Top.Mail.Ru
Тема недели: Актуализированы ключевые задачи Минфина России на среднесрочную перспективу
/ / Изменения законодательства
Тема недели: Актуализированы ключевые задачи Минфина России на среднесрочную перспективу

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Обзор законодательства за период с 21 апреля по 11 мая 2025 года


  

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


Ключевые задачи Минфина России – в выступлении Председателя Правительства на расширенной коллегии ведомства

В конце апреля т.г. в Национальном центре «Россия» состоялась расширенная коллегия Минфина России, посвящённая подведению итогов работы Минфина России и постановке задач на среднесрочную перспективу. Заседание впервые прошло в формате стратегической сессии, что подразумевает участие не только представителей профильных ведомств, но и экспертов различного профиля – предпринимателей, учёных, общественных деятелей.

Отмечая значимость достигнутых результатов, председатель Правительства Российской Федерации, который принял участие в заседании, в частности, отметил, что, обеспечивая финансовое обеспечение ключевых функций государства, ведомство в настоящее время проводит значимую комплексную работу:

  • «Сегодня большой Минфин [включает и Налоговую службу, и Таможенную службу, Казначейство, Росимущество, Росалкогольтабакконтроль] управляет межотраслевыми и межрегиональными балансами, понимает, как государственные средства распределяются между отраслями и регионами, к каким социально-экономическим последствиям приводят расходы, какие будут риски, если их не осуществить, причём вовремя».

В числе ключевых факторов системы управления, которые ведомству необходимо использовать для достижения результата, в рамках выступления премьер-министра выделено три фактора, а именно:

  • общественно значимый результат, который соответствует национальным целям развития;
  • современный инструментарий;
  • обратная связь от граждан по результатам реализованных мероприятий.

В таблице ниже приведена обобщенная сводная информация, характеризующая вышеуказанные факторы, которая сформирована на основании тезисов выступления премьер-министра:

Общественно значимый результат (целеполагание)

Современный инструментарий

Обратная связь

Отражение в плане работы ведомства полного перечня «(«SMART-метрики»), общественно значимых результатов, за которые Минфин отвечает и к которым он стремится», в том числе:

1) «...309-й указ Президента, майский, о национальных целях развития»;

2) «...показатели так называемого совместного ведения с Министерством экономического развития»;

3) «...показатели, которые характеризуют финансовый суверенитет»;

4) «...целевые показатели так называемого большого Минфина, который включает и Налоговую службу, и Таможенную службу, Казначейство, Росимущество, Росалкогольтабакконтроль».

1. «Сегодня Правительство работает на основании данных. То есть все экономические решения принимаются на основании достоверных данных.

...Важно продолжать неустанно работать в направлении совершенствования моделирования и прогнозирования.

...Каждому ведомству нужно сегодня работать над созданием целого комплекса моделей – математических, экономических – для прогнозирования и планирования основных параметров. Это особенно важно делать не только на федеральном, но и на региональном уровне. От устойчивости бюджетов наших регионов и муниципалитетов зависит в целом финансовая устойчивость страны»;

2. «...надо проактивно вести работу по рискам.

...Риск-анализ должен быть обязательным элементом любой стратегической и операционной активности в большом Минфине»;

3. необходимо «...больше работать с формализованными рабочими процессами, которые потом можно улучшать. Но сначала нужно их формализовать, чтобы опираться на данные».

«Для эффективности работы Минфина не надо бояться получать качественную обратную связь от людей, от бизнеса, от деловых объединений.

...Надо постоянно держать на повестке дня обратную связь»

С обзором, характеризующим актуальные направления цифровизации применительно к деятельности Минфина России по обеспечению суверенитета финансовой системы, которые были озвучены в рамках коллегии, можно ознакомиться здесь.

Источник публикации:
Правительство Российской Федерации / Новости

Дата публикации:
23.04.2025


Установлены дополнительные особенности исполнения бюджетов в текущем году

Подписан и опубликован Федеральный закон от 21.04.2025 № 84-ФЗ, который предусматривает внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ), а также корректировку отдельных федеральных законов, устанавливающих особенности исполнения бюджетов в текущем году.

Согласно поправкам:

1) общий объем расходов федерального бюджета в ходе исполнения федерального бюджета в 2025 году может быть увеличен по решению Правительства РФ без внесения изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете (с соответствующим увеличением бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ в случае и в пределах поступлений от ненефтегазовых доходов сверх объемов, учтенных в прогнозе);

2) исполнение судебных актов (за исключением судебных актов, вынесенных в целях компенсации вреда, причиненного лицам), требующих выделения бюджетных ассигнований в текущем финансовом году, осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете по статьям расходов, соответствующим целям, определенным судебным актом;

3) на субсидии и бюджетные инвестиции, предоставляемые российским юридическим лицам на финобеспечение мероприятий по предотвращению влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации, и на иные цели, определенные Правительством РФ, в период до 01.01.2026 года не распространяется действие ограничивающих положений п. 15 ст. 241 БК РФ (речь идет о субсидиях, предусмотренных статьями 78, 78.1, 78.3 и 78.4 БК РФ, и бюджетных инвестициях, предусмотренных статьей 80 БК РФ, предоставляемых российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25%).

Ряд поправок касается деятельности регионов, в частности, установлено, что:

1) на 2030 год переносится плата за пользование средствами федерального бюджета, подлежащая начислению в 2025 – 2029 годах на две трети задолженности по бюджетным кредитам в соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов»;

2) в 2025 году в бюджеты субъектов РФ подлежит зачислению 100% доходов от штрафов за нарушение ПДД и правил эксплуатации транспортных средств, в случае если постановления вынесены в рамках реализации региональных полномочий.

Предусмотрены и другие изменения.

Новации вступили в силу 21.04.2025.

Источник:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
21.04.2025


Утверждены правила отбора проектов, реализуемых за счет казначейских инфраструктурных кредитов

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2025 № 566 утверждены Правила отбора (одобрения) инфраструктурных проектов (мероприятий), в ходе реализации которых в регионах идёт модернизация инфраструктуры с использованием бюджетных кредитов, предоставляемых за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета.

Документ устанавливает порядок отбора проектов для предоставления соответствующих займов по 4 направлениям, включая такие как:

  • проекты в сфере ЖКХ;
  • мероприятия мастер-планов городов Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны России;
  • проекты, отобранные в рамках конкурса;
  • проекты, реализуемые по поручениям Президента или Председателя Правительства.

В целях реализации новаций:

1) закреплены определения:

  • инфраструктурный проект (мероприятие);
  • «опорный населенный пункт»;

2) внесены корреспондирующие поправки в отдельные акты, регулирующие:

  • Правила отбора инфраструктурных проектов, источником финобеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на финобеспечение реализации инфраструктурных проектов (постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1189);
  • Правила предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов на финобеспечение реализации инфраструктурных проектов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, а также их использования и возврата (постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2025 № 48);
  • деятельность публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1231).

Установленный документом алгоритм отбора предусматривает следующие укрупненные этапы:

  • первичная проверка заявок, поданных субъектами РФ на отбор, в публично-правовой компании «Фонд развития территорий»;
  • направление материалов в Минфин, Минэкономразвития, Минвостокразвития и Минстрой для рассмотрения и подготовки заключений ведомств;
  • принятие итогового решения о предоставлении кредита президиумом Правительственной комиссии по региональному развитию.

Соответствующий механизм направлен на реализацию мероприятий нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».

Источник:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
29.04.2025


Разработан перечень мероприятий по освоению земельных участков

Подписано и опубликовано распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2025 № 1021-р, которое утверждает перечень мероприятий по приведению земельных участков в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению (далее – Перечень).  

Данный Перечень разработан в целях реализации вступивших в силу норм Федерального закона от 08.08.2024 № 307-ФЗ, которым установлен предельный срок для освоения земельных участков, расположенных в границах населённых пунктов, садовых и огородных земельных участков (три года).

Использование Перечня позволит:

  • обеспечить прозрачность регулирования использования земельных участков, подлежащих вовлечению в экономический и хозяйственный оборот;
  • повысить качество использования земельных ресурсов и обеспечить дополнительную защиту граждан, использующих земельные участки, расположенные по соседству с заброшенными и захламлёнными территориями.

Детальный комментарий в части новаций, предусмотренных документом, размещен на сайте Росреестра, см. здесь

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
25.04.2025


Утвержден план мероприятий по реализации Стратегии развития системы государственной статистики

Опубликовано распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2025 № 1083-р, которое утверждает План мероприятий по реализации Стратегии развития системы государственной статистики и Росстата до 2030 года (далее – План).

План содержит более 50 различных мероприятий, в том числе предусматривает разработку новых документов, регламентирующих соответствующую сферу деятельности. В частности, согласно Плану:

  • в 2025 году должен быть утверждён единый стандарт качества данных официального статистического учёта, который установит требования к сведениям, используемым для формирования официальной статистической информации;
  • к концу 2026 года запланирована разработка «дорожной карты» по интеграции больших данных в официальный статистический учёт, 2029 года – получение реальных результатов такой интеграции.

Как отмечено на сайте Правительства Российской Федерации (цитата):

  • «Совершенствование действующей системы государственной статистики подразумевает модернизацию цифровой платформы статистических данных. Предполагается, что она будет включать в себя статистические цифровые двойники предприятий, а также отраслей экономики. С их помощью процесс создания статистической информации будет идти удобнее и быстрее».

Исполнительным органам субъектов РФ рекомендовано принять участие в реализации мероприятий, предусмотренных планом.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
08.05.2025


Скорректирована программа разработки федеральных стандартов бухучета на 2022-2026 гг.

Минюст России зарегистрировал приказ Минфина России от 03.04.2025 № 42н, который вносит изменения в программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2022-2026 гг., утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 февраля 2022 г. № 23н.

В соответствии с внесенными корректировками для отдельных стандартов ранее запланированные даты вступления в силу для обязательного применения перенесены на более поздние периоды, а именно для стандартов:

  • «Доходы» и «Расходы» – на 2027 год (ранее планировалось применять с 2025 года);
  • «Некоммерческая деятельность» и «Долговые затраты» – на 2028 год (ранее – с 2026 года);
  • «Финансовые инструменты» и «Биологические активы» – на 2029 год (ранее – с 2027 и 2028, соответственно).

Кроме того, предусмотрено внесение изменений в отдельные положения и стандарты с введением их в действие в 2028 году. Речь идет о корректировке:

  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;
  • ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность».

Документ вступает в силу с 17.05.2025.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
06.05.2025


Уточнен перечень банков, выдающих независимые гарантии в рамках госзакупок

На сайте Минфина России опубликован обновленный перечень банков, которые соответствуют требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Напомним, что данный перечень отражает сведения о банках, уполномоченных выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств по госзакупкам.

Из указанного перечня исключен «Промтрансбанк» (БАНК ПТБ (ООО)).

Источник публикации:
Минфин России / Документы

Дата публикации:
21.04.2025

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Предлагается установить административную ответственность за нарушения требований при казначейском сопровождении

Госдумой принят к рассмотрению проект федерального закона, предусматривающий корректировку норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях установления административной ответственности за неисполнение отдельных требований, связанных с осуществлением казначейского сопровождения (законопроект № 895228-8).

Законопроект регулирует отношения, возникающие в связи с нарушением требований о ведении раздельного учета и своевременного утверждения сведений об операциях с целевыми средствами:

  • участниками казначейского сопровождения и государственными (муниципальными) заказчиками,
  • получателями бюджетных средств,
  • заказчиками.

Предлагается установить административную ответственность за указанные правонарушения и предусмотреть привлечение должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности за соответствующие правонарушения. В этих целях КОАП предлагается дополнить новыми статьями 15.371 и 15.49. Виды ответственности, которые предусмотрены новыми статьями, приведены в таблице ниже:

Предусматривается законопроектом № 895228-8:

Ответственность за неисполнение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при исполнении государственного (муниципального) контракта, договора (соглашения), контракта (договора), средства которых подлежат казначейскому сопровождению

Ответственность за нарушение при казначейском сопровождении государственным (муниципальным) заказчиком, получателем бюджетных средств, заказчиком установленного срока утверждения сведений об операциях с целевыми средствами

в виде наложения административного штрафа:

-      на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификации на срок до трех лет;

-      на индивидуальных предпринимателей – в размере от 5 до 10 процентов от суммы государственного (муниципального) контракта, договора (соглашения), контракта (договора), но не более 500 тысяч рублей;

-      на юридических лиц – в размере от 5 до 10 процентов от суммы государственного (муниципального) контракта, договора (соглашения), контракта (договора), но не более 1 миллиона рублей.

 

-      на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 50 тысяч рублей;

-      на юридических лиц – в размере от 1 до 5 процентов от суммы государственного (муниципального) контракта, договора (соглашения), контракта (договора), но не более 200 тысяч рублей.

 

 

Согласно карточке законопроекта его рассмотрение Госдумой запланировано на май текущего года.

Источник публикации:
Госдума / Система обеспечения законодательной деятельности / Главная / Объекты законотворчества / Законопроект № 895228-8

Дата публикации:
17.04.2025


Органы власти планируют освободить от уплаты исполнительского сбора

Правительством Российской Федерации внесен на рассмотрение Госдумы проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в целях освобождения органов власти от уплаты данного сбора (законопроект № 897328-8).

Предлагается освободить от уплаты исполнительского сбора в случае невыполнения требований неимущественного характера (снос, демонтаж строений, предоставление жилья, устранение нарушений законодательства и др.), содержащихся в исполнительных документах:

  • государственные органы;
  • органы местного самоуправления;
  • государственные (муниципальные) казенные учреждения.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, реализация изменений позволит:

  • исключить риски возникновения у должников-бюджетополучателей задолженности по исполнительскому сбору;
  • привести положения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве в соответствие с потребностями складывающейся правоприменительной практики.

Согласно карточке законопроекта, его рассмотрение Госдумой запланировано на май текущего года.

В этой связи обращаем внимание, что Госдумой принят к рассмотрению проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 17.15 и 23.68 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (законопроект № 897311-8).

Проект разработан в целях обеспечения возможности привлечения должностного лица

  • органа государственной власти (государственного органа),
  • органа местного самоуправления,
  • государственного (муниципального) казенного учреждения

за неисполнение требований исполнительного документа неимущественного характера к административной ответственности.  

При этом предлагается установить административную ответственность должностных лиц должников-бюджетополучателей за неисполнение таких требований без взыскания с них исполнительского сбора.

Источник публикации:
Госдума / Система обеспечения законодательной деятельности / Главная / Объекты законотворчества / Законопроект № 897328-8

Дата публикации:
18.04.2025

Источник публикации:
Госдума / Система обеспечения законодательной деятельности / Главная / Объекты законотворчества / Законопроект № 897311-8

Дата публикации:
18.04.2025

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями