Top.Mail.Ru
Тема месяца: Утверждены дополнительные поручения по переходу на отечественные цифровые решения
Тема месяца: Утверждены дополнительные поручения по переходу на отечественные цифровые решения
Время чтения: 6 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Обзор новаций в сфере цифровизации за июль 2025 года (на 15.07.2025)


  

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

 

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


Подписаны поручения о развитии национального мессенджера с функцией доступа граждан к госуслугам

Президентом Российской Федерации подписаны поручения по итогам совещания с членами Правительства РФ, посвященного рассмотрению вопросов обеспечения технологического суверенитета в области коммуникационных сервисов, которое состоялось 04.06.2025.

Правительству РФ поручено в срок:

1) до 15.08.2025 (доклад, (Пр-1450, п.1б)) - организовать работу (при участии Банка России) по поддержке развития российского сервиса обмена мгновенными сообщениями (мессенджера), в том числе в части обеспечения возможности доступа граждан с его использованием к:

  • наиболее востребованным государственным услугам;
  • услугам, оказываемым кредитными и иными организациями.

2) до 01.09.2025 (доклад, Пр-1450, п.1в)) - обеспечить поддержку устойчивости и безопасности функционирования российского сегмента сети «Интернет», в том числе в целях развития российского сервиса обмена мгновенными сообщениями (мессенджера).

Напомним, что речь идет о новой многофункциональной цифровой платформе обмена данными, создание которой предусмотрено Федеральным законом от 24.06.2025 № 156-ФЗ. Подробности см. здесь.

Источник публикации:
Президент России / Документы

Дата публикации:
30.06.2025


Утверждены новые поручения Президента России о поддержке технологических компаний

Утверждены поручения Президента Российской Федерации по итогам встречи с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Напомним, что в рамках состоявшейся 13.05.2025 дискуссии обсуждался комплекс вопросов, связанных с обеспечением сбалансированного развития экономики в условиях структурной трансформации, в том числе эффективность мер поддержки бизнеса, направления совершенствования параметров налоговой системы и др. (подробности см. здесь). 

Перечень поручений, разработанных по итогам обсуждения, предусматривает дополнительные меры по поддержке технологических компаний, включая малые. Так, Правительству Российской Федерации, в частности, поручено подготовить совместно с Банком России и представить в срок 01.10.2025 предложения о:

1) преобразовании реестра малых технологических компаний в реестр технологических компаний, включающий раздел, содержащий сведения о (Пр-1387, п.3 а)):

  • технологических компаниях, которые реализуют проекты, соответствующие критериям (таксономии) проектов технологического суверенитета;
  • о применении к включенным в этот раздел компаниям мер поддержки малых технологических компаний, направленных на стимулирование первичного размещения их акций на российском финансовом рынке и предусмотренных федеральным проектом «Технологии», входящим в состав национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика»;

2) введении дополнительных мер, направленных на стимулирование приобретения профессиональными участниками рынка ценных бумаг акций технологических компаний, реализующих проекты, соответствующие критериям (таксономии) проектов технологического суверенитета (Пр-1387, п.3 б);

3)о смягчении регуляторных требований к кредитным организациям и другим профессиональным участникам рынка ценных бумаг в части, касающейся вложений в акции технологических компаний, реализующих проекты, соответствующие критериям (таксономии) проектов технологического суверенитета (Пр-1387, п.3 г)).

Источник:
Президент России / Документы

Дата публикации:
23.06.2025


Опубликованы сведения о поручениях премьер-министра по итогам ЦИПР -2025

На сайте Правительства Российской Федерации опубликованы сведения о содержании поручений председателя Правительства Российской Федерации по итогам X конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР-2025). 

Существенный блок поручений предусматривает реализацию мероприятий по переходу на отечественное программное обеспечение (ПО). Согласно поручениям проработка дополнительных решений, направленных на стимулирование перехода российских предприятий и организаций ключевых отраслей экономики на отечественное программное обеспечение, должна завершиться в течение года.

В этих целях Минцифры, Минпромторгу России поручено:

  • разработать методику по формированию приоритетных направлений замещения зарубежных отраслевых решений на российские аналоги для каждой отрасли (совместно с Российским фондом развития информационных технологий, отв. за утверждение методики - президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию);
  • подготовить предложения по значимым объектам критической информационной инфраструктуры для приоритетного импортозамещения софта на вышеуказанных объектах (совместно с индустриальными центрами компетенций (ИЦК)).

В этой связи, напомним, что ИЦК по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений, а также центры компетенций по развитию технологических решений (ЦКР), были созданы во исполнение поручений, утвержденных по итогам конференции «ЦИПР-2022». Председателями отраслевых комитетов являются заместители министров профильных ФОИВ, которые курируют, формируют и согласовывают с Минцифры персональный состав участников ИЦК. В состав ИЦК входят представители отраслевых предприятий, эксперты и вендоры, их возглавляют руководители ведущих компаний – лидеров отрасли. Согласно открытым данным в 2025 году действуют 36 ИЦК, в состав которых входят более 500 компаний.

Отраслевым комитетам по замещению зарубежных цифровых решений поручается:

1) на основании утверждённой методики сформировать и представить в Минцифры утверждённые профильными министерствами ИТ-ландшафты, при разработке которых должны быть определены:

  • типовые объекты критической информационной инфраструктуры;
  • сроки их перехода на отечественное ПО.

2) с учетом проведенной работы - сформулировать общее правило проведения замены зарубежного специфического оборудования со встроенным программным обеспечением на российские решения.

Отдельный блок поручений Минцифры, Минпромторгу России предусматривает необходимость:

  • проработки подходов к формированию отраслевых моделей данных;
  • разработки стандартов обмена соответствующими данными в целях запуска единой платформы для доступа разработчиков ко всем дата-сетам промышленной информации;
  • определению условий доступа разработчиков к этим данным.

В целях реализации дополнительных решений поручается:

  • Минцифры - проработать вопрос внесения необходимых изменений в законодательство о поэтапном введении требований о совместимости российского прикладного программного обеспечения с операционными системами и базами данных;
  • Минцифры и ФСТЭК - проработать вопрос о внесении соответствующих изменений в законодательство и установлении переходного периода в целях формирования условий для перехода операторов персональных данных на отечественный софт.

Поручения также предусматривают меры по совершенствованию поддержки ключевых проектов с использованием отечественных программных продуктов. Так, Минцифры России поручено при отборе инициатив для предоставления поддержки делать акцент на проектах, касающихся:

1) технологий искусственного интеллекта;

2) проектов, предусматривающих обязательства разработчиков размещать программное обеспечение в открытом доступе;

3) инициатив, заказчиками которых выступают:

  • объединения из нескольких отраслевых организаций;
  • предприятия оборонно-промышленного комплекса;

Кроме того, Минфину и Минцифры поручено до конца III квартала подготовить дополнительные преференции в отношении ИТ-компаний, в которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации превышает 50%, предусмотрев внесению изменений:

  • в Налоговый кодекс Российской Федерации
  • порядок аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий.

Определено также, что в ближайшее время будут подготовлены предложения по мерам налогового стимулирования для компенсации части понесённых затрат для:

  • организаций, инвестирующих собственные средства в доработку и пилотное внедрение отраслевых решений.

Предусмотрены и другие поручения, в том числе в части проведения оценки готовности крупнейших отраслевых компаний к внедрению решений в области промышленного программного обеспечения на основе генеративного ИИ и др.

Источник:
Правительство России

Дата публикации:
03.07.2025


Утверждено Положение о ГИС удаленного использования архивных документов

В конце июня Правительством Российской Федерации утверждены нормативные правовые акты, разработанные в целях норм Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», которые регулируют использование государственной информационной системы удаленного использования архивных документов и справочно-поисковых средств (ГИС УИАД, система удаленного использования).

1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2025 № 981 утверждено Положение о государственной информационной системе удаленного использования архивных документов и справочно-поисковых средств к ним (далее – Положение).

Согласно Положению система удаленного использования создается в целях обеспечения предоставления пользователям системы услуги удаленного использования архивных документов в ИТС «Интернет», включающей в себя:

  • предоставление возможности поиска необходимой архивной информации с помощью справочно-поисковых средств в электронном виде;
  • предоставление возможности просмотра и (или) прослушивания электронных копий архивных документов.

Положение определяет в том числе:

1) общие положения и требования, включая:

  • задачи и принципы функционирования системы удаленного использования;
  • структуру, основные функции и состав программных средств системы;
  • перечень участников, их полномочия и ответственность;

2) требования к предоставлению услуги, в том числе порядок:

  • предоставления услуги удаленного использования архивных документов;
  • регистрации участников системы;
  • обеспечения доступа к системе и к информации, содержащейся в системе;
  • информационного взаимодействия пользователей системы посредством подсистемы индивидуального обслуживания;

3) «базовые» технические требования:

  • требования к программно-техническим средствам и иным средствам, обеспечивающим автоматизацию процессов сбора и обработки информации;
  • порядок информационного взаимодействия с ГИС ГМП;
  • порядок защиты информации, содержащейся в системе, в том числе обеспечение информационной безопасности и конфиденциальности данных.

Создание и развитие ГИС и справочно-поисковых средств к ним осуществляет Федеральное архивное агентство (Росархив).

Документ вступил в силу с 01.07.2025 (за исключением отдельных положений).

В частности, с 01.01.2027 вступят в силу положения, регулирующие:

  • доступ поставщиков информации в систему удаленного использования;
  • использование усиленной квалифицированной электронной подписи.

 

2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2025 № 982 установлены случаи, размер и порядок взимания платы за предоставление услуги удаленного доступа к архивным документам и справочно-поисковым средствам к ним и их использования.

Согласно документу:

  • с пользователя, оформившего через ГИС УИАД заказ на услугу удаленного доступа, взимается плата в размере 90 рублей за час и 350 рублей за сутки;
  • плата за регистрацию пользователей в ГИС УИАД не взимается.

Внесение платы осуществляется пользователем через банк или иную кредитную организацию путем использования безналичных платежных сервисов, при этом пользователю обеспечивается подтверждение оплаты.

Начало действия документа - 10.07.2025.

В этой связи напомним, ГИС УИАД открыта для пользователей с сентября 2023 года в части доступа к объединенному научно-справочному аппарату федеральных архивов. Поиск архивной информации возможен как в виде простого поискового запроса по слову и словосочетанию, так и в расширенном виде: поисковый запрос может быть уточнен по названию архива, по заголовкам фонда, описи и дела, датам, видам документов.

1. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
02.07.2025

2. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
02.07.2025


Обновлены правила электронного делопроизводства по делам об административных правонарушениях

Опубликованы акты Правительства Российской Федерации, которые разработаны в целях закрепления электронного документооборота при направлении и рассмотрении процессуальных документов в рамках производства по делу об административном правонарушении.

1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2025 № 980, утверждены (действуют с 01.078.2025):

  • Положение о порядке подачи (направления) документов по делам об административных правонарушениях в электронном виде и требованиях к их формату (далее - Положение);
  • Типовое положение о порядке подачи (направления) документов по делам об административных правонарушениях в электронном виде посредством регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также рекомендации к формату таких документов (далее -Типовое положение).

Положение определяет порядок подачи (направления) в рамках производства по делам об административных правонарушениях документов в электронном виде с использованием личных кабинетов (ФГИС ЕПГУ) юридического лица или индивидуального предпринимателя посредством систем электронного документооборота участников производства (СМЭВ).

Установлены:

  • способы подачи документов в электронном виде;
  • требования к электронным документам и их образам;
  • порядок использования каналов связи при подаче документов в электронном виде;
  • особенности направления постановлений по делам об административных правонарушениях и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Документ предусматривает обязательность учета и хранения документов по делам об административных правонарушениях, в электронном виде в государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (ГИС ТОР КНД) при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, которые открыты в рамках деятельности, регулируемой Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Обеспечение данного требования осуществляется на поэтапной основе:

  • с 01.08.2025 – в отношении группы ФОИВ по установленному перечню (Росреестр, Роскомнадзор, Росстандарт, Роструд, ФНС и др.);
  • с 01.01.2026 – в части иных ФОИВ.

Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано использовать ГИС «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» для учета и хранения документов по делам об административных правонарушениях в электронном виде с 1 января 2026 года.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2021 № 947, регулирующее аналогичные вопросы, признано утратившим силу.

 

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2025 № 984 утверждены требования к техническим и программным средствам, используемым федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами при организации применения систем видео-конференц-связи и веб-конференции.

Согласно документу, системы для организации ВКС и веб-конференций должны размещаться на территории РФ, иметь доступ к Интернету и оснащаться аппаратурой с установленными постановлением параметрами, которые в целом аналогичны действующим в отношении ВКС-систем, применяемых в судах при рассмотрении дел без личного присутствия участников.

1. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
30.06.2025

2. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
01.07.2025


Внесены уточнения в порядки ведения единого реестра проверок и контрольных (надзорных) мероприятий

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2025 № 989  скорректированы отдельные акты Правительства Российской Федерации в целях уточнения функционирования информационных систем в сфере контрольной (надзорной) деятельности.

Поправки внесены в следующие постановления:

1) от 08.06.2011 № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме»:

  • в соответствующую инфраструктуру включен единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
  • уточнены полномочия Минцифры России при осуществлении функций оператора ГИС, входящих в состав инфраструктуры взаимодействия и др.;

2) от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)»:

  • введены новые положения, регулирующие правила ведения федерального реестра государственных и муниципальных услуг (функций) и др.

3) от 28.04.2015 № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»:

  • предусмотрена возможность функционирования единого реестра проверок с использованием ЕЦП «ГосТех» и др.;

4) от 16.04.2021 № 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий ...»:

  • уточнено определение единого реестра;
  • скорректированы положения, регулирующие полномочия Минэкономразвития России;
  • предусмотрена возможность функционирования единого реестра с использованием ЕЦП «ГосТех» и др.

Новации вступили в силу с 09.07.2025.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
01.07.2025

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Госдума рассматривает законопроекты о регулировании платформенной экономики

Госдумой приняты в первом чтении проекты федеральных законов, которые предусматривают регламентацию деятельности цифровых платформ. Речь идет о таких законопроектах как:

1) законопроект № 959244-8 «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации». Как отмечается в пояснительной записке, проект разработан в целях создания безопасной цифровой среды на цифровых платформах, а также для создания правовых условий развития и функционирования таких платформ.

В этих целях:

  • предлагается ввести единые правила для цифровых платформ, включая создание реестра посреднических платформ, разграничение их ответственности с продавцами и стандарты для пунктов выдачи заказов;
  • определяются основные понятия, в том числе «платформенная экономика», «цифровая платформа» и «посредническая цифровая платформа» (ПЦП);
  • предусматривается требование по контролю товаров, маркетплейсы будут обязаны проверять продавцов через государственные реестры перед допуском на свои платформы;
  • вводится обязательное взаимодействие операторов платформ с налоговыми органами, в том числе предлагается наделение маркетплейсов функцией налоговых агентов.

Полный обзор ключевых положений законопроекта приведен на сайте Госдумы

2) законопроект № 959248-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации».

Поправки, предусмотренные проектом, разработаны в целях синхронизации положений действующих законодательных актов с законодательством о платформенной экономике и предусматривают, в частности, установление требований к размещению предложений о продаже товаров, обязанностей и ответственности владельцев агрегаторов – операторов посреднических цифровых платформ перед потребителем.

Соответствующие изменения предлагается внести в федеральные законы:

  • от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
  • от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В случае окончательного одобрения вышеуказанных законопроектов в предложенной редакции, новации вступят в силу с 1 марта 2027 года.

1. Источник публикации:
Система обеспечения законодательной деятельности / Главная / Объекты законотворчества / Законопроект №959244-8

Дата публикации:
09.07.2025

2. Источник публикации:
Система обеспечения законодательной деятельности / Главная / Объекты законотворчества / Законопроект №959248-8

Дата публикации:
09.07.2025


Планируется создание Единого электронного госреестра исполнительных документов

Минюст России разработал и вынес на общественное обсуждения ряд законопроектов, предусматривающих создание цифровой модели исполнения судебных решений.  В их числе:

1) проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

  • предусматривает переход к реестровой модели принудительного исполнения и создание Единого государственного реестра исполнительных документов - государственного электронного информационного ресурса, предназначенного ‎для исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном законодательством, и содержащего сведения, необходимые для их исполнения.

Планируется, что формирование и ведение реестра исполнительных документов будет осуществляться в ГИС ГМП Федеральной службой судебных приставов в автоматическом режиме в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. По общему правилу исполнительные документы будут направляться в реестр исполнительных документов в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в формате, утвержденном Правительством Российской Федерации.

Соответствующие поправки вносятся в 19 «отраслевых» законодательных актов.

2) проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»:

  • предусматривает внесение корреспондирующих изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) в части направления исполнительных документов в Единый государственный реестр исполнительных документов.

3) проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»:

  • предусматривает внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, регулирующих направление исполнительных документов в соответствующий реестр.

 

Новации планируется ввести в силу с 1 января 2028 года. С момента их в силу до 1 января 2031 года будет действовать переходный период предъявления исполнительных документов к исполнению, что обусловлено необходимостью подготовки и принятия нормативных правовых актов, а также выполнения технологических мероприятий.

Установлено, что с 01.01.2031 исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц будет осуществляться исключительно на основании исполнительных документов, зарегистрированных в Едином государственном реестре исполнительных документов.

1. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
03.07.2025

2. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
03.07.2025

3. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
03.07.2025


Разработаны предложения по созданию ЕЦП подбора, развития и ротации кадров для органов власти

На общественное обсуждение вынесен проект постановления Правительства (ID проекта 01/01/07-25/00158022), который предусматривает трансформацию ФГИС «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» (ФГИС ЕИСУКС) в единую цифровую платформу, создание которой предусмотрено подпунктом «з» пункта 8 Указа Президента Российской Федерации № 309. Речь идет об обеспечении формирования системы подбора, развития и ротации кадров для органов государственной власти и органов местного самоуправления в рамках единой цифровой платформы.

Согласно пояснительной записке к проекту:

  • в настоящий момент ФГИС ЕИСУКС обеспечивает централизацию в электронном виде кадровых процедур в 49 ФОИВ и более чем в 2,5 тысячи органов госвласти 64 субъектов РФ, в 25 регионах созданы собственные ГИС в области гражданской службы, интегрированные с ФГИС ЕИСУКС;
  • это дает основание рассматривать федеральную систему «...в качестве оптимального программного решения для её трансформации в единую цифровую платформу, создание которой предусмотрено указом Президента».

Предлагается:

  • дополнить перечень функциональных подсистем ФГИС подсистемой развития профессиональной культуры государственного органа (предназначена для организации профессионального взаимодействия между гражданскими служащими, прохождения опросов, предоставления обратной связи и участия в мероприятиях, проводимых государственным органом для формирования профессиональной культуры);
  • расширить функциональные возможности текущих подсистем (подсистемы организационно-штатной структуры, подсистемы формирования кадрового состава и подсистемы прохождения государственной службы).

Планируется, что трансформация ФГИС ЕИСУКС пройдет поэтапно и будет завершена к 2030 году.

Общественное обсуждение проекта завершается 18.07.2025.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
04.07.2025

 

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА


Приоритеты использования технологий ИИ в госуправлении - на ПМЭФ - 2025

Значительная часть обсуждений в рамках состоявшегося в Санкт-Петербурге международного экономического форума (ПМЭФ-2025) затрагивала вопросы, обусловленные влиянием на эффективность экономических процессов технологического развития (общий обзор см. здесь), включая использование технологий ИИ в госуправлении. Так:

 

1) в рамках пленарной сессии заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства подчеркнул, что:

  • «Россия вошла в активную фазу внедрения искусственного интеллекта. Решения на основе ИИ повышают эффективность работы госорганов и улучшают качество предоставляемых услуг, открывают дополнительные возможности, в том числе в госуправлении и социальной сфере, начиная с медицины и заканчивая бюджетным процессом.».

 

2) в ходе сессии «Технологии будущего: единое мировое пространство или каждый сам за себя» были затронуты вопросы:

  • как глобального влияния ИИ на происходящие процессы, в частности, представителями Минфина России было отмечено, что «в ближайшие годы компании будут проходить через ИИ-трансформацию, аналогично тому, как они проходили через цифровую трансформацию»; «искусственный интеллект может кратно повысить уровень управления в России»;
  • так и практического использования ИИ в текущей деятельности ведомства: по словам представителя Минфина России (цитата): «В Минфине такая задача тоже есть. Пока мы формируем предложение внутри большого Минфина о том, как ИИ-трансформация будет выглядеть, готовим перечень мероприятий ... У нас огромное количество документооборота, работы с данными, и это как раз идеальное место для применения искусственного интеллекта».

Планируется, что внедрение мультиагентной системы на базе GigaChat, позволит ускорить бюджетные согласования за счёт автоматизации подготовки и проверки данных. Кроме того, возможности ИИ финансисты планируют использовать также при:

  • оценке эффективности заявок с учётом текущих проектов, национальных приоритетов и других критически важных факторов;
  • создании принципиально нового процесса подготовки и контроля федерального бюджета, основанного на углублённой аналитике и ориентированного на результат.

3) на сессии «Наука в сфере ИИ: новый путь к лидерству» участники обсудили влияния на достижение технологического лидерства развития науки и инноваций в сфере ИИ. Модератором сессии выступал Заместитель Председателя Правительства России Д.Чернышенко, отметивший, ключевую роль государства в обеспечении полноты исследований и компетенций в сфере ИИ:

  • «Инвестиции в исследовательские центры уже продемонстрировали свою успешность и эффективность: 13 центров обеспечивают половину всего российского научного задела в ИИ» (речь идет «грантовом» конкурсе среди исследовательских центров, который проводит Минэкономразвития России о в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект»).

 

4) обсуждению вопросов влияния ИИ на экономику, государственное управление и отрасли, была также посвящена отдельная сессия «Искусственный интеллект – будущее сегодня. Итоги форума». Особенностью данного мероприятия явилось то, что содержание сессии формировалось искусственным интеллектом в том числе на основе анализа итогов форума «ИИ – будущее сегодня», состоявшегося 17.05.2025.

Трансляция мероприятия размещена здесь.

Источник публикации:
Официальная страница форума


ИИ в продуктовой линейке БФТ-Холдинга – обзор на конференции по эффективным технологиям госуправления

В июне т.г. состоялась XIV Всероссийская конференция по эффективным технологиям государственного управления (19-22.06.2025, г. Нижний Новгород). Участниками конференции в этом году стали более 120 финансистов из 30 регионов (России) и Республики Беларусь. Мероприятие проходило при участии Минфина России.

На конференции были представлены новые возможности продуктовой линейки БФТ-Холдинга, в том числе в части применения искусственного интеллекта (ИИ) в бюджетно-финансовой сфере.

Специалисты Компании поделились экспертизой по таким направлениям как:

  • оптимальные проекты внедрения ИИ в процессах планирования и исполнения бюджета;
  • интеллектуальная проверка данных (варианты ИИ-распознавания документов);
  • ИИ, как возможный инструмент оптимизации процессов внутреннего финансового контроля.

Кроме того, были представлены отдельные аспекты, связанные с использованием технологий ИИ:

  • в ходе планирования и осуществления закупок (кейсы «помощник сотрудника контрактной службы», «планировщик закупок» и др.);
  • при подготовке проектов НПА.

Детальное описание соответствующих возможностей и кейсов приведено в презентации «Применение искусственного интеллекта в бюджетно-финансовой сфере».


Предлагается расширить полномочия Минцифры в целях координации создания и применения ИИ в госуправлении

Завершилось общественное обсуждение проекта постановления Правительства Российской Федерации (ID проекта 01/01/06-25/00157541), которое предусматривает наделение Минцифры России дополнительными полномочиями, которые позволят обеспечить координацию создания, развития, внедрения и использования технологических решений на основе искусственного интеллекта (ИИ) в государственном управлении. В их числе:

  • регулирование в части разработки и применения технологий ИИ;
  • координация (управление процессом внедрения ИИ в госорганах);
  • поддержка (определение дополнительных мер поддержки для ученых и разработчиков, включая гранты и доступ к необходимым ресурсам);
  • информирование (повышение осведомленности граждан о решениях на базе ИИ);
  • укрепление связей с иностранными партнерами в секторе ИИ;
  • аналитика (предоставление результатов изучения данных по внедрению и развитию ИИ Правительству Российской Федерации).

Также уточняются и актуализируются функции Минцифры России по установлению требований к формату данных в государственных информационных системах (в части указания данных для искусственного интеллекта).

Кроме того, проектом предлагается дополнить функции Минцифры России функциями по обеспечению координации мероприятий по созданию, развитию и эксплуатации информационноаналитических панелей («дашбордов») ГАИС «Управление», ГИС и иных ИС, задействованных или создаваемых с целью обеспечения выполнения задач ГАИС «Управление».

Предусмотрены и другие изменения.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
18.06.2025


Опубликован Кодекс этики в сфере разработки и применения искусственного интеллекта на финансовом рынке

Банк России разработал и направил в финансовые организации Кодекс этики в сфере разработки и применения искусственного интеллекта на финансовом рынке (далее - Кодекс).

При разработке и применении искусственного интеллекта финансовым организациям рекомендуется соблюдать следующие пять принципов:

1)  человекоцентричность;

2)  справедливость;

3)  прозрачность;

4)  безопасность, надежность и эффективность;

5)  ответственное управление рисками.

Кодекс содержит описание мер, рекомендуемых к применению в целях реализации вышеперечисленных принципов.

Как указано на сайте регулятора: «Кодекс носит рекомендательный характер и призван повысить доверие людей и компаний к новой технологии.».

Источник публикации:
Банк России / Новости

Дата публикации:
09.07.2025

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями