAdviser – портал выбора технологий и поставщиков

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями