Top.Mail.Ru
Тема месяца: Скорректированы «базовые» требования к разработчикам ПО и ИТ-организациям
Тема месяца: Скорректированы «базовые» требования к разработчикам ПО и ИТ-организациям
Время чтения: 10 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

ОБЗОР НОВАЦИЙ В СФЕРЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЗА ДЕКАБРЬ 2025 года (на 15.12.2025)


  

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

 

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


Расширены возможности получения сведений из федеральных информационных ресурсов

Федеральным законом от 28.11.2025 № 442-ФЗ внесены поправки в отдельные законодательные акты, расширяющие полномочия Банка России по использованию сведений, содержащихся в федеральных информационных ресурсах.

Согласно документу Банк России включен в перечень получателей информации из Единого федерального регистра сведений о населении (ЕФРСН). Соответствующая информация необходима для:

  • обеспечения идентификации субъекта кредитной истории – физического лица в Центральном каталоге кредитных историй (ЦККИ);
  • поддержания актуальности информации, идентифицирующей должностных лиц, членов органов управления, акционеров (участников) кредитных организаций, не кредитных финансовых организаций, лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, операторов по приёму платежей.

В этой связи напомним, что Федеральным законом от 28.11.2025 № 432-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», согласно которым с 28.11.2025:

  • организации могут (в том числе с использованием СМЭВ) на платной основе получить доступ к информации, содержащейся в банках данных соответствующих органов.

Установлено, что указанная информация предоставляется за плату в случаях, порядке и размере, которые определяются Правительством Российской Федерации. 

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
28.11.2025

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
28.11.2025


Уточнены акты Правительства РФ, регулирующие требования к разработчикам российского ПО

Подписаны и опубликованы акты Правительства Российской Федерации, разработанные в целях реализации норм Федерального закона от 31.07.2025 № 325-ФЗ.

В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2025 № 1937 внесены поправки в постановления Правительства Российской Федерации:

1) от 16.11.2015 № 1236 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации», в том числе предусмотрено:

а) дополнение реестровой записи сведениями о соответствии ПО требованиям к российским доверенным программам для ЭВМ и баз данных;

б) дополнение требований к ПО, включаемому в реестр российского ПО, евразийского ПО положениями об:

  • обеспечении совместимости не менее чем с двумя операционными системами, соответствующими требованиям к доверенному ПО (срок вступления в силу дифференцирован в зависимости от готовности ИТ-решений; Минцифры России поручено утвердить план проверки ПО, сведения о котором включены в реестр российского ПО и реестр евразийского ПО, на совместимость с операционными системами);
  • обязанности ежегодного подтверждения коммерциализации программных решений для госкорпораций и организаций с госучастием (информирование не позднее 1 июня о размере выручки за реализацию ПО за истекший календарный год и стоимости ПО) и др.;

2) от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в том числе:

  • предусматривается предоставление приоритета в закупках для доверенного ПО, перечень которого ведется Минцифры России в соответствии с Федеральным законом № 325-ФЗ (ч. 10 ст. 5).

Кроме того:

  • признаны утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2017 № 325 «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения...» и ряд других актов Правительства, корректирующих вышеуказанные документы;
  • внесены корреспондирующие изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 № 658 «О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности».

Документ вступает в силу с 01.03.2026.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2025 № 2001 дополнены положения постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 и установлены требования к программно-аппаратным комплексам (ПАК) для генеративных моделей, а также к производителям, характеристикам ПО и техническим средствам в составе ПАК.

Установлено, в частности, что включению в реестр российского ПО включаются сведения о соответствующих ПАК при соблюдении следующих требований:

1) производителю ПАК, относящегося к ПАК для генеративных моделей, либо организации, входящей с ним в одну группу лиц, принадлежат на праве собственности здания (помещения) не менее одного центра обработки данных, находящегося на территории Российской Федерации и обладающего электрической мощностью не менее 10 мегаватт;

2) программное обеспечение в составе ПАК, относящегося к ПАК для генеративных моделей, соответствует следующим функциональным характеристикам:

  • обеспечивает хранение данных не менее одного эксабайта;
  • обеспечивает решение задач машинного обучения не менее чем на 1000 графических процессоров (GPU).

Предусмотрены и другие изменения, в том числе уточняющие технические требования к указанным ПАК.

Документ вступает в силу с 18.12.2025.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
08.12.2025

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
10.12.2025 


Скорректированы критерии для получения госаккредитации российскими ИT-организациями

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2025 № 1949 внесены изменения в отдельные акты, регулирующие требования к госаккредитации российских ИT-организаций.

Документ, в частности:

1) вводит новые критерии, отражающие отсутствие иностранных участников в российских организациях, осуществляющих деятельность в области ИТ;

2) устанавливает возможность получения госаккредитации:

  • коммерческими организациями (при условии, если прямое и (или) косвенное участие в которых РФ, субъекта РФ составляет более 50%, и доля выручки которых от деятельности в области информационной безопасности превышает 70% выручки организации);
  • операторами связи (в случае наличия доли выручки от деятельности в области информационных технологий в размере более 70% выручки организации, и при условии, что доля выручки такой организации от деятельности по оказанию услуг связи составляет не более 10%).

Одним из существенных дополнений документа является введение условия для аккредитованных организаций при прохождении плановой процедуры её подтверждения:

  • наличия не менее одного соглашения между организацией и образовательной организацией высшего образования об участии в реализации имеющих госаккредитацию основных образовательных программ образовательной организации высшего образования по специальностям и направлениям подготовки высшего образования в области информационных технологий, перечень которых утверждается Минцифры России (подробности см. в разделе «Перспективы законодательства» настоящего дайджеста).

Как отмечается на сайте Правительства Российской Федерации, крупные аккредитованные ИТ-компании будут отчислять не менее 3% от средств, сэкономленных благодаря льготам, на образование и подготовку будущих ИТ-кадров. Речь идет о ИТ-компаниях, соответствующих следующим условиям: численность сотрудников от 100 человек; доходы от реализации – не менее 1 млрд рублей; использование «ИТ-льгот» (пониженная ставка налога на прибыль организаций, пониженные тарифы страховых взносов).

Целью нововведения является повышение качества ИТ-образования за счёт усиления практической направленности обучения. Отмечается, в частности, что:

  • «...ИТ-компании должны будут направлять в учебные заведения сотрудников-практиков в качестве преподавателей, участвовать в разработке учебного плана и актуализации рабочих программ, а также организовывать стажировки для студентов. Это является обязательным пунктом соглашений с вузами».

Заключить соглашение с вузом (вузами) необходимо до подачи заявления на подтверждение аккредитации, т.е. до 01.06.2026.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
29.11.2025 


Актуализировано Положение о государственном учете жилищного фонда

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2025 № 1939 актуализировано Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации. Согласно документу соответствующий учёт будет вестись в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

Новый документ:

1) определяет:

  • порядок размещения электронных паспортов многоквартирных и жилых домов в ГИС ЖКХ;
  • порядок информационного взаимодействия и сроки представления информации в целях формирования электронных паспортов;

2) закрепляет основные параметры валидации и верификации данных, размещаемых в электронных паспортах в ГИС ЖКХ;

3) устанавливает общие требования к технической инвентаризации, технической паспортизации и архивному хранению технической документации, осуществляемым в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Как отмечается на сайте Правительства РФ:

  • «...государственному учёту подлежат все объекты жилищного фонда, независимо от формы собственности. На учёте объекты будут находиться до момента снятия с кадастрового учёта.
    Полномочиями по проведению анализа информации об объектах государственного учёта жилья наделена публично-правовая компания «Фонд развития территорий».

Документ вступает в силу с 01.03.2026 и действует до 01.03.2032.

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301, регулирующее аналогичные вопросы, утрачивает силу.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
29.11.2025 


Утверждены направления использования ИТ при реализации национальной модели целевых условий ведения бизнеса

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2025 № 3523-р утверждена национальная модель целевых условий ведения бизнеса до 2030 года.

В число мер, разработанных в целях достижения Российской Федерацией к 2030 году позиции не ниже 20-го места в рейтинге стран-лидеров, вошли мероприятия, реализуемые с использованием информационных технологий, в том числе по таким направлениям, как:

  • регистрация бизнеса и налогообложение;
  • недвижимость;
  • энергетическая инфраструктура;
  • коммунальная инфраструктура;
  • финансовые услуги;
  • инновации и патенты.

