Ориентация приоритетов деятельности Правительства Российской Федерации на достижение национальных целей развития вызвала необходимость пересмотра многих «базовых» механизмов, сформированных в ходе последовательного реформирования общественных финансов. При этом
наличие соответствующих поручений Президента Российской Федерации, «вхождение» органов власти в реальные процессы реализации национальных проектов практически исключает возможность затягивания принятия решений по корректировке нормативно-методической базы. На прошедшей неделе
приняты, внесены на рассмотрение в ГосДуму и опубликованы в открытом доступе для общественного обсуждения законопроекты, утверждение которых существенно повлияет на текущую деятельность органов власти всех уровней.
В первую очередь, это
«пул» законопроектов по совершенствованию системы закупок. Так, в частности, предлагаются изменения, направленные как на совершенствование проведения процедур закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целом, так и на учет их специфики по отдельным направлениям (выполнение строительных работ, деятельность в сфере культуры и т.п.). Не остались без внимания и неурегулированные вопросы по привлечению к административной ответственности по итогам проверок закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Кроме того,
возобновлено обсуждение инициатив Минфина России по смене статуса отдельных неналоговых платежей. Опубликован законопроект, предусматривающий внесение корректировок в Бюджетный кодекс Российской Федерации,
в части продления сроков вступления в силу законов, приводящих к изменению доходов бюджетов.
Учитывая вышеизложенное, настоящий новостной обзор посвящен анализу перспектив законодательства, т.е. проектов, которые активно обсуждались на истекшей неделе. Впрочем, представляется, что в силу вышеуказанных причин все они в самое ближайшее время будут приняты и утверждены.
Более детальная информация приведена ниже.
ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ускоренном порядке рассматриваются предложения по оптимизации и упрощению закупочных процедур
Правительством Российской Федерации разработан и внесён в Госдуму законопроект, предусматривающий существенные нововведения в контрактной системе.
Основная цель корректировок, предусмотренных законопроектом № 682010-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» – совершенствование заключения и исполнения контрактов, в том числе на выполнение строительных работ, а также сокращение сроков проведения процедур закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. По сути, на данный момент –
это концентрация предложений, позволяющих ускорить и упростить прохождение соответствующих процедур при реализации национальных проектов.
В частности:
ряд изменений позволит существенно сэкономить время при проведении закупок в строительной сфере (например, в случае форс-мажоров, уточнения проектных решений с участием местных, региональных или федеральных властей можно будет просто поменять условия контракта, если цена и срок исполнения контракта не вырастут более чем на 30% и др.);
для ускорения закупок в других сферах исключается 10-дневный перерыв между изменением плана-графика закупок и извещением о них;
существенно повышается стоимость контрактов, для которых допускается проведение «короткого» электронного аукциона;
упрощается порядок изменения отдельных контрактов с единственным поставщиком;
содержится и целый ряд других требований.
Следует отметить, что разработчик изначально указал, что принятие данного законопроекта потребует доработки функционала единой информационной системы в сфере закупок, электронных площадок, а также ознакомления участников контрактной системы с положениями законопроекта. В этой связи, предложено установление отложенного срока вступления в силу законопроекта.
В случае утверждения вышеуказанный Федеральный закон вступит в силу с 1 июля 2019 года.
Источник публикации:
Сайт ГосДумы
Регистрация законопроекта и материалов к нему в САДД ГД – 05.04.2019
Приняты изменения, учитывающие специфику заключения контрактов в сфере культуры
Госдума приняла в третьем чтении законопроект, вносящий ряд изменений в нормы законодательства по закупкам, направленных на учет специфики деятельности организаций культуры и искусства.
Законопроект № 614282-7 «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разработан группой депутатов ГосДумы во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству (декабрь 2017 года). При его разработке также учтены результаты деятельности рабочей группы по совершенствованию контрактной системы в сфере культуры, созданной при Комитете Государственной Думы по культуре в 2017 году.
Целью вносимых корректировок является устранение и минимизация проблемных моментов, присущих деятельности по закупкам в сфере культуры, в том числе таких как:
сложности формирования и обоснования начальной максимальной цены контракта при создании художественного произведения;
проблемы целесообразности и эффективности проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги;
невозможность заключения контракта на закупку у единственного поставщика товаров, работ и услуг, созданных с применением современных инновационных технологий;
сложность формирования плана закупок на 3 года применительно к творческим процессам и др.;
11 апреля т.г. принятый ГосДумой закон направлен в Совет Федерации.
В случае его утверждения вступление в силу соответствующих поправок планируется по истечении девяноста дней после дня официального опубликования вышеуказанного Федерального закона.
Источник публикации:
Сайт ГосДумы
Регистрация законопроекта и материалов к нему в САДД ГД – 24.12.2018
Расширяются полномочия органов внутреннего (муниципального) финансового контроля
10 апреля в ГосДуму внесена законодательная инициатива Московской областной Думы, направленная на урегулирование вопросов возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, по нарушениям, допущенным при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В настоящее время полномочия органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, ограничены закупками, осуществляемыми в рамках соответствующего бюджета и не распространяются на закупки, осуществляемые за счет средств иного бюджета. Несмотря на возможность осуществления соответствующих проверок, у органа муниципального финансового контроля отсутствуют полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.293 и частями 8–10 статьи 7.32 КоАП РФ, в отношении муниципальных заказчиков. В этой связи, в случае установления фактов нарушений, за которые предусмотрена ответственность статьей 7.293 и частями 8–10 статьи 7.32 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях не возбуждаются, ввиду отсутствия у них соответствующих полномочий.
Законопроект № № 685434-7 «О внесении изменений в статьи 23.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» устраняет эту проблему. В случае его принятия вступление в силу новых положений планируется в общепринятом порядке, установленном для порядка вступления в силу нормативных правовых актов, т.е. по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.
Законопроект направлен на рассмотрение в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству 11 апреля т.г.
Источник публикации:
Сайт ГосДумы
Регистрация законопроекта и материалов к нему в САДД ГД – 10.04.2019
Планируется продлить срок принятия федеральных законов о внесении изменений в законодательство, приводящих к изменению доходов бюджетов
На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен
проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации». Данный законопроект подготовлен Минфином России и направлен на корректировку срока принятия федеральных законов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Так, согласно п. 2 ст. 53 БК РФ федеральные законы о внесении изменений в законодательство РФ, в частности о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы РФ и вступающие в силу в очередном финансовом году и плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (в настоящее время установленный срок внесения - не позднее 1 октября текущего года). Аналогичное требование установлено БК РФ и в отношении налогового и бюджетного законодательного процесса субъектов Российской Федерации, а также муниципальных правовых актов (п. 2 ст. 59 и п. 2 ст. 64 БК РФ).
Эти нормы вводились в своё время в целях обеспечения предсказуемости и стабильности формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Однако, в силу разных причин, в большинстве случаев связанных с изменением текущей экономической ситуации, в полной мере свою роль они сыграть так и не смогли. Начиная с 2010 года, действие статьи 53 БК РФ ежегодно приостанавливалось.
В этой связи, в целях установления более реалистичного срока принятия законов, приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вышеуказанным проектом предлагается продлить на месяц срок принятия соответствующих федеральных законов, то есть фактически до 1 октября текущего года.
В настоящее время законопроект проходит независимую антикоррупционную экспертизу, дата её окончания - 16 апреля 2019 г.
Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
Дата публикации:
10 апреля 2019 г.
Неналоговые платежи, имеющие признаки налогов, будут включены в Налоговый кодекс Российской Федерации
На прошлой неделе возобновилось обсуждение одного из законопроектов, разработанных Минфином России, анонсирование которого, по сути, уже было проведено в 2018 году. Речь идет о
проекте Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации)».
Напомним, что законопроектом предлагается включить в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) таких платежей как:
экологический налог (вместо платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС));
утилизационный сбор (вместо экологического и утилизационного сборов);
сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения (вместо платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн);
налог на операторов сети связи общего пользования (вместо обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторов сети связи общего пользования).
Также планируется введение местного гостиничного сбора вместо действующего сейчас на территориях четырех субъектов РФ экспериментального курортного сбора.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, кардинальных изменений по их исчислению и уплате не планируется, вводимые федеральные налоги и сборы будут взиматься примерно на тех же условиях, что и действующие сейчас аналогичные платежи. Новый подход предусмотрен только в отношении гостиничного сбора (в отличие от курортного, его должны будут платить не отдыхающие, а лица, оказывающие услуги по временному размещению). Кроме того, в качестве государственной пошлины в НК РФ предлагается включить ряд платежей, взимаемых в настоящее время в виде платежей за предоставление сведений из государственных реестров.
Предпосылками для этих новаций явилось отсутствие единообразия в применении неналоговых платежей и их эффективного администрирования. Данная инициатива, в первую очередь, направлена на повышение собираемости платежей, что крайне актуально для органов власти в условиях решения задач по достижению приоритетных целей социально-экономического развития и реализации мероприятий в рамках национальных проектов.
Предполагаемый срок вступления в силу новых норм - 2020 год. В настоящее время вышеуказанный законопроект проходит процедуру оценки регулирующего воздействия.
Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов.
Дата публикации:
02 октября 2018 г..
Если у Вас есть вопросы по реализации бюджетной реформы и Вам нужен качественный ответ, то задайте их ведущим экспертам Компании БФТ и получите грамотную консультацию.