Понравилась статья? Поделитесь!
ОБЗОР НОВАЦИЙ В СФЕРЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЗА ОКТЯБРЬ 2025 года (на 15.10.2025)
ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Определены меры по разработке комплексной модели развития науки, включая развитие ЕГИСУ НИОКТР
На сайте Правительства Российской Федерации опубликованы сведения о содержании поручений главы Правительства РФ по итогам стратегической сессии «Модель развития науки», которая состоялась 24.06.2025.
Напомним, что в рамках указанной сессии озвучено решение о необходимости создания новой модели развития науки, основой которой должны стать национальные проекты, а «результатом их реализации:
созданные с учётом потребностей отраслей, предприятий, чтобы как можно оперативнее запускать производство».
В этой связи Правительству РФ поручено обеспечить разработку:
1) в срок до 28.01.2026 – «дорожной карты» по развитию единой государственной информационной системы учёта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР), целями создания которой в том числе должны стать:
Ответственные исполнители – Минобрнауки, Минэкономразвития, Минпромторг, Минфин, Минздрав, Минцифры, Минприроды, Российская академия наук (РАН).
2) в срок 23.03.2026 – комплексной модели управления наукой, обеспечивающей синхронизацию и реализацию государственной научно-технической политики, а также технологической и промышленной политики (ответственные – Минобрнауки, Минэкономразвития, Минпромторг, Минздрав, Минфин, РАН).
Кроме того, к середине февраля 2026 года должно быть обеспечено проведение оценки эффективности действующих мер налоговой поддержки организаций, финансирующих и осуществляющих исследования и разработки, с учётом:
По результатам оценки планируется разработать (при необходимости) комплекс мероприятий, обеспечивающий расширение налоговых мер поддержки исследовательской деятельности и упрощение процедуры их получения (ответственные – Минобрнауки, Минфин и ФНС).
Источник публикации:
Правительство Российской Федерации / Новости
Дата публикации:
02.10.2025
Обозначены приоритетные направления цифровизации при реализации бюджетной политики в 2026 – 2028 гг.
В начале октября т.г. на сайте Минфина России опубликованы Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов (ОНБНП), положения которых заложены в основу прогнозирования бюджетных параметров на последующую трехлетку. Согласно документу преобразование общественных финансов в плановом периоде будет продолжаться в соответствии с направлениями, начатыми в предшествующие периоды, в том числе с акцентом на:
В этих целях планируется, в частности, реализация следующих мероприятий по цифровизации (в разрезе отдельных направлений):
1) по направлению «Повышение эффективности использования бюджетных средств на финансовое обеспечение оказания бюджетных услуг»:
2) по направлению «Повышение фискальной прозрачности, открытость бюджета и инициативное бюджетирование»:
3) по направлению «Развитие контрактной системы»:
4) по направлению «Повышение качества управления компаниями с государственным участием и совершенствование управления государственным имуществом»:
Кроме того, в рамках совершенствования института налогового мониторинга планируется предоставить ФНС России право определять:
Источник:
Минфин России / Документы
Дата публикации:
03.10.2025
В электронный вид переведены отдельные услуги по газификации и газоснабжению населения
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2025 № 1519 внесены изменения в отдельные акты Правительства Российской Федерации, регулирующие:
Документ вносит изменения, направленные на внедрение электронного документооборота в рамках регулируемых правоотношений при заключении и исполнении соответствующих видов договоров.
Напомним, что в условиях действующего законодательства в электронном виде возможно оформить только заявку на подключение к газоснабжению. С 1 марта 2026 года с использованием принципа «единого окна» через организации, осуществляющие деятельность в области газоснабжения, станет возможным заключение комплексного договора:
Заключение таких договоров будет осуществляться с использованием:
(При этом сохраняется возможность заключения договоров в бумажном или электронном виде в офисе газоснабжающей организации или МФЦ.)
В случае самостоятельного заключения договоров в электронном виде гражданину необходимо будет использовать простую, усиленную неквалифицированную или усиленную квалифицированную электронную подпись.
Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации
Дата публикации:
6.10.2025
Скорректирован порядок проведения эксперимента по использованию ЭД в кадровой работе ФОИВ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2025 № 1554 внесены изменения в порядок проведения эксперимента по использованию электронных документов в кадровой работе отдельных федеральных органов исполнительной власти, который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2023 № 413.
Напомним, что эксперимент проводится в соответствии с Указом Президента РФ от 31.08.2020 № 536 «Об утверждении Положения о порядке организации экспериментов, направленных на развитие федеральной государственной гражданской службы» в целях апробации и внедрения новых методов осуществления кадровой работы с использованием информационно-коммуникационных технологий (с использованием ФГИС «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации»). Участниками эксперимента являются федеральные государственные гражданские служащие и граждане, претендующие на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы или поступающие на такую службу в органы, перечень которых установлен законодательством.
Согласно внесенным поправкам:
1) в перечень участников эксперимента включен Минтруд России;
2) уточнен формат подписания госслужащими кадровых документов (в рамках эксперимента подписание документов гражданином, претендующим на замещение должности гражданской службы, может осуществляться в том числе с применением простой электронной подписи, ключ которой получен в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 № 33).
Новации применяются с 16.10.2025.
Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации
Дата публикации:
08.10.2025
Мероприятия по созданию ИС и цифровых сервисов включены в план развития конкуренции на 2026 – 2030 гг.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.10.2025 № 2816-р утвержден Национальный план развития конкуренции на 2026 – 2030 годы. Документ заменит действующий пятилетний план, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 № 2424-р.
Особый акцент в новой «дорожной карте» сделан на мероприятиях по созданию информационных систем и цифровых сервисов, поскольку они «позволяют обеспечить прозрачность бизнес-процессов и предотвратить недобросовестную конкуренцию».
Документ, в частности, предусматривает:
1) внедрение в срок до 01.12.2026 в работу региональных органов власти, осуществляющих контроль за госрегулированием тарифов на товары (услуги), Единой информационно-аналитической системы тарифного регулирования (отв. – ФАС);
2) запуск к 2029 году новых модулей государственной информационной системы по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений (ГИС «Антикартель»);
3) создание к 2028 году цифрового сервиса по подбору земельных участков для ведения сельскохозяйственных работ (отв. – Минсельхоз, Минцифры, Минфин и Росреестр);
4) создание портала, содержащего сведения о спросе и предложениях на инновационную, высокотехнологичную продукцию и технологии (срок представления предложений – декабрь 2027, отв. – ФАС, Минцифры);
5) разработку к январю 2028 года проектов законов по антимонопольному регулированию деятельности цифровых платформ (отв. – ФАС);
6) переход к 2030 году к 100% подаче жалоб в электронной форме в рамках процедур обжалования закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц (отв. – ФАС, Минфин и Федеральное казначейство).
Полномочия по мониторингу и контролю реализации национального плана возложены на ФАС России (с ежеквартальным формированием и представлением в Правительство РФ информации о ходе реализации национального плана).
Органам государственной власти субъектов РФ даны рекомендации, в числе которых необходимость:
Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации
Дата публикации:
09.10.2025
Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации
Дата публикации:
23.04.2019
Расширен функционал сервиса онлайн-подписания электронных документов и налоговой отчетности
На сайте ФНС России опубликованы сведения о расширении функционала сервиса онлайн-подписания электронных документов и налоговой отчетности в приложении «Моя подпись».
Ведомство разъясняет, что с 01 октября т.г. с помощью приложения «Моя подпись» стало возможным направить руководителю организации или индивидуальному предпринимателю любой подписанный документ, в том числе налоговую отчетность.
Указанное приложение:
Для получения подписи необходимо:
Напомним, что ранее приложение «Моя подпись» в рамках пилотного проекта было интегрировано в комплексный сервис «Старт бизнеса онлайн».
Источник публикации:
ФНС России / Новости
Дата публикации:
25.09.2025
Введен в действие стандарт, устанавливающий единообразную организацию процесса аутентификации в СЗИ
С 1 октября т.г. введен в действие Национальный стандарт РФ. ГОСТ Р 70262.2-2025 «Защита информации. Идентификация и аутентификация. Уровни доверия аутентификации» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.05.2025 № 503-ст).
Документ устанавливает:
Определены:
Стандарт также устанавливает уровни доверия аутентификации, виды аутентификации и перечень средств аутентификации, необходимых к применению на каждом из уровней доверия.
Положения стандарта могут использоваться при управлении доступом к информационным ресурсам, вычислительным ресурсам средств вычислительной техники, ресурсам автоматизированных (информационных) систем, средствам вычислительной техники и автоматизированным (информационным) системам в целом.
Источник публикации:
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Дата публикации:
01.10.2025
Разработаны единые базовые требования к операторам электронного документооборота
Завершилось общественное обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который предусматривает установление единых требований к операторам электронного документооборота.
Предлагается, в частности, дополнить Федеральный закон от № 149-ФЗ новой статьей 11.2 «Обмен информацией в форме электронных документов», в том числе:
Планируется, что новые положения, в случае принятия закона в предложенной редакции, вступят в силу по истечении 270 дней после дня его официального опубликования, но не ранее 01.09.2027.
Одновременно с принятием вышеуказанных поправок разработчик (Минцифры России) предлагает обеспечить внесение корректировок в отдельные нормы Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствующий пакет материалов включен отдельный проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Как следует из пояснительной записки, внесение изменений в налоговое законодательство необходимо в целях исключения возникающего двойного нормативного регулирования института операторов электронного документооборота. Предлагается, в частности, исключить из Налогового кодекса Российской Федерации полномочие ФНС России по установлению требований, предъявляемых к операторам электронного документооборота (предлагаются поправки в ст. в 165, 169, 198 НК РФ).
Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
Дата публикации:
26.09.2025
На публичное обсуждение вынесен проект административного регламента госаккредитации ИТ-компаний
На общественное обсуждение вынесен проект приказа Минцифры России «Об утверждении Административного регламента Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по предоставлению государственной услуги «Государственная аккредитация российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий».
Проект предусматривает «стандартные» положения, подлежащие отражению в регламенте, включая сведения о:
В качестве приложений к документу включены данные, характеризующие в том числе:
1) перечень общих признаков заявителей, а также комбинации значений признаков, каждая из которых соответствует одному варианту;
2) исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления Услуги;
3) исчерпывающий перечень оснований для:
а) отказа в приеме:
б) приостановления предоставления Услуги или отказа в предоставлении Услуги;
4) форму заявления о предоставлении Услуги.
В случае утверждения предлагаемого проекта действующий приказ Минцифры России от 21.10.2021 № 1085 утратит силу.
Отдельные положения проекта предусматривают изменение параметров отдельных процедур при оказании госуслуги. В частности, проектом предлагается увеличить срок предоставления услуги с одного до 15 дней (см. таблицу ниже):
|
Как есть (приказ № 1085): |
Как будет (проект): |
|---|---|
|
«16. Срок предоставления государственной услуги составляет не более одного рабочего дня с даты регистрации поданного посредством Единого портала заявления на предоставление государственной услуги
|
«11. Максимальный срок предоставления Услуги составляет 15 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении Услуги (далее – заявление) и документов, необходимых для предоставления Услуги*. *Пункт 16 Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 1729» |
Проект учитывает новации законодательства в соответствующей сфере и заменит действующий регламент, утвержденный приказом ведомства в 2021 году (от 21.10.2021 № 1085).
Установленный срок завершения общественного обсуждения проекта истекает 14.10.2025.
Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
Дата публикации:
09.10.2025
Обсуждается Положение о ГИС противодействия киберпреступлениям
На общественное обсуждение вынесен проект постановления Правительства Российской Федерации «О государственной информационной системе противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий».
Проект разработан в целях реализации норм Федерального закона от 01.04.2025 № 41-ФЗ и предусматривает создание соответствующей ГИС в целях:
Создание, развитие и эксплуатацию ГИС планируется обеспечить на ЕЦП «ГосТех». Предусмотренный проектом срок ввода в эксплуатацию – до 01.03.2026 (отв. – Минцифры России).
В числе участников информационного взаимодействия:
1) Минцифры России (оператор ГИС);
2) оператор платформы «ГосТех»;
3) пользователи:
Проект включает Положение о ГИС, устанавливающее в том числе:
Дата окончания публичного обсуждения проекта – 07.11.2025.
Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
Дата публикации:
08.10.2025
Предлагается отменить механизм централизованных закупок ПО в интересах ФОИВ
Завершилось общественное обсуждение проекта постановления Правительства Российской Федерации (ID проекта 01/01/10-25/00161012), который предусматривает отмену исполнения Минцифры России полномочий по осуществлению централизованной закупки лицензий офисного программного обеспечения и программного обеспечения в сфере информационной безопасности (далее – лицензии ПО) в интересах федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации (далее – ФОИВ).
Напомним, что применение соответствующего механизма:
Одновременно с этим, как указывает разработчик (Минцифры России) в пояснительной записке, в период с 2019 по 2024 годы ведомством успешно проведен эксперимент по обеспечению доступа к коммуникационным сервисам автоматизированного рабочего места органам государственной власти и другим участникам, параметры которого утверждены постановлением Правительства РФ от 28.08.2019 № 1114. В результате «...обеспечен перевод рабочей переписки из иностранных коммуникационных сервисов на отечественные облачные решения и предоставлены средства совместной работы с документами за счет использования сервисов, которые включают в себя базовый набор функций для организации деятельности, коммуникаций и совместной работы государственных служащих» (предоставление сервисов в настоящее время осуществляется в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2024 № 472 «О коммуникационных сервисах автоматизированного рабочего места»).
С учетом вышеизложенного дальнейшая реализация Минцифры России полномочия по централизованной закупке ПО в интересах ФОИВ, предусмотренное постановлением № 658, считается нецелесообразным.
В этой связи проектом предлагается изменить формулировку наименования документа:
|
Как есть (ПП РФ от 08.06.2018 № 658) |
Как будет (проект) |
|---|---|
|
Наименование постановления Правительства РФ: |
|
|
«О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности» |
«О централизованных закупках программного обеспечения для ведения бюджетного учета» |
Таким образом, предлагается сохранить процедуру централизованных закупок только в части «профильного ПО» для ведения бюджетного учета, ответственность за которую Постановлением № 658 возложена на Федеральное казначейство. Соответственно, предусматривается внесение корреспондирующих изменений в иные положения действующего документа, в том числе поправки в Правила взаимодействия Минцифры России с заинтересованными участниками.
Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
Дата публикации:
06.10.2025
ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Значительное число проведенных в рамках состоявшегося в сентябре т.г. X Московского финансового форума (МФФ-2025) дискуссий затрагивали вопросы цифровизации бюджетных процессов, включая применение технологий искусственного интеллекта (ИИ).
Так:
1) в рамках сессии «Цифровой бюджет: новая платформа – новые возможности» участниками внесены предложения о потенциально возможных направлениях развития функционала ГИИС УОФ «Электронный бюджет», основанных на использовании технологий ИИ.
В их числе:
2) участники сессии «Цифровой финансовый контроль как элемент клиентоцентричного государственного управления» обсудили трансформацию финансового контроля и нововведения, направленные на облегчение работы государственных структур, в том числе за счет привлечения ИИ.
При этом участниками отмечены:
1) высокий потенциал ИИ с точки зрения повышения эффективности проведения контрольной работы. В частности, по мнению главы Федерального казначейства:
2) необходимость, учитывая высокий уровень ответственности в госсекторе, оперативного завершения формирования правовой базы, регулирующей применений технологий ИИ органами власти.
Трансляции проведенных в рамках МФФ-2025 дискуссий можно прослушать здесь.
Источник:
Официальный сайт МФФ-2025
Приоритеты использования ИИ в контрольно-надзорной деятельности – на форуме КО в Красноярске (16-19.10.2025)
На состоявшемся в г. Красноярске (16-19.10.2025) VI Всероссийском форуме контрольных органов обсуждены ключевые направления развития контрольной (надзорной) деятельности, в том числе вопросы цифровизации контроля.
Мероприятие ежегодно объединяет более 1000 представителей контрольно-надзорных ведомств, федеральных и региональных органов власти, а также предпринимательского сообщества.
В текущем году видеообращение к участникам, организаторам и гостям VI Всероссийского форума контрольных (надзорных) органов направил глава Правительства Российской Федерации, который в том числе отметил следующее (цитата):
В пленарной сессии форума, состоявшейся 17.10.2025, принял участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации, который, в частности, поставил контролёрам задачу – внедрить искусственный интеллект (ИИ) минимум в три ведомственные информационные системы. Речь, в частности, идет о использовании ИИ при анализе состояния контролируемого объекта (наличие отклонений от нормы, рисков и т.п.).
Полная трансляция форума размещена на канале Минэкономразвития России ВКонтакте, см. здесь.
Источник публикации:
Официальный сайт форума
Ключевые аспекты развития ИИ в сфере финансов – на форуме инновационных финансовых технологий («Финополис», 08-10.10.2025)
В программу состоявшегося в начале октября т.г. юбилейного форума инновационных финансовых технологий «Финополис 2025» в текущем году включены вопросы, отражающие:
1) перспективы внедрения и использования искусственного интеллекта (ИИ) на финансовом рынке (08.10.2025, 16-30), в том числе отмечено, что:
2) сведения об инновационных платёжных решениях для бизнеса и государства (09.10.2025, 14-30);
3) влияние ИИ на финансовый рынок и его роль в сокращении или усилении цифрового разрыва (09.10.2025, 16-30) в рамках дискуссии, в частности, отмечены:
4) специфику использования ИИ-агентов на финансовом рынке (10.10.2025, 14-30);
5) ключевые аспекты развития ИИ применительно к тематике управления личными финансами и развития финансовой грамотности населения. С полным текстом интервью представителя ЦБ РФ по данному вопросу можно ознакомиться здесь.
В этой связи обращаем внимание, что в октябре т.г. Минюст России завершил регистрацию Указания ЦБ РФ от 30.06.2025 № 7121-У «О порядке ведения субъектом экспериментального правового режима реестра лиц, вступивших с ним в правоотношения в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке, реестра результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых в том числе с применением технологий искусственного интеллекта при реализации экспериментального правового режима в сфере цифровых технологий на финансовом рынке, и обеспечения доступа к ним третьих лиц».
Таким образом, официально установлена обязанность по ведению участниками ЭПР в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке:
Источник публикации:
Официальный сайт форума
Источник публикации:
Банк России
Дата публикации:
17.10.2025
Опубликованы сведения о разработке национального стандарта по безопасной разработке систем ИИ
Обнародованы сведения о разработке Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) национального стандарта по безопасной разработке систем искусственного интеллекта. Соответствующая информация озвучена представителем ФСТЭК на форуме BIS-2025 в сентябре т.г.
Новый стандарт:
В числе ключевых угроз, которые должен учитывать стандарт, эксперты выделяют:
Планируется, что проект документа будет представлен на общественное обсуждение до конца 2025 года.
Источник публикации:
Издание «Компьютерра» / Главная /Новости
Дата публикации:
23.09.2025
Сформированы практические рекомендации по безопасному использованию ИИ
При участии Минцифры России Правительством Московской области сформирована и размещена на региональном портале госуслуг сводная информация о правилах безопасного использования искусственного интеллекта (ИИ).
Тематическая страница содержит подробные рекомендации для безопасного взаимодействия с ИИ, в том числе о том, что:
Приведены рекомендации для безопасного взаимодействия с ИИ, в том числе отмечается, что:
Практическое использование указанных рекомендаций позволит минимизировать потенциальные угрозы и обеспечить безопасное использование возможностей ИИ.
Источник публикации:
Портал государственных услуг Московской области / Раздел «Цифровая безопасность. Доступно о важном» / Страница «ИИ и данные: правила безопасного общения»
21 октября 2025
Понравилась статья? Поделитесь!
Никакого спама – 1 письмо 1 раз в неделю!