Запланированные мероприятия предусматривают создание новых ИС, а также мероприятия по расширению функционала существующих систем, введению новых сервисов и др. Сводная информация, характеризующая содержание мероприятий, запланированных к реализации с использованием ИТ, в рамках реализации Национальной модели целевых условий ведения бизнеса до 2030 года приведена в Таблице.

С общим обзором документа можно ознакомиться здесь.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
01.12.2025 


Определены исполнители госзакупок для создания и развития ГИС на ЕЦП «ГосТех»

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.12.2025 № 3541-р определены:

  • единственный исполнитель осуществляемых Минцифры России в 2026 – 2027 годах закупок работ, услуг, необходимых для создания, развития и эксплуатации ГИС на единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех», а также закупок ФКУ «Государственные технологии» на период 2025 – 2027 годов (ПАО «Ростелеком»);
  • единственный исполнитель осуществляемых Минцифры России и (или) ФКУ «Государственные технологии» в 2025 – 2027 годах закупок, необходимых для реализации функций оператора платформы «ГосТех» (ООО «Единая цифровая платформа»).

Документ устанавливает предельные сроки заключения соответствующих государственных контрактов, а также особенности их исполнения.

В этой связи напомним, что Госдумой рассматривается законопроект «О единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех», регулирующий создание, развитие и эксплуатацию ИС на платформе «ГосТех». Законопроект внесен Правительством РФ и разработан с учетом результатов анализа правоприменительной практики в ходе исполнения действующих нормативных правовых актов, регулирующих использование платформы «ГосТех» (Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 № 231, постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 № 2338). Подробности см. здесь.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
03.12.2025 


Установлен Порядок управления качеством государственных данных с использованием ФГИС «ЕИП НСУД»

Минюст России завершил регистрацию приказа Минцифры России от 16.06.2025 № 533, который утверждает Порядок управления качеством государственных данных с использованием ФГИС «ЕИП НСУД».

Речь идет о государственных данных, участвующих в межведомственном электронном обмене, включая государственные данные, размещаемые на:

  • витринах данных органов госвласти и органов управления государственными внебюджетными фондами (далее – витрины данных);
  • в подсистемах единой информационной платформы и передаваемые с использованием СМЭВ.

Согласно документу оценке подлежат:

  • степень заполненности представляемых данных на уровне записей и полей записей таблиц данных;
  • степень соответствия требуемым в достоверных источниках формату и ограничениям;
  • степень соответствия данных значениям, полученным из единого регистра населения, а также справочников, реестров и классификаторов, размещаемых в федеральной государственной информационной системе «Единая система нормативной справочной информации» (ЕСНСИ);
  • непротиворечивость и связанность государственных данных.

Определены:

  • полномочия обладателя и пользователя государственных данных;
  • средства, используемые для оценки качества данных;
  • особенности оформления, подачи и рассмотрения заявки на формирование проверки качества государственных данных, а также результатов выполнения соответствующих проверок и рассмотрения инцидентов по их результатам;
  • обязанности оператора единой информационной платформы и др.

Документ вступил в силу 15.12.2025.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
04.12.2025


Опубликованы рекомендации о порядке оплаты за использование инфраструктуры электронного правительства

На сайте Минцифры России опубликованы методические рекомендации по применению Правил взимания платы за использование инфраструктуры электронного правительства (ИЭП), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2025 № 1687 (подробности см. здесь).

Речь идет об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие ИС, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Рекомендации содержат детальное описание условий применения и тарифов для каждой операции, их сводный перечень приведен в таблице ниже:

Операции с использованием:

ГИС ГМП:

ГИС ЖКХ:

ЕСИА:

- получение посредством СМЭВ по идентификатору плательщика – физического лица из ГИС ГМП уведомления, содержащего информацию, необходимую для уплаты денежных средств

- получение посредством СМЭВ по уникальному идентификатору начисления из ГИС ГМП информации о начисленной сумме денежных средств, подлежащих уплате физическим лицом

- получение посредством СМЭВ по идентификатору плательщика из ГИС ГМП информации о начисленной сумме денежных средств, подлежащих уплате физическим лицом.

- получение посредством СМЭВ информации из ГИС ЖКХ, необходимой для внесения плательщиком платы за жилое помещение и коммунальные услуги

 

- получение из ЕСИА сведений о пользователе ЕСИА (в случае, если он дал согласие на передачу сведений о себе из ЕСИА)

- получение из ЕСИА обновлённых сведений о пользователях ЕСИА, ранее представленных ими получателям сведений из ЕСИА в установленных случаях использования таких сведений

 

В рекомендациях также отражены:

  • схемы определения платности операции;
  • описание условий, при выполнении которых операция не подлежит оплате – информация приведена в табличной форме с отражением формулы и текстового описания.

Источник публикации:
Минцифры России / Документы

Дата публикации:
27.11.2025


Утверждены единые подходы по подготовке в электронной форме перечней документов, создаваемых ФОИВ

Приказом Росархива от 28.11.2025 № 156 утверждены Рекомендации по подготовке федеральными органами исполнительной власти перечней документов, образующихся в процессе деятельности, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов.

Рекомендации разработаны в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2022 № 279 «О государственной информационной системе «Платформа «Центр хранения электронных документов» (далее – ГИС «Платформа «ЦХЭД») и отражают единые подходы к:

  • определению состава документов, включаемых в соответствующие перечни;
  • оформлению перечней документов.

В приложении к рекомендациям приведены сведения о видах управленческих документов, которые формируются на бумажном носителе (федеральный уровень – до принятия законодательных, нормативных правовых актов, регламентирующих порядок работы с электронными архивными документами).

Источник публикации:
СПС Консультант Плюс 


Опубликована Дорожная карта перехода на российское ПО для моделирования объектов в строительстве

В открытом доступе опубликована Дорожная карта поэтапного перехода в строительстве на российское программное обеспечение для информационного моделирования объектов (утв. Правительством РФ 26.11.2025 № МХ-П10-44683).

Документ разработан Минстроем и Минцифры России в рамках импортозамещения в строительной отрасли и предусматривает переход отрасли на отечественные системы информационного моделирования и проектирования объектов, включая:

  • системы автоматизированного проектирования (САПР);
  • технологии информационного моделирования (ТИМ – охватывает комплекс технологий и инструментов для управления строительными проектами, в том числе создание цифровых моделей зданий);
  • BIM-системы (методология и процесс создания и управления цифровой моделью здания или инфраструктурного объекта, содержащей информацию о его конструкции, материалах и других характеристиках).

Проведение комплекса соответствующих мероприятий планируется обеспечить до конца 2026 года с участием Минстроя России, Минцифры России, ФАУ «Главгосэкспертиза России», профессиональных объединений и отраслевых консорциумов, при этом предусматривается:

  • разработка дополнительных требований к отечественным программным продуктам для информационного моделирования;
  • формирование системы критериев оценки соответствующего ПО;
  • подготовка предложений по привлечению к ответственности за использование нелицензионного ПО, включая случаи отсутствия заявлений со стороны правообладателей (срок – март 2026 г.).

Согласно документу в течение 6 месяцев после установления требований к использованию российского ПО при реализации строительного проекта с привлечением средств бюджетов Минстроем России должны быть внесены предложения (доклад в Правительство РФ) о возможности включения требований об использовании российского ПО для информационного моделирования в:

  • Типовую форму соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации;
  • типовые контракты в сфере государственных закупок.

Источник публикации:
СПС Консультант Плюс 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Предлагается изменить процесс получения закрытых сведений об организации из ЕГРЮЛ

Госдумой принят к рассмотрению проект федерального закона «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (законопроект № 1081963-8).

Законопроектом предлагается:

  • уточнить правовое регулирование процедуры возобновления доступа к сведениям о юридическом лице, содержащимся в ЕГРЮЛ, доступ к которым ограничен (далее – закрытые сведения), в том числе:
    • предусмотреть возможность обеспечения доступа к сведениям о юридическом лице регистрирующим органом (ФНС России) без заявления данного юрлица (не ранее чем через 3 месяца со дня направления ему уведомления о возобновлении доступа) и др.;
  • упростить возможность получения закрытых сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ (в т.ч. с использованием нотариально удостоверенной доверенности).

Как следует из пояснительной записки:

  • «Избыточное ограничение доступа к информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, вступает в конфликт с интересами хозяйствующих субъектов и органов государственной власти»;

и в ряде случаев вызывает:

  • «затруднение опережающего (проактивного) регулирования экономически значимых отношений (например, налоговых и таможенных отношений, отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также отношений, связанных с защитой конкуренции)».

Планируется, что реализация новаций, предусмотренных законопроектом, позволит минимизировать соответствующие риски.

Согласно карточке законопроекта:

  • отзывы, предложения и замечания к законопроекту принимаются до 07.01.2026;
  • рассмотрение проекта Госдумой запланировано в период весенней сессии (февраль 2026).

Источник публикации:
Госдума / Система обеспечения законодательной деятельности / Главная / Объекты законотворчества / Законопроект № 1081963-8

Дата публикации:
08.12.2025


Разработаны предложения по расширению перечня документов, предъявляемых на мобильном устройстве

На общественное обсуждение вынесен проект постановления Правительства Российской Федерации (ID проекта 01/01/12-25/00162889), который предусматривает расширение случаев и перечня документов граждан, предъявляемых на мобильном устройстве, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2025 № 1443.

Предлагается, в частности, обеспечить возможность формирования в мобильном приложении «Госуслуг» сведений из:

  • свидетельства о рождении;
  • водительских удостоверений;
  • удостоверений многодетной семьи;
  • пенсионного удостоверения;
  • студенческого билета.

Кроме того, предлагается расширить число случаев применения QR-код паспорта (цифровой аналог в приложении «Госуслуги»), в том числе предлагается ввести возможность его использования при посадке на междугородний автобус, поезд или самолёт.

Дата окончания общественного обсуждения проекта – 20.12.2025.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
02.12.2025 


Подготовлен проект перечня специальностей для подготовки ИТ-специалистов (госаккредитация)

Продолжается общественное обсуждение проекта приказа Минцифры России, который устанавливает перечень профессий и специальностей, необходимых для осуществления деятельности в области информационных технологий (ID проекта 01/02/12-25/00163030).

Речь идет о реализации новаций, дополняющих требования к госаккредитации российских ИТ-организаций, которые внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2025 № 1949 (подробности см. в разделе «Новое в законодательстве» настоящего дайджеста).

Предлагается утвердить три вида перечней профессий и специальностей, включая:

  • перечень профессий среднего профессионального образования (СПО), необходимых для осуществления деятельности в области информационных технологий (приложение № 1 к проекту);
  • перечень специальностей СПО (приложение № 2);
  • перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования (приложение № 3).

Так, список профессий СПО включает 11 позиций в разрезе трех укрупненных групп, специальностей СПО – более 50 позиций по 12 укрупненным группам. В перечень специальностей для высшего образования предлагается включить более 100 пунктов по 20 группам, в том числе по таким направлениям, как:

  • Математика и механика;
  • Информатика;
  • Компьютерные и информационные технологии;
  • Информационная безопасность;
  • Электроника, радиотехника и системы связи;
  • Физика и астрономия;
  • Науки о земле;
  • Биологические науки;
  • Машиностроение;
  • Авиационная и ракетно-космическая техника;
  • Фундаментальная медицина;
  • Экономика и управление;
  • Языкознание и литературоведение и др.

Дата окончания общественного обсуждения проекта – 20.12.2025.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
05.12.2025

 

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА


Президент РФ поручил создать штаб по управлению деятельностью в области ИИ (обзор конференции «AI Journey»)

В конце ноября (19-21.11.2025) в Москве состоялась юбилейная X Международная конференция по искусственному интеллекту и машинному обучению Artificial Intelligence Journey 2025 – «Путешествие в мир искусственного интеллекта» («AI Journey»).

«AI Journey» – ежегодная онлайн-конференция, объединяющая на одной площадке признанных международных экспертов в сфере AI, ИИ-разработчиков, представителей академического сообщества и бизнеса, в рамках которой обсуждаются актуальные тренды и перспективы индустрии.

В пленарном заседании конференции принял участие Президент Российской Федерации, который отметил, в частности, следующее (цитаты):

  • «...технологии генеративного искусственного интеллекта становятся ключевыми, стратегическими. За обладание собственными фундаментальными языковыми моделями конкурируют не только крупнейшие компании, но и ведущие государства»;
  • «Критическую зависимость от чужих систем мы не можем допустить. Для России это вопрос государственного, технологического и, я бы сказал, ценностного суверенитета, поэтому наша страна должна обладать целым комплексом собственных технологий и продуктов в области генеративного искусственного интеллекта» (в этой связи выделено два ключевых направления – создание собственных национальных языковых моделей, а также инфраструктуры для развития и внедрения таких национальных продуктов (электронная компонентная база, центры обработки данных и вычислительные мощности со стабильным энергоснабжением));
  • «...в марте следующего года Правительство, министерства и ведомства должны представить исчерпывающую информацию о применении в экономике, в социальной сфере, в субъектах Федерации искусственного интеллекта. Темпы внедрения этих технологий [ИИ] в регионах должны стать важнейшим показателем ежегодного рейтинга цифровой трансформации. Прошу сформировать его по такой новой методике уже по итогам следующего 2026 года».

В ходе выступления Президент РФ озвучил ряд дополнительных поручений, а именно:

1) Правительству РФ и главам регионов:

  • в рамках достижения цели, утвержденной в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта (обеспечение совокупного вклада ИИ в ВВП страны к 2030 году свыше 11 триллионов рублей) сформировать национальный план внедрения генеративного искусственного интеллекта на уровне всей страны, а также в разрезе отраслей и субъектов РФ;
  • вместе с бизнесом реализовать программу развития центров обработки данных для задач искусственного интеллекта, обеспечить удобный доступ к ЦОДам для стартапов, научных организаций и технологических компаний;

2) Администрации Президента и Правительству, Минцифры:

  • проработать вопрос о создании штаба руководства деятельностью, связанной с созданием и внедрением технологий ИИ, обладающего реальным административным ресурсом.

Запись панельной дискуссии «Будущее с ИИ» размещена здесь:

Тематика выступлений спикеров в текущем году структурирована в разрезе трех блоков – «Общество», «Бизнес» и «Наука». Открывая «бизнес-день» конференции, Заместитель Председателя Правительства А. Новак, в частности, отметил:

  • «Сегодня происходит фундаментальная технологическая трансформация. Эксперты отмечают: разрыв между компаниями, активно внедряющими искусственный интеллект, и теми, кто отстаёт, будет только увеличиваться. Побеждать будут те, кто быстрее перестроит свои процессы и внедрит модель «человек плюс искусственный интеллект».

В рамках «бизнес-дня» проведены дискуссии, охватывающие различные аспекты деятельности, касающиеся использования ИИ, в том числе:

  • сессия на тему «Инвестиции в будущее: ИИ и высокие технологии» (РФПИ, с участием К. Дмитриева), запись см. здесь;
  • сессия Альянса в сфере ИИ на тему «Раскрывая потенциал ИИ: преодолеваем ключевые барьеры внедрения в бизнесе», запись см. здесь;
  • сессия на тему «Форсайт: каким будет ИИ через 10 лет» (с участием Д. Чернышенко), запись см. здесь.

Записи всех мероприятий конференции размещены здесь.

Источник публикации:
Официальный сайт конференции


Использование технологий ИИ включено в перечень приоритетных направлений развития здравоохранения

Указом Президента Российской Федерации от 08.12.2025 № 896 утверждена Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия).

Деятельность по разработке информационных систем в сфере здравоохранения с поддержкой принятия врачебных решений с использованием технологий искусственного интеллекта (ИИ) включена в число основных задач развития здравоохранения. В перечне приоритетных направлений, в рамках которых должно осуществляться их решение в краткосрочной перспективе, документ предусматривает:

  • развитие телемедицинских технологий для проведения дистанционных консультаций, скринингов, дистанционного мониторинга состояния здоровья, в том числе с использованием технологий ИИ;
  • совершенствование наукоемких технологий по перспективным направлениям медицинской науки, в том числе технологий на основе ИИ;
  • внедрение единой цифровой платформы по управлению здоровьем человека (основанной в том числе на цифровом профиле), обеспечивающей переход на электронный документооборот и использующей сервисы с применением технологий ИИ.

Правительству Российской Федерации поручено в 6-месячный срок утвердить план мероприятий по реализации Стратегии.

Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано руководствоваться положениями Стратегии при осуществлении своей деятельности в сфере охраны здоровья граждан, предусмотрев внесение необходимых изменений в стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
09.12.2025


Принято решение о создании цифровой платформы для развития центров обработки данных (ЦОД)

На сайте Правительства Российской Федерации опубликованы сведения о содержании поручения Заместителя Председателя Правительства – Руководителя Аппарата Правительства в адрес Минцифры и Аналитического центра при Правительстве:

  • о необходимости проработки к марту 2026 года предложений по созданию цифровой платформы для развития центров обработки данных, объединяющей набор сервисов для сопровождения полного жизненного цикла ЦОД – от строительства и до ввода в эксплуатацию.

Представленные наработки будут «вынесены на обсуждение с бизнесом для формирования наиболее эффективной структуры платформы и определения самых востребованных сервисов».

В этой связи отмечается (цитата):

  • «Одна из наших приоритетных задач – это внедрение искусственного интеллекта. Но эта технология требует наличия инфраструктуры и достаточного количества центров обработки данных. Спрос на вычислительные мощности активно растёт. Наша задача – упростить и ускорить создание ЦОДов. Для этого прорабатываем вопрос создания цифровой платформы – единой площадки, на которой бизнес сможет получить точную информацию о доступных участках, наличии инфраструктуры вблизи них и даже заказать готовое проектное решение для строительства и оборудование. Для бизнеса – это удобные сервисы, упрощающие порядок строительства ЦОД. Для государства – возможность оценивать ситуацию на рынке ЦОД и определять реальные потребности в новых мощностях» (Д. Григоренко).

Источник публикации:
Правительство Российской Федерации / Новости

Дата публикации:
12.12.2025


Искусственный интеллект определен в качестве основного инструмента выявления картельных сговоров на торгах

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2025 № 1933 утверждено Положение о государственной информационной системе по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений (далее – ГИС «Антикартель», система).

Полномочия оператора ГИС «Антикартель» возложены на Федеральную антимонопольную службу. Целью создания системы является информационное обеспечение деятельности антимонопольных органов по предупреждению, выявлению и пресечению картелей с использованием цифровых технологий и искусственного интеллекта.

Согласно документу ГИС «Антикартель» включает подсистему машинного обучения (искусственного интеллекта), предназначенную для выявления закономерностей и зависимостей и применения их для предсказания исходов или принятия решений. Планируется, что система будет отслеживать технические и поведенческие маркеры, свидетельствующие о картельном сговоре на закупках, и взаимодействовать с единой информационной системой в сфере закупок, ГИС «Торги» и другими информационными системами. Ее использование позволит проводить комплексное исследование данных и ежедневный анализ 100% проводимых закупочных процедур. Функционал системы будет применяться также для контроля ценообразования на социально значимые товары ежедневного потребления.

Корреспондирующие изменения внесены в Положение об эксплуатации ГИС в сфере закупок, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 60.

Документ вступил в силу с 08.12.2025, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. В частности, отдельные поправки, предусматривающие использование источников представления информации в соответствующую систему и видов представляемой информации в части закупок, вступят в силу с 01.07.2026.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
08.12.2025 


Опубликованы результаты исследования российского рынка продуктов и технологий Больших данных и Искусственного интеллекта

В открытом доступе опубликованы результаты первого исследования российского рынка продуктов и технологий Больших данных (БД) и Искусственного интеллекта (ИИ), проведенного Ассоциацией больших данных (АДБ).

АДБ – осуществляет деятельность в России с 2018 года. Основная цель Ассоциации – создание условий для развития технологий и продуктов в сфере больших данных в России, а также единых принципов и стандартов обработки, хранения, передачи и использования больших данных. Членами Ассоциации являются Аналитический центр при Правительстве РФ, Центр стратегических разработок (ЦСР), «Ростелеком», «Яндекс», VK, «Сбер», «Газпромбанк», «Т-Банк», «Россельхозбанк», «МегаФон», «Билайн», «МТС», «Банк ВТБ», «Авито», HeadHunter, Точка Банк и др.

В сводной презентации, отражающей итоги исследования:

  • отмечается, что в настоящее время рынок БД и ИИ подразделяется на три крупных сегмента: ПО, Услуги, Инфраструктура (в т.ч. приводятся детальные сведения о структуре рынка БД и ИИ);
  • приведены данные о динамике роста продуктов по сегментам с детализацией по направлениям;
  • отражены глобальные тенденции рынка и основные тренды в соответствующих сегментах.

Источник публикации:
TAdviser – портал выбора технологий и поставщиков

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями