Top.Mail.Ru
Тема месяца: Определены ключевые направления цифровизации науки, проведения бюджетной политики и развития конкурентной среды на 2026–2030 гг.
Тема месяца: Определены ключевые направления цифровизации науки, проведения бюджетной политики и развития конкурентной среды на 2026–2030 гг.
Время чтения: 10 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

ОБЗОР НОВАЦИЙ В СФЕРЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЗА ОКТЯБРЬ 2025 года (на 15.10.2025)


  

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

 

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


Определены меры по разработке комплексной модели развития науки, включая развитие ЕГИСУ НИОКТР

На сайте Правительства Российской Федерации опубликованы сведения о содержании поручений главы Правительства РФ по итогам стратегической сессии «Модель развития науки», которая состоялась 24.06.2025.

Напомним, что в рамках указанной сессии озвучено решение о необходимости создания новой модели развития науки, основой которой должны стать национальные проекты, а «результатом их реализации:

  • конкретные наукоёмкие продукты,
  • современные технологии,
  • решения для реального сектора,

созданные с учётом потребностей отраслей, предприятий, чтобы как можно оперативнее запускать производство».

В этой связи Правительству РФ поручено обеспечить разработку:

1) в срок до 28.01.2026 – «дорожной карты» по развитию единой государственной информационной системы учёта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР), целями создания которой в том числе должны стать:

  • внедрение механизмов реализации единой заявочной кампании на финансирование исследовательских и конструкторских работ, «включая процедуры планирования и экспертизы планов и результатов работ с использованием всех инструментов поддержки за счёт бюджетов всех уровней»;
  • создание единого перечня экспертов, что «позволит унифицировать механизм проведения экспертизы научных и научно-технических результатов»;
  • обеспечение наличия отраслевых сегментов, что «даст возможность автоматизированного подтверждения фактов достижения целевых показателей научно-технологического развития страны».

Ответственные исполнители – Минобрнауки, Минэкономразвития, Минпромторг, Минфин, Минздрав, Минцифры, Минприроды, Российская академия наук (РАН).

2) в срок 23.03.2026 – комплексной модели управления наукой, обеспечивающей синхронизацию и реализацию государственной научно-технической политики, а также технологической и промышленной политики (ответственные – Минобрнауки, Минэкономразвития, Минпромторг, Минздрав, Минфин, РАН).

Кроме того, к середине февраля 2026 года должно быть обеспечено проведение оценки эффективности действующих мер налоговой поддержки организаций, финансирующих и осуществляющих исследования и разработки, с учётом:

  • востребованности таких исследований и разработок;
  • уровня налоговой нагрузки на указанные организации;
  • сложности процедуры получения налоговых льгот такими организациями.

По результатам оценки планируется разработать (при необходимости) комплекс мероприятий, обеспечивающий расширение налоговых мер поддержки исследовательской деятельности и упрощение процедуры их получения (ответственные – Минобрнауки, Минфин и ФНС).

Источник публикации:
Правительство Российской Федерации / Новости

Дата публикации:
02.10.2025 


Обозначены приоритетные направления цифровизации при реализации бюджетной политики в 2026 – 2028 гг.

В начале октября т.г. на сайте Минфина России опубликованы Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов (ОНБНП), положения которых заложены в основу прогнозирования бюджетных параметров на последующую трехлетку. Согласно документу преобразование общественных финансов в плановом периоде будет продолжаться в соответствии с направлениями, начатыми в предшествующие периоды, в том числе с акцентом на:

  • обеспечение удобными сервисами участников бюджетного процесса;
  • формирование инструментов по оценке эффективности использования бюджетных средств и вклада мер бюджетного стимулирования в достижение национальных целей развития.

В этих целях планируется, в частности, реализация следующих мероприятий по цифровизации (в разрезе отдельных направлений):

1) по направлению «Повышение эффективности использования бюджетных средств на финансовое обеспечение оказания бюджетных услуг»:

  • продолжение цифровизации процессов при организации оказания бюджетных услуг с обеспечением соблюдения принципов человекоцентричности;

2) по направлению «Повышение фискальной прозрачности, открытость бюджета и инициативное бюджетирование»:

  • внедрение механизма цифровизации инициативного бюджетирования с использованием ЕСИА «Госуслуги»;

3) по направлению «Развитие контрактной системы»:

  • проработка вопросов в части единых требований к функционированию информационных систем, применяемых при проведении малых закупок;

4) по направлению «Повышение качества управления компаниями с государственным участием и совершенствование управления государственным имуществом»:

  • реализация задачи по дальнейшей межведомственной интеграции информационной системы Росимущества с информационными системами иных органов государственной власти.

Кроме того, в рамках совершенствования института налогового мониторинга планируется предоставить ФНС России право определять:

  • сроки получения доступа к информационным системам мониторируемых организаций,
  • порядок проведения проверки соответствия таких информационных систем предъявляемым к ним требованиям.

Источник:
Минфин России / Документы

Дата публикации:
03.10.2025


В электронный вид переведены отдельные услуги по газификации и газоснабжению населения

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2025 № 1519 внесены изменения в отдельные акты Правительства Российской Федерации, регулирующие:

  • Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549);
  • Правила пользования газом при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (утв. постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410).

Документ вносит изменения, направленные на внедрение электронного документооборота в рамках регулируемых правоотношений при заключении и исполнении соответствующих видов договоров.

Напомним, что в условиях действующего законодательства в электронном виде возможно оформить только заявку на подключение к газоснабжению. С 1 марта 2026 года с использованием принципа «единого окна» через организации, осуществляющие деятельность в области газоснабжения, станет возможным заключение комплексного договора:

  • на подключение,
  • на поставку газа,
  • на техническое обслуживание (с возможностью выбора лица, осуществляющего поставку газа и (или) обслуживание оборудования).

Заключение таких договоров будет осуществляться с использованием:

  • портала госуслуг;
  • портала региональных услуг;
  • или на сайте газоснабжающей организации.

(При этом сохраняется возможность заключения договоров в бумажном или электронном виде в офисе газоснабжающей организации или МФЦ.)

В случае самостоятельного заключения договоров в электронном виде гражданину необходимо будет использовать простую, усиленную неквалифицированную или усиленную квалифицированную электронную подпись.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
6.10.2025


Скорректирован порядок проведения эксперимента по использованию ЭД в кадровой работе ФОИВ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2025 № 1554 внесены изменения в порядок проведения эксперимента по использованию электронных документов в кадровой работе отдельных федеральных органов исполнительной власти, который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2023 № 413.

Напомним, что эксперимент проводится в соответствии с Указом Президента РФ от 31.08.2020 № 536 «Об утверждении Положения о порядке организации экспериментов, направленных на развитие федеральной государственной гражданской службы» в целях апробации и внедрения новых методов осуществления кадровой работы с использованием информационно-коммуникационных технологий (с использованием ФГИС «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации»). Участниками эксперимента являются федеральные государственные гражданские служащие и граждане, претендующие на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы или поступающие на такую службу в органы, перечень которых установлен законодательством.

Согласно внесенным поправкам:

1) в перечень участников эксперимента включен Минтруд России;

2) уточнен формат подписания госслужащими кадровых документов (в рамках эксперимента подписание документов гражданином, претендующим на замещение должности гражданской службы, может осуществляться в том числе с применением простой электронной подписи, ключ которой получен в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 № 33).

Новации применяются с 16.10.2025.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
08.10.2025


Мероприятия по созданию ИС и цифровых сервисов включены в план развития конкуренции на 2026 – 2030 гг.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.10.2025 № 2816-р утвержден Национальный план развития конкуренции на 2026 – 2030 годы. Документ заменит действующий пятилетний план, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 № 2424-р.

Особый акцент в новой «дорожной карте» сделан на мероприятиях по созданию информационных систем и цифровых сервисов, поскольку они «позволяют обеспечить прозрачность бизнес-процессов и предотвратить недобросовестную конкуренцию».

Документ, в частности, предусматривает:

1) внедрение в срок до 01.12.2026 в работу региональных органов власти, осуществляющих контроль за госрегулированием тарифов на товары (услуги), Единой информационно-аналитической системы тарифного регулирования (отв. – ФАС);

2) запуск к 2029 году новых модулей государственной информационной системы по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений (ГИС «Антикартель»);

3) создание к 2028 году цифрового сервиса по подбору земельных участков для ведения сельскохозяйственных работ (отв. – Минсельхоз, Минцифры, Минфин и Росреестр);

4) создание портала, содержащего сведения о спросе и предложениях на инновационную, высокотехнологичную продукцию и технологии (срок представления предложений – декабрь 2027, отв. – ФАС, Минцифры);

5) разработку к январю 2028 года проектов законов по антимонопольному регулированию деятельности цифровых платформ (отв. – ФАС);

6) переход к 2030 году к 100% подаче жалоб в электронной форме в рамках процедур обжалования закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц (отв. – ФАС, Минфин и Федеральное казначейство).

Полномочия по мониторингу и контролю реализации национального плана возложены на ФАС России (с ежеквартальным формированием и представлением в Правительство РФ информации о ходе реализации национального плана).

Органам государственной власти субъектов РФ даны рекомендации, в числе которых необходимость:

  • утверждения в срок до 01.05.2026 планов мероприятий («дорожных карт») по содействию развитию конкуренции в субъектах РФ на 2026-2030 годы с учетом требований стандарта развития конкуренции в субъектах РФ;
  • ежегодного размещения на официальных сайтах информации о результатах реализации государственной политики по развитию конкуренции, в том числе положений национального плана.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
09.10.2025

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
23.04.2019


Расширен функционал сервиса онлайн-подписания электронных документов и налоговой отчетности

На сайте ФНС России опубликованы сведения о расширении функционала сервиса онлайн-подписания электронных документов и налоговой отчетности в приложении «Моя подпись».

Ведомство разъясняет, что с 01 октября т.г. с помощью приложения «Моя подпись» стало возможным направить руководителю организации или индивидуальному предпринимателю любой подписанный документ, в том числе налоговую отчетность. 

Указанное приложение:

  • позволяет получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи в удостоверяющем центре ФНС России;
  • хранит секретный ключ, который защищен от компрометации, в этой связи направить документ для подписания в приложение можно только с использованием специального сервиса, встроенного в программное обеспечение.

Для получения подписи необходимо:

  • скачать приложение (доступно в RuStore, Google Play и App Store);
  • подтвердить личность с помощью биометрии;
  • указать ИНН подписанта;
  • выбрать документ для подписания;
  • скачать квалифицированную электронную подпись и подписать документ.

Напомним, что ранее приложение «Моя подпись» в рамках пилотного проекта было интегрировано в комплексный сервис «Старт бизнеса онлайн».

Источник публикации:
ФНС России / Новости

Дата публикации:
25.09.2025


Введен в действие стандарт, устанавливающий единообразную организацию процесса аутентификации в СЗИ

С 1 октября т.г. введен в действие Национальный стандарт РФ. ГОСТ Р 70262.2-2025 «Защита информации. Идентификация и аутентификация. Уровни доверия аутентификации» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.05.2025 № 503-ст).

Документ устанавливает:

  • единообразную организацию процесса аутентификации субъектов и объектов доступа в средствах защиты информации (СЗИ), в том числе реализующих криптографическую защиту, средствах вычислительной техники и автоматизированных (информационных) системах;
  • общие правила аутентификации, которые обеспечивают необходимую уверенность в ее результатах.

Определены:

  • содержание процесса аутентификации;
  • состав участников, их ролей и действий при аутентификации, которые рекомендуются к реализации при разработке, внедрении и совершенствовании правил, механизмов и технологий управления доступом.

Стандарт также устанавливает уровни доверия аутентификации, виды аутентификации и перечень средств аутентификации, необходимых к применению на каждом из уровней доверия.

Положения стандарта могут использоваться при управлении доступом к информационным ресурсам, вычислительным ресурсам средств вычислительной техники, ресурсам автоматизированных (информационных) систем, средствам вычислительной техники и автоматизированным (информационным) системам в целом.

Источник публикации:
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Дата публикации:
01.10.2025

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Разработаны единые базовые требования к операторам электронного документооборота

Завершилось общественное обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который предусматривает установление единых требований к операторам электронного документооборота.

Предлагается, в частности, дополнить Федеральный закон от № 149-ФЗ новой статьей 11.2 «Обмен информацией в форме электронных документов», в том числе:

  • ввести в понятийный аппарат самостоятельное понятие «оператор электронного документооборота» (согласно проекту юридическое лицо признается оператором электронного документооборота в случае внесения информации о нем в реестр операторов электронного документооборота);
  • установить единые базовые требования, предъявляемые к операторам электронного документооборота;
  • наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению порядка проверки соответствия юридических лиц указанным требованиям.

Планируется, что новые положения, в случае принятия закона в предложенной редакции, вступят в силу по истечении 270 дней после дня его официального опубликования, но не ранее 01.09.2027.

Одновременно с принятием вышеуказанных поправок разработчик (Минцифры России) предлагает обеспечить внесение корректировок в отдельные нормы Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствующий пакет материалов включен отдельный проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Как следует из пояснительной записки, внесение изменений в налоговое законодательство необходимо в целях исключения возникающего двойного нормативного регулирования института операторов электронного документооборота. Предлагается, в частности, исключить из Налогового кодекса Российской Федерации полномочие ФНС России по установлению требований, предъявляемых к операторам электронного документооборота (предлагаются поправки в ст. в 165, 169, 198 НК РФ).

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
26.09.2025


На публичное обсуждение вынесен проект административного регламента госаккредитации ИТ-компаний

На общественное обсуждение вынесен проект приказа Минцифры России «Об утверждении Административного регламента Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по предоставлению государственной услуги «Государственная аккредитация российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий».

Проект предусматривает «стандартные» положения, подлежащие отражению в регламенте, включая сведения о:

  • стандарте предоставления Услуги;
  • составе, последовательности и сроках выполнения административных процедур.

В качестве приложений к документу включены данные, характеризующие в том числе:

1) перечень общих признаков заявителей, а также комбинации значений признаков, каждая из которых соответствует одному варианту;

2) исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления Услуги;

3) исчерпывающий перечень оснований для:

а) отказа в приеме:

  • запроса о предоставлении Услуги;
  • документов, необходимых для предоставления Услуги;

б) приостановления предоставления Услуги или отказа в предоставлении Услуги;

4) форму заявления о предоставлении Услуги.

В случае утверждения предлагаемого проекта действующий приказ Минцифры России от 21.10.2021 № 1085 утратит силу.

Отдельные положения проекта предусматривают изменение параметров отдельных процедур при оказании госуслуги. В частности, проектом предлагается увеличить срок предоставления услуги с одного до 15 дней (см. таблицу ниже):

Как есть (приказ № 1085):

Как будет (проект):

«16. Срок предоставления государственной услуги составляет не более одного рабочего дня с даты регистрации поданного посредством Единого портала заявления на предоставление государственной услуги

 

«11. Максимальный срок предоставления Услуги составляет 15 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении Услуги (далее – заявление) и документов, необходимых для предоставления Услуги*.

*Пункт 16 Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 1729»

Проект учитывает новации законодательства в соответствующей сфере и заменит действующий регламент, утвержденный приказом ведомства в 2021 году (от 21.10.2021 № 1085).

Установленный срок завершения общественного обсуждения проекта истекает 14.10.2025.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
09.10.2025


Обсуждается Положение о ГИС противодействия киберпреступлениям

На общественное обсуждение вынесен проект постановления Правительства Российской Федерации «О государственной информационной системе противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий».

Проект разработан в целях реализации норм Федерального закона от 01.04.2025 № 41-ФЗ и предусматривает создание соответствующей ГИС в целях:

  • оперативного предупреждения, выявления и пресечения правонарушений и преступлений, совершаемых с использованием ИКТ;
  • организации взаимодействия при выявлении и пресечении указанных противоправных действий и принятии мер противодействия им, при выявлении информации, направленной на введение в заблуждение и ограничении доступа к такой информации.

Создание, развитие и эксплуатацию ГИС планируется обеспечить на ЕЦП «ГосТех». Предусмотренный проектом срок ввода в эксплуатацию – до 01.03.2026 (отв. – Минцифры России).

В числе участников информационного взаимодействия:

1) Минцифры России (оператор ГИС);

2) оператор платформы «ГосТех»;

3) пользователи:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • Генеральная прокуратура;
  • Следственный комитет;
  • Центральный банк РФ;
  • кредитные организации;
  • операторы связи;
  • организаторы сервиса обмена мгновенными сообщениями – российские юридические лица, граждане РФ;
  • провайдеры хостинга;
  • владельцы социальных сетей;
  • владельцы сервисов размещения объявлений;
  • иные государственные органы и организации, установленные законодательством.

Проект включает Положение о ГИС, устанавливающее в том числе:

  • принципы создания, развития и эксплуатации ГИС;
  • состав сведений, представляемых в информационную систему, и порядок доступа к сведениям, содержащимся в ней;
  • порядок информационного взаимодействия ГИС с другими ИС.

Дата окончания публичного обсуждения проекта – 07.11.2025.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
08.10.2025


Предлагается отменить механизм централизованных закупок ПО в интересах ФОИВ

Завершилось общественное обсуждение проекта постановления Правительства Российской Федерации (ID проекта 01/01/10-25/00161012), который предусматривает отмену исполнения Минцифры России полномочий по осуществлению централизованной закупки лицензий офисного программного обеспечения и программного обеспечения в сфере информационной безопасности (далее – лицензии ПО) в интересах федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации (далее – ФОИВ).

Напомним, что применение соответствующего механизма:

  • осуществлялось в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 08.06.2018 № 658 «О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности» (далее – Постановление № 658);
  • приостановлено с 2021 года с последующим неоднократным продлением срока приостановления (реализация в 2022-2025 годах постановления № 658 в соответствующей части не осуществлялась).

Одновременно с этим, как указывает разработчик (Минцифры России) в пояснительной записке, в период с 2019 по 2024 годы ведомством успешно проведен эксперимент по обеспечению доступа к коммуникационным сервисам автоматизированного рабочего места органам государственной власти и другим участникам, параметры которого утверждены постановлением Правительства РФ от 28.08.2019 № 1114. В результате «...обеспечен перевод рабочей переписки из иностранных коммуникационных сервисов на отечественные облачные решения и предоставлены средства совместной работы с документами за счет использования сервисов, которые включают в себя базовый набор функций для организации деятельности, коммуникаций и совместной работы государственных служащих» (предоставление сервисов в настоящее время осуществляется в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2024 № 472 «О коммуникационных сервисах автоматизированного рабочего места»).

С учетом вышеизложенного дальнейшая реализация Минцифры России полномочия по централизованной закупке ПО в интересах ФОИВ, предусмотренное постановлением № 658, считается нецелесообразным.

В этой связи проектом предлагается изменить формулировку наименования документа:

Как есть (ПП РФ от 08.06.2018 № 658)

Как будет (проект)

Наименование постановления Правительства РФ:

«О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности»

«О централизованных закупках программного обеспечения для ведения бюджетного учета»

Таким образом, предлагается сохранить процедуру централизованных закупок только в части «профильного ПО» для ведения бюджетного учета, ответственность за которую Постановлением № 658 возложена на Федеральное казначейство. Соответственно, предусматривается внесение корреспондирующих изменений в иные положения действующего документа, в том числе поправки в Правила взаимодействия Минцифры России с заинтересованными участниками.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
06.10.2025

 

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА


О перспективах использования ИИ в бюджетном процессе и финконтроле – на МФФ-2025 (18.09.2025)

Значительное число проведенных в рамках состоявшегося в сентябре т.г. X Московского финансового форума (МФФ-2025) дискуссий затрагивали вопросы цифровизации бюджетных процессов, включая применение технологий искусственного интеллекта (ИИ).

Так:

1) в рамках сессии «Цифровой бюджет: новая платформа – новые возможности» участниками внесены предложения о потенциально возможных направлениях развития функционала ГИИС УОФ «Электронный бюджет», основанных на использовании технологий ИИ.

В их числе:

  • расширение использования технологий ИИ при осуществлении планирования и исполнения бюджета (в том числе при проверке корректности КБК и его сопоставлении с конкретным расходом, получении и использовании базы по планированию доходов от ФНС России, проверке отдельных ОБАС и др.);
  • обеспечение новых возможностей планирования за счет использования микроданных (систематизация и анализ макроданных исходя из максимально детализированных сведений);
  • выявление и проверка взаимозависимостей (мероприятия НП, ФП, ГП), дублирования мероприятий, расходов;
  • поиск неявных закономерностей (наличие «волнового» эффекта);
  • применение ИИ при анализе эффективности расходов и др.

2) участники сессии «Цифровой финансовый контроль как элемент клиентоцентричного государственного управления» обсудили трансформацию финансового контроля и нововведения, направленные на облегчение работы государственных структур, в том числе за счет привлечения ИИ.

При этом участниками отмечены:

1) высокий потенциал ИИ с точки зрения повышения эффективности проведения контрольной работы. В частности, по мнению главы Федерального казначейства:

  • «Искусственный интеллект с опорой на цифровые данные может заметить риски, оценить квалификацию нарушений, обратить внимание контролера на потенциальное нарушение, а в каких-то случаях и подготовить проекты процессуальных документов».

2) необходимость, учитывая высокий уровень ответственности в госсекторе, оперативного завершения формирования правовой базы, регулирующей применений технологий ИИ органами власти.

Трансляции проведенных в рамках МФФ-2025 дискуссий можно прослушать здесь.

Источник:
Официальный сайт МФФ-2025


Приоритеты использования ИИ в контрольно-надзорной деятельности – на форуме КО в Красноярске (16-19.10.2025)

На состоявшемся в г. Красноярске (16-19.10.2025) VI Всероссийском форуме контрольных органов обсуждены ключевые направления развития контрольной (надзорной) деятельности, в том числе вопросы цифровизации контроля.

Мероприятие ежегодно объединяет более 1000 представителей контрольно-надзорных ведомств, федеральных и региональных органов власти, а также предпринимательского сообщества.

В текущем году видеообращение к участникам, организаторам и гостям VI Всероссийского форума контрольных (надзорных) органов направил глава Правительства Российской Федерации, который в том числе отметил следующее (цитата):

  • «Теперь – время точечной донастройки введённых ранее механизмов, в том числе используемых индикаторов риска. Очень важно продолжить внедрение цифровых инструментов, расширение дистанционных методов работы с предприятиями и гражданами. По возможности перевести их в онлайн, чтобы взаимодействие с людьми происходило быстро и удобно, в том формате, в котором именно им комфортно».

В пленарной сессии форума, состоявшейся 17.10.2025, принял участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации, который, в частности, поставил контролёрам задачувнедрить искусственный интеллект (ИИ) минимум в три ведомственные информационные системы. Речь, в частности, идет о использовании ИИ при анализе состояния контролируемого объекта (наличие отклонений от нормы, рисков и т.п.).

Полная трансляция форума размещена на канале Минэкономразвития России ВКонтакте, см. здесь.

Источник публикации:
Официальный сайт форума


Ключевые аспекты развития ИИ в сфере финансов – на форуме инновационных финансовых технологий («Финополис», 08-10.10.2025)

В программу состоявшегося в начале октября т.г. юбилейного форума инновационных финансовых технологий «Финополис 2025» в текущем году включены вопросы, отражающие:

1) перспективы внедрения и использования искусственного интеллекта (ИИ) на финансовом рынке (08.10.2025, 16-30), в том числе отмечено, что:

  • в настоящее время ИИ особенно активно используется в системно значимых банках, а также другими финансовыми организациями для анализа рисков, оценки клиентов и персонализации продуктов;
  • успешное внедрение ИИ требует значительных инвестиций в инфраструктуру и кадры;
  • ИИ – ключевой драйвер трансформации финансового рынка, однако его внедрение требует осторожного подхода, учета рисков и тесного сотрудничества между участниками рынка и регуляторами;

2) сведения об инновационных платёжных решениях для бизнеса и государства (09.10.2025, 14-30);

3) влияние ИИ на финансовый рынок и его роль в сокращении или усилении цифрового разрыва (09.10.2025, 16-30) в рамках дискуссии, в частности, отмечены:

  • важность баланса между преимуществами и рисками, связанными с использованием ИИ;
  • необходимость создания прозрачных и этичных практик для его использования в финансовой сфере;

4) специфику использования ИИ-агентов на финансовом рынке (10.10.2025, 14-30);

5) ключевые аспекты развития ИИ применительно к тематике управления личными финансами и развития финансовой грамотности населения. С полным текстом интервью представителя ЦБ РФ по данному вопросу можно ознакомиться здесь.

В этой связи обращаем внимание, что в октябре т.г. Минюст России завершил регистрацию Указания ЦБ РФ от 30.06.2025 № 7121-У «О порядке ведения субъектом экспериментального правового режима реестра лиц, вступивших с ним в правоотношения в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке, реестра результатов  интеллектуальной деятельности, создаваемых в том числе с применением технологий искусственного интеллекта при реализации экспериментального правового режима в сфере цифровых технологий на финансовом рынке, и обеспечения доступа к ним третьих лиц».

Таким образом, официально установлена обязанность по ведению участниками ЭПР в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке:

  • реестров, разработанных ИИ-решений;
  • реестров контрагентов, работающих над «цифровыми инновациями на финансовом рынке».

Источник публикации:
Официальный сайт форума

Источник публикации:
Банк России

Дата публикации:
17.10.2025


Опубликованы сведения о разработке национального стандарта по безопасной разработке систем ИИ

Обнародованы сведения о разработке Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) национального стандарта по безопасной разработке систем искусственного интеллекта. Соответствующая информация озвучена представителем ФСТЭК на форуме BIS-2025 в сентябре т.г.

Новый стандарт:

  • дополнит действующие требования к безопасной разработке программного обеспечения, которые не учитывают специфические угрозы, характерные для ИИ;
  • станет обязательным для разработчиков, работающих с государственным сектором и критической инфраструктурой (в перспективе может стать отраслевой нормой и для коммерческих компаний).

В числе ключевых угроз, которые должен учитывать стандарт, эксперты выделяют:

  • «отравление» данных для обучения;
  • инъекции вредоносных промтов;
  • эксплуатацию так называемых «галлюцинаций» моделей.

Планируется, что проект документа будет представлен на общественное обсуждение до конца 2025 года.

Источник публикации:
Издание «Компьютерра» / Главная /Новости

Дата публикации:
23.09.2025


Сформированы практические рекомендации по безопасному использованию ИИ

При участии Минцифры России Правительством Московской области сформирована и размещена на региональном портале госуслуг сводная информация о правилах безопасного использования искусственного интеллекта (ИИ).

Тематическая страница содержит подробные рекомендации для безопасного взаимодействия с ИИ, в том числе о том, что:

  • можно безопасно обсуждать с ИИ;
  • не рекомендуется сообщать ИИ.

Приведены рекомендации для безопасного взаимодействия с ИИ, в том числе отмечается, что:

  • работа с ИИ требует осознанного подхода, поскольку каждый запрос по сути приравнивается к публичному заявлению (если информация не должна быть доступна посторонним лицам, целесообразно ее не вводить).

Практическое использование указанных рекомендаций позволит минимизировать потенциальные угрозы и обеспечить безопасное использование возможностей ИИ.

Источник публикации:
Портал государственных услуг Московской области / Раздел «Цифровая безопасность. Доступно о важном» / Страница «ИИ и данные: правила безопасного общения»

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями