Top.Mail.Ru
Тема месяца: Приоритетные задачи и новые меры поддержки при внедрении отечественного ПО (итоги «ЦИПР-2025»)
Тема месяца: Приоритетные задачи и новые меры поддержки при внедрении отечественного ПО (итоги «ЦИПР-2025»)
Время чтения: 6 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Обзор новаций в сфере цифровизации за июнь 2025 года (на 15.06.2025)


  

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

 

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


Регионам рекомендовано использовать цифровые торговые площадки при поддержке местных производителей

Утвержден перечень поручений Президента России по итогам встречи с главами муниципальных образований в рамках второго Всероссийского муниципального форума «Малая родина – сила России» (состоялся 21.04.2025).

Перечень содержит рекомендацию в адрес высших должностных лиц субъектов РФ о необходимости:

  • использования инфраструктуры цифровых торговых площадок при реализации программ по поддержке местных производителей и продвижению их продукции (Пр-1223, п. 5в, доклад – до 01.10.2025).

Источник публикации:
Президент России / Документы

Дата публикации:
29.05.2025


Утверждены новые поручения по развитию цифровых сервисов в сфере пространственного планирования

На сайте Правительства Российской Федерации опубликованы сведения о содержании поручений Председателя Правительства Российской Федерации, которые утверждены по итогам стратегической сессии «Опережающее развитие дорожного хозяйства, коммунальной, социальной инфраструктуры и мастер-планы городов», состоявшейся 18.03.2025.

В рамках данной сессии обсуждались вопросы внедрения такого инструмента стратегического планирования, как мастер-планирование (работы ведутся в рамках реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2024 № 4146-р).  

В целях обеспечения использования цифровых инструментов при проведении этой работы, как отмечено на сайте Правительства РФ, поручено:

1) к 15 июля т.г. – выработать и представить в Правительство РФ позицию о целесообразности использования единой цифровой платформы «Национальная система пространственных данных» (НСПД) как единого источника юридически значимой информации в сфере пространственного планирования (ответственные – Росреестр и Минстрой России);

2) до 1 июля т.г.проработать функционал цифровой платформы для управления в сфере комплексного социально-экономического и пространственного развития населённых пунктов (ответственные – Минэкономразвития России совместно с Росреестром), в том числе обеспечить:

  • охват всех аспектов планирования развития населённых пунктов;
  • учет всех виды инфраструктуры;
  • стыковку сервисов со структурой мастер-планов и долгосрочных программ развития опорных населённых пунктов, системой мониторинга и управления рисками.

В этой связи напомним, что согласно поручению Президента России в срок не позднее 20.01.2026 должен быть утвержден итоговый перечень из 200 крупных и малых городов и городских агломераций, для которых будут разработаны мастер-планы. По итогам их реализации и апробации планируется масштабирование соответствующих работ на территории всей страны.

Источник публикации:
Правительство Российской Федерации / Новости / По министерствам и ведомствам

Дата публикации:
04.06.2025


Премьер-министр о приоритетных задачах при переходе на использование отечественного ПО («ЦИПР-2025»)

В Нижнем Новгороде завершилась работа X конференции «Цифровая индустрия промышленной России» («ЦИПР-2025», 02-08.06.2025), главным треком деловой программы которой стало обсуждение НП «Экономика данных и цифровая трансформация государства».

Председатель Правительства Российской Федерации, принимая участие в пленарной сессии конференции на тему «Цифровая независимость промышленной России», говоря о результатах работы по разработке и использованию российского программного обеспечения, в частности, отметил следующее: (цитаты):

  • «Необходимой технологической основой для цифровой трансформации экономики является сильная информационно-технологическая отрасль. В России этот сектор уверенно укрепляется.

С 2022 года объём продаж отечественных ИТ-решений и услуг увеличился почти вдвое, достигнув 4,5 трлн рублей»; 

  • «Для наших компаний становится нормой опираться на современные собственные продукты для повышения производительности и эффективности деятельности. Только в прошлом году на покупку, внедрение и поддержку программного обеспечения они направили свыше 3 трлн рублей – это на 50% выше, чем в 2021 году»; 
  • «У нас в стране 80% решений, которые сегодня применяются предприятиями для управления финансами, – российские. И каждая вторая установленная программа для цифрового проектирования уже тоже наша. Доля платформ для автоматизации и оптимизации производства и технологических процессов сейчас превышает 40%. А комплексных инструментов для планирования, распределения и контроля ресурсов – 60%».

В числе приоритетных направлений в рамках решения задачи по переходу к 2030 году 80% российских организаций ключевых отраслей на использование отечественных программных продуктов, предусмотренных новым национальным проектом «Экономика данных и цифровая трансформация государства» (в рамках НП выделено свыше 50 млрд рублей на стимулирование выпуска новых разработок и внедрение корпоративных решений), премьер-министр, в частности, выделил такие как:

1) реализация инициатив, касающихся технологий искусственного интеллекта:

  • «Это крайне перспективное направление. Применение таких новаций позволяет добиваться прорывных результатов. Послужит и развитию наших компаний»;

2) обеспечение комплексности проводимой работы и оказываемой поддержки:

«...важно, чтобы гранты могли получить объединения из нескольких организаций»;

3) обеспечение открытости, доступности и совместимости отечественных решений:

  • «Финансироваться должны проекты, которые предусматривают обязательства разработчика разместить программный продукт в открытом доступе. ...Сегодня это очень важно, потому что без стимулирования спроса, без того, чтобы большое количество предприятий, компаний пользовались продуктом, сделать конкурентоспособный продукт и масштабировать невозможно.

...Отдельное внимание нужно уделить и вопросам создания так называемой тяжёлой платформы для коллективного цифрового проектирования сложных изделий, в том числе в рамках межотраслевой кооперации, на базе именно геометрического ядра, национального геометрического ядра.

И в целом – повышать связанность отечественной экосистемы программных решений. Предлагается поэтапно вводить требования о совместимости российского прикладного ПО с нашими операционными системами и базами данных»; 

4) необходимость использования опыта и экспертизы заказчиков при разработке и внедрении сложных продуктов:

  • «Формирование зрелых отраслевых решений невозможно без прямого участия заинтересованных заказчиков, которые будут делиться с разработчиком своей экспертизой и опытом. Это необходимое условие для эффективной донастройки и пилотного внедрения новых сложных продуктов.

...по итогам успешного внедрения у себя нового отечественного решения таким заказчикам могут быть предоставлены различные меры налогового стимулирования для компенсации части понесённых затрат. Предлагаю проработать такие механизмы»; 

5) необходимость расширения сферы применения отечественных решений за счет корпоративного сектора:

  • «Важно, чтобы российское программное обеспечение интенсивнее применялось в корпоративном секторе. Будем формировать условия для перехода на него операторов персональных данных, их обработки и хранения. А в случае, если есть наши аналоги облачных сервисов, нужно, чтобы крупный бизнес выбирал именно их.

Надо также дополнительно проработать поэтапный переход на использование в строительной сфере наших отечественных продуктов для информационного моделирования и проектирования объектов – то есть, делать зонирование»; 

6) обеспечение приоритетности госзакупок «исключительно» отечественных решений:

«...при включении в реестр российского софта должны отдельно маркироваться так называемые нативные приложения и решения, которые созданы с нуля и которые ни от чего не зависят – я имею в виду от международных продуктов в открытом доступе. Они должны получить приоритет при государственных закупках». 

Кроме того, в рамках выступления премьер-министр озвучил ряд предложений, направленных на повышение эффективности перехода на использование отечественных программных продуктов (цитаты):

  • «...надо усовершенствовать методики и показатели оценки цифровой зрелости наших базовых отраслей»; 
  • «Прошу также наши индустриальные центры компетенций представить предложения по определению в своих секторах типовых значимых объектов критической инфраструктуры, а также по срокам их перевода на отечественные программные продукты – с учётом, конечно, уровня готовности наших технологий и решений»; 
  • «Необходимо предусмотреть и общее правило проведения замены зарубежного специализированного оборудования со встроенным ПО на российские решения – только после вывода такой техники из эксплуатации или устаревания. Главное – минимизировать риски возникновения любых сбоев на объекта»; 
  • «На базе центров компетенций надо организовать и составление для каждого сектора карты типовых управленческих и производственных процессов. Дать разработчикам возможность ими пользоваться без ограничений.

И ещё надо сформировать отраслевые модели данных и определить стандарты обмена ими. Стандартизация поможет, конечно, этому развитию»; 

  • «...попрошу Министерство цифрового развития проработать совместно с ИЦК предложения по запуску единой платформы обеспечения доступа разработчиков ко всем датасетам промышленной информации, в том числе в рамках механизма государственно-частного партнёрства»; 
  • «Надо расширить участие индустриальных центров компетенций в деятельности цифровых кафедр ...Центры могли бы подключиться к подготовке учебных программ. Ребята тогда смогли бы получать практические навыки с учётом особенностей применения новейших, именно российских решений, непосредственно в отраслях».

Записи трансляции пленарной сессии и иных проведенных в рамках конференции мероприятий размещены здесь

Позднее, в ходе заседания Правительства РФ, прошедшего 09.06.2025 годапремьер-министр подтвердил предложения о необходимости:

  • проработки предложений и идей, озвученных на завершившейся конференции «ЦИПР-2025»;
  • формирования перечня поручений для подготовки новых решений о поддержке ИТ-отрасли.

Обсуждение предложений, касающихся обсуждения дополнительных мер поддержки ИТ-отрасли, планируется провести в рамках отдельной стратегической сессии. 

Кроме того, в рамках совещания с руководителями цифровой трансформации на конференции «ЦИПР-2025» были представлены результаты мониторинга ИТ-отрасли за 2024 год. Отмечается, в частности, что:

  • вклад в ИТ-отрасли в ВВП России составил 6%;
  • на каждый вложенный рубль государственной поддержки получено 2 рубля в виде налогов, уплаченных в бюджет налогоплательщиками ИТ-отрасли.

Напомним, что независимая методика оценки ИТ-отрасли разработана АНО «Цифровая экономика» при поддержке Минцифры. Для мониторинга ИТ-отрасли используются агрегированные данные ФНС, а также данные Минцифры, Банка России, ФТС и Росстата.

Источник публикации:
Правительство Российской Федерации / Новости

Дата публикации:
03.06.2025


Определена ФГИС для обработки персональных данных, полученных в результате их обезличивания

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2025 № 740 ФГИС «Единая информационная платформа национальной системы управления данными» (ЕИП НСУД) установлена в качестве государственной информационной системы, предназначенной для обработки персональных данных, полученных в результате обезличивания ПД, и предоставления доступа к ним.

В связи с этим:

1) внесены необходимые изменения в положение о ФГИС ЕИП НСУД (уточняются цели и задачи единой информационной платформы, в состав ФГИС введена новая подсистема – «Единая доверенная платформа для обмена и анализа данных»);

2) уточнены и дополнены роли участников ФГИС ЕЦП НСУД (в т.ч. новыми участниками стали поставщики и пользователи подсистемы обработки обезличенных данных).

Документ вступает в силу с 01.09.2025, за исключением отдельных положений (работа по созданию единой доверенной платформы должна быть начата Минцифры России с 28.05.2025).

Напомним, что ранее постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2025 № 702 утверждены Правила проверки соответствия пользователей ФГИС обработки обезличенных ПД установленным требованиям, подробности см. здесь.

Данные документы разработаны в целях реализации норм Федерального закона от 08.08.2024 № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»...».

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
30.05.2025


Утверждены параметры проведения эксперимента по оценке качества работы организаций социальной сферы через ЕПГУ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2025 № 882 утверждены порядок и условия проведения эксперимента по внедрению системы оценки гражданами качества и условий оказания услуг организациями социальной сферы с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ФГИС ЕПГУ, единый портал).

Эксперимент будет проводиться в период с 15 июня 2025 г. по 31 декабря 2026 г. и распространяться на услуги, которые оказывают организации социальной сферы следующих типов:

1) федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, подведомственные Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации;

2) организации здравоохранения;

3) общеобразовательные организации;

4) дошкольные образовательные организации;

5) физкультурно-спортивные организации.

Полномочия по координации проведения эксперимента возложены на Минтруд России. Техническая поддержка проведения эксперимента в части, касающейся единого портала, будет обеспечиваться Минцифры России.

Согласно документу жители субъектов РФ, которые подтвердят согласие на участие в данном эксперименте, с 01.01.2026 по мере оказания соответствующих услуг будут получать электронную анкету с вопросами:

  • об организации процесса получения услуг;
  • о комфорте помещений;
  • о доброжелательности и компетентности работников организаций социальной сферы.

Качество работы необходимо будет оценить по 5-балльной шкале. По результатам заполнения анкет гражданами – получателями услуг на платформе обратной связи единого портала будет производиться автоматический расчет значений показателей системы оценки.

Перечень регионов – участников эксперимента должен быть сформирован в срок до 15.07.2025 (ответственные – Минтруд России, Минцифры России).

Минцифры России также поручено:

1) в срок до 01.09.2025 совместно с Минтруда России и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» – разработать и утвердить функционально-технические требования к системе оценки на едином портале;

2) в срок до 01.11.2025 совместно с ФОИВ, государственными внебюджетными фондами и высшими исполнительными органами субъектов РФ – участниками эксперимента:

  • сформировать перечень информационных систем, содержащих сведения о гражданах – получателях услуг (далее – информационные системы);
  • определить достаточность существующих информационных систем и порядок дополнения содержащихся на едином портале данных сведениями о гражданах – получателях услуг в соответствии с установленными требованиями (приложение № 2 к документу);
  • обеспечить готовность к получению единым порталом сведений о гражданах – получателях услуг из информационных систем;

в) в срок до 01.01.2026 обеспечить доработку функционала единого портала согласно функционально-техническим требованиям к системе оценки на едином портале и запуск системы оценки в рамках эксперимента.

Как отмечено на сайте Правительства Российской Федерации эксперимент проводится в рамках формирования комплексной системы эффективной обратной связи от граждан во исполнение поручения Президента России.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
13.06.2025

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Госдумой принят закон о создании многофункционального сервиса обмена информацией

Госдумой принят в трех чтениях федеральный закон, предусматривающий создание многофункционального сервиса обмена информацией (законопроект № 679980-8). Данный закон заменяет принятый в первом чтении в октябре 2024 года законопроект, который в ходе обсуждения был переименован и существенно переработан. Напомним, что документ разработан группой сенаторов и депутатов и направлен на совершенствование механизмов предотвращения избыточной обработки персональных данных граждан в целях минимизации рисков неправомерного доступа к указанной информации.

Одна из ключевых новаций документа – законодательное закрепление необходимости создания многофункционального сервиса обмена информацией, осуществляющего функции мессенджера (далее – сервис).

Сервис создается в целях:

  • повышения доступности услуг и сервисов в различных сферах жизнедеятельности;
  • создания комфортной и безопасной среды при использовании информационных технологий;
  • обеспечения конфиденциальности передаваемой и получаемой информации.

Новые нормы, регулирующие использование сервиса, предусматривают, в том числе:

  • передачу с согласия гражданина сведений из ЕСИА, ГИС и иных ИС госорганов, ГУП, госучреждений или подтверждение с согласия гражданина сведений с использованием таких систем;
  • подписание документов УКЭП или УНЭП, сертификат ключа проверки которых создан и используется в инфраструктуре электронного правительства;
  • организацию взаимодействия участников образовательных отношений, в том числе с использованием региональных ИС в сфере общего образования, среднего профессионального образования и дополнительного образования детей и взрослых, федеральных ИС в системе образования, ЕСИА и ЕПГУ;
  • предоставление гражданами РФ сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, либо иных документах, выданных гражданам РФ госорганами, ОМСУ, организациями;
  • установление особенностей использования сервиса в городе Москве (устанавливаются соглашением с организацией, обеспечивающей создание и функционирование сервиса (определять такую организацию уполномочено Правительство РФ)).

Кроме того, в связи с созданием сервиса вносятся корреспондирующие изменения в отдельные федеральные законы.

Документ предусматривает и другие изменения, в том числе в части регулирования законодательства о персональных данных. В частности, Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» дополнен нормой (ч. 1 ст. 9), которая вступит в силу с 01.09.2025 и устанавливает, что:

  • «Согласие на обработку персональных данных должно быть оформлено отдельно от иных информации и (или) документов, которые подтверждает и (или) подписывает субъект персональных данных».

Текст принятого Госдумой закона направлен в Совет Федерации.

Источник публикации:
Госдума / Система обеспечения законодательной деятельности / Главная / Объекты законотворчества /Законопроект № 679980-8

Дата публикации:
10.06.2025


Уточняются Правила предоставления информации для включения в ГИС промышленности (ГИСП)

На общественное обсуждение вынесен проект постановления Правительства Российской Федерации (ID проекта 01/01/06-25/00157355), который предусматривает корректировку Правил предоставления информации для включения в государственную информационную систему промышленности (ГИСП), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2017 № 1604.

Предлагается:

1) установить предельные сроки представления информации для включения в ГИСП (в течение одного календарного месяца после окончания отчетного периода в соответствии с периодичностью, которая предусмотрена составом информации, предоставляемой оператору) для:

а) органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) субъектов деятельности в сфере промышленности, в том числе особенности представления итоговой информации за год (для включения в ГИСП за календарный год и последний квартал календарного года информация подлежит представлению оператору не позднее 30 апреля следующего календарного года);

2) установить требование по использованию субъектами деятельности в сфере промышленности собственных учетных систем при взаимодействии с ГИСП, передаче установленных законодательством сведений в электронном виде на безвозмездной основе в соответствии с периодичностью, предусмотренной составом информации, подлежащей представлению оператору.

Предусмотрены и другие изменения.

Планируется, что новации вступят в силу с 01.10.2025.

Установленный срок завершения общественного обсуждения проекта – 20.06.2025.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
06.06.2025


Предлагается уточнить Правила категорирования объектов КИИ

На общественное обсуждение вынесен проект постановления Правительства Российской Федерации (ID проекта 01/01/06-25/00157463), который предусматривает внесение изменений в Правила категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 № 127.

Предлагается уточнить сферу действия документа, установив обязанность категорирования объектов КИИ, соответствующих типам информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей, автоматизированных систем управления, включённых в перечни типовых отраслевых объектов КИИ.

Поправки также касаются содержания направляемых во ФСТЭК сведений о результатах категорирования (должны в том числе содержать доменные имена и сетевые адреса объекта КИИ, взаимодействующего с сетями электросвязи общего пользования, в том числе с Интернетом).

Дополнены новые показатели критериев значимости объектов КИИ и их значения. Предусмотрены и другие изменения.

Дата окончания общественного обсуждения проекта – 24.06.2025.

В этой связи обращаем внимание, что в начале июня т.г. на общественное обсуждение вынесен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Перечней типовых отраслевых объектов критической информационной инфраструктуры» (далее – проект).

Проект содержит сведения в отношении Типовых процессов (функций), выполняемых типовым объектом в разрезе 14 сфер, в том числе применительно к сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (раздел 6 проекта).

Использование перечней планируется обеспечить с 01.09.2025.

Дата окончания общественного обсуждения проекта – 18.06.2025.

1. Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
10.06.2025

2. Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
04.06.2025


Разработан проект стандарта, регулирующего оценку воздействия продуктов ИКТ на устойчивое цифровое развитие

В числе ключевых событий завершившейся конференции «ЦИПР-2025» – обсуждение ряда проектов «базовых» документов, регулирующих деятельность ИТ-отрасли. В их числе проект национального стандарта ГОСТ «Устойчивое цифровое развитие. Общие положения, методика оценки воздействия продуктов информационно-коммуникационных технологий на устойчивое цифровое развитие» (информация о проекте размещена здесь). 

Документ разрабатывается Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) с участием Фонда «Сколково», IBS, Сбера, РЖД, «Группы Астра» и отраслевых организаций. В рамках панельной дискуссии «Национальная стандартизация в области устойчивого цифрового развития» отмечено следующее (цитата):

  • «Разработка национального стандарта в области устойчивого цифрового развития должна стать основной для выстраивания новой эффективной системы оценки ИТ-продуктов в различных областях. В основе стандарта лежат положения, которые уже сегодня получили широкую апробацию в рамках множества ИТ-компаний. Сегодняшняя дискуссия открывает начало публичного обсуждения проекта нового документа, который призван качественно улучшить деятельность ИТ-компаний, в первую очередь в части их социальной, экологической и общественной ответственности» (А. Иванов, заместитель генерального директора Российского института стандартизации).

Проект вынесен на публичное обсуждение 03.06.2025, дата окончания публичного обсуждения – 02.08.2025.

Источник публикации:
ФГИС Росстандарта

Дата публикации:
03.06.2025

 

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА


Планируется создать рейтинг готовности крупных компаний к внедрению ИИ (итоги «ЦИПР-2025»)

Завершилась десятая ежегодная конференция «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР-2025), проходившая в Нижнем Новгороде в период со 2 по 5 июня т.г.

В работе конференции принял участие Председатель Правительства РФ. Завершая пленарную сессию и отмечая необходимость дополнительной проработки озвученных предложений и рекомендаций, он, в частности, отметил следующее (цитата):

  • «Хочу отдельно отметить: надо усовершенствовать методики и показатели оценки цифровой зрелости наших базовых отраслей. Очень важно отслеживать прогресс по внедрению российских решений с использованием генеративного искусственного интеллекта. У нас есть собственные решения. Надо сделать публичный рейтинг готовности наших крупных компаний к таким изменениям. И в следующем году отметить на ЦИПР промышленные предприятия, которые добились в этом направлении особых успехов».

Записи трансляции пленарной сессии и иных проведенных в рамках конференции мероприятий, в том числе сессии «ИИ2030. Стратегия лидеров», состоявшейся 04 июня (для выбора трансляции см. зал 1, в 14-15), размещены здесь

В этой связи обращаем внимание, что 02.06.2025 на площадке Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики премьер-министр провел совещание, посвященное обсуждению вопросов развития искусственного интеллекта и обработки больших данных (г. Саров, Нижегородская область). В ходе совещания отмечена необходимость создания полноценной вертикально интегрированной экосистемы электронного машиностроения, обеспечивающей стандартизацию всего цикла отечественного производства, от сырья, материалов, до конечных высокотехнологичных устройств (цитата):

  • «Что касается высокопроизводительных вычислений... искусственного интеллекта, больших данных, то здесь надо, конечно, усиливать взаимодействие между разработчиками процессоров, компаниями, которые выпускают оборудование, и создателями конечных решений».

Источник публикации:
Сайт мероприятия


Утверждено Положение о системе реализации приоритетных задач в области развития технологий ИИ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2025 № 861:

1) утверждено Положение о системе реализации приоритетных задач в области развития технологий ИИ и Центре развития ИИ (далее – Положение).

Положение определяет функции и права Центра, перечень участников реализации приоритетных задач в области ИИ, их полномочия и порядок взаимодействия. Координацию деятельности Центра будет осуществлять Заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства;

2) установлен порядок создания Центра развития искусственного интеллекта (ИИ) на базе Аналитического центра при Правительстве РФ (далее – Центр), который уполномочен обеспечивать информационно-аналитическое и организационно-техническое сопровождение реализации приоритетных задач Правительства РФ в области развития технологий ИИ в соответствии с национальными целями развития.

Высшим исполнительным органам субъектов РФ рекомендовано:

  • организовать необходимое взаимодействие с Центром;
  • определить уполномоченных представителей, ответственных за внедрение ИИ в исполнительных органах субъектов РФ (в должности не ниже заместителя председателя высшего исполнительного органа субъекта РФ).

Как отмечается на сайте Правительства РФЦентр создается как общефедеральный проектный офис, который уполномочен осуществлять отбор и тиражирование типовых решений, координацию госорганов, регионов и бизнеса, экспертное и методологическое сопровождение, организацию международного сотрудничества.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
09.06.2025


В Санкт-Петербурге обсудили результаты и предложения по внедрению ИИ в экономику (17.06.2025)

В июне т.г. (17.06.2025, г. Санкт-Петербург) состоялся II Национальный форум «ИИ – будущее сегодня»

Форум площадка для комплексного взаимодействия разработчиков решений в области искусственного интеллекта и потребителей в различных отраслях. Стратегическая цель форума – формирование глобального прогноза развития искусственного интеллекта и содействие его отраслевому применению.

Ключевые акценты деловой программы текущего года:

  • Будущее с ИИ, глобальный прогноз
  • Привлечение инвестиций для развития ИИ-проектов
  • Влияние ИИ на сферу образования, кадровое обеспечение
  • Использование ИИ в государственном управлении регионов
  • Использование ИИ-разработок для беспилотников и робототехники
  • Практика широкого применения ИИ для различных отраслей экономики

В рамках форума проведена пленарная сессии на тему ««Будущее сегодня. ИИ для государства и бизнеса», к участию в которой приглашены представители Управления Администрации Президента Российской Федерации по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи, Минцифры России, крупнейших корпораций, разработчиков и ВУЗов страны, а также экспертного сообщества.

С подробной деловой программой форума можно ознакомиться здесь.

Источник публикации:
Официальный сайт форума


Опубликованы новые методические материалы и исследования по искусственному интеллекту (Сбер, ВШЭ, Ростелеком)

В начале июня в открытом доступе опубликованы отдельные руководства и методологические материалы по искусственному интеллекту. Так:

1) Сбер опубликовал руководство по созданию AI-агентов (гайд), которые с помощью генеративного ИИ могут выполнять бизнес-задачи без участия человека. Материалы содержат рекомендации по внедрению мультиагентных систем в корпоративной среде и ориентированы на разработчиков, архитекторов и ИТ-специалистов.

Гайд представлен на конференции «ЦИПР-2025» как документ, отражающий опыт Сбера по созданию подобных решений с учётом требований к надёжности, безопасности и производительности.

2) Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ выпустил два документа, представляющие интерес для разработчиков и управленцев в сфере технологий искусственного интеллекта (ИИ):

а) «Методологическое руководство по мониторингу разработки и применения технологий ИИ»:

  • отражает концептуальную модель мониторинга;
  • определяет понятийный аппарат;
  • содержит описание системы показателей мониторинга разработки и применения технологий ИИ, а также методологических подходов к их расчету.

Документ представляет интерес для специалистов, занимающихся исследованием ИИ, а также для разработчиков и аналитиков, работающих с большими данными и ИТ-решениями.

б) «Аналитический доклад об искусственном интеллекте в России – разработка и применение», который рассматривает аспекты:

  • разработки технологий ИИ;
  • использования ИИ-решений в организациях.

Доклад в том числе содержит:

  • аналитические данные об использовании ИИ в разрезе различных видов экономической деятельности, включая информацию о планах по внедрению технологий ИИ;
  • информацию об использовании массивов больших данных;
  • сведения о потребности в высококвалифицированных кадрах в сфере ИИ.

Приложения к докладу включают сводный перечень определений и классификации применительно к ИИ, основанный на нормах действующего законодательства, а также Классификатор товаров и услуг, связанных с технологиями ИИ.

Кроме того, в июне т.г. опубликован новый аналитический продукт «Развитие новых коммуникационных интернет-технологий (НКИТ) в России и мире» (подготовлен Центром стратегических инноваций (ЦСИ) Ростелекома совместно с Институтом развития интернета (АНО ИРИ)), который содержит сведения о результатах использования технологий ИИ для развития новых коммуникационных интернет-технологий.

Материалы включают сводную информацию о:

  • состоянии рынка;
  • тенденциях в нормативном регулировании;
  • ключевых трендах в разрезе различных направлений.

Сведения приведены применительно к мировому и российскому рынку (за 2024 год), и содержат рекомендации по развитию соответствующих технологических направлений в России.

1. Источник публикации:
GIGA.CHAT / Главная / База знаний / Разработка и применение мультиагентных систем в корпоративной среде

Дата публикации:
06.06.2025

2. Источник публикации:
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ / Новости

Дата публикации:
06.06.2025

3. Источник публикации:
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ / Новости

Дата публикации:
06.06.2025

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями