Понравилась статья? Поделитесь!
Обзор законодательства за период с 10 по 23 марта 2025 года
Актуализирована модель организации органов местного самоуправления
Подписан Федеральный закон от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее – Закон № 33-ФЗ), который предусматривает обновление модели организации и деятельности органов местного самоуправления.
Закон № 33-ФЗ определяет правовую и экономическую, а также территориальную, организационную, функциональную основу местного самоуправления, устанавливает принципы правового регулирования местного самоуправления, полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления, а также особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях (с вступлением в силу данного документа Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утратит силу).
Отдельные нормы Закона № 33-ФЗ аналогичны нормам, установленным Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, вместе с тем предусмотрено существенное число новаций.
В частности, уточняется понятие местного самоуправления и закрепляется одноуровневая система организации местного самоуправления с установлением следующих видов муниципальных образований, в которых оно осуществляется:
Установлено, что субъекты РФ, имеющие социально-экономические, исторические и иные особенности, могут сохранить двухуровневую систему организации местного самоуправления (поселения (сельские и городские) и муниципальные районы).
Документ вводит новые механизмы ответственности главы муниципального образования (в отдельных случаях высшее должностное лицо субъекта РФ может отрешить от должности главу муниципального образования). Изменен принцип правового закрепления перечней вопросов местного значения и полномочий по их решению. Разграничены формы непосредственной реализации населением местного самоуправления и формы участия в нем. Предусмотрены и другие изменения.
Начало действия документа – 19 июня текущего года (за исключением отдельных положений).
Предусмотрены переходные положения, согласно которым до 1 января 2027 года органы местного самоуправления осуществляют полномочия в соответствии со ст. 14-18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Действующая нормативная правовая база субъектов РФ, регулирующая вопросы организации местного самоуправления, муниципальные правовые акты подлежат актуализации не позднее 1 января 2027 года (до их приведения в соответствие с данным Федеральным законом они применяются в части, не противоречащей Закону № 33-ФЗ).
Со дня вступления в силу Федерального закона № 33-ФЗ могут быть приняты законы субъектов РФ, устанавливающие территориальную организацию местного самоуправления в соответствующем субъекте РФ с осуществлением местного самоуправления в указанных видах муниципальных образований (городской округ, муниципальный округ):
При этом предусмотрено, что формирование ОМСУ в соответствии с новой территориальной организацией должно осуществляться с учетом истечения сроков полномочий представительных органов муниципальных районов либо в связи с досрочным прекращением полномочий представительных органов муниципальных районов.
Установлены и другие