Часть 6 «Вопросы взаимодействия участников планирования бюджета в части финансового обеспечения государственного (муниципального) задания»

Настоящая статья продолжает серию материалов, посвященных вопросам совершенствования механизмов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, и рассматривает проблему регламентирования взаимодействия участников планирования бюджета в части вопросов финансового обеспечения государственного (муниципального) задания в долгосрочном аспекте.
Слабая координация взаимодействия участников планирования бюджета в части вопросов финансового обеспечения государственного (муниципального) задания зачастую приводит к несопоставимости данных различных финансовых и отраслевых органов власти, а также к отсутствию непрерывной цепочки при реализации мероприятий планирования бюджета. Так, возникает задача подготовки регламента взаимодействия участников в процессе планирования бюджета в части вопросов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.
Подготовка регламента взаимодействия нацелена главным образом на:
создание условий для эффективного планирования бюджета,
поддержание непрерывной цепочки в реализации мероприятий процедуры планирования,
эффективное взаимодействие участников процесса,
рост качества принятия управленческих решений,
повышение эффективности использования трудовых и временных ресурсов,
повышение качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг.
Можно выделить следующие основные направления взаимодействия участников в процессе планирования бюджета в части вопросов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания:
- Расчет показателей объема государственных (муниципальных) услуг.
- Ежегодная актуализация величин базовых нормативов затрат и корректирующих коэффициентов.
- Формирование и утверждение государственных (муниципальных) заданий.
- Расчет объемов субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, подписание соглашений об их предоставлении.
- Корректировка показателей объема текущего года и уточнение величин субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
Ответственные за реализацию мероприятий должны быть определены в каждом конкретном случае. При этом, важно включить в регламентные процедуры не только участников бюджетного процесса, но и подведомственные соответствующему главному распорядителю бюджетных средств бюджетные и автономные учреждения. Орган власти четко распределяет ответственность в рамках имеющихся полномочий между отраслевыми и финансовыми подразделениями, видит, кто в процессе на каждом этапе является исполнителем по соответствующим мероприятиям, а кто – получателем результата. Так, обеспечивается прозрачная регламентная процедура, выдерживаются сроки с учетом внешне заданных мероприятий и этапов реализуемого на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования Российской Федерации бюджетного процесса.
Ниже представлен пример организации мероприятий по расчету показателей объема государственных услуг в сфере образования в форме схемы (рисунок 1).
Рисунок 1
Пример регламентирования мероприятия по расчету показателей среднегодового контингента по основным профессиональным образовательным программам
(среднее профессиональное и высшее образование)
.png.webp?170889733131856)
По каждому шагу мероприятия, касающегося расчета показателей объема государственных услуг, должна прослеживаться непрерывная цепочка взаимодействия ответственных исполнителей.
Подготовка регламента взаимодействия участников в процессе планирования бюджета в части вопросов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания является завершающим штрихом в комплексных мероприятиях по совершенствованию механизмов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания. Регламент, содержащий четкий перечень мероприятий, ответственных за их реализацию и сроки, позволит поддерживать непрерывную цепочку эффективного взаимодействия участников планирования бюджета, что приведет к исключению размывания ответственности, затягивания и срыва сроков.
Таким образом, еще раз подчеркнем, что как показывает практика,
достижение целей повышения эффективности и прозрачности бюджетных расходов, роста эффективности использования трудовых и временных ресурсов, наиболее эффективно в результате комплексной реализации таких задач как:
разработка прозрачной методологии определения показателей объема государственных (муниципальных) услуг, совершенствование механизма нормативного финансирования;
разработка регламента взаимодействия участников планирования бюджета в части финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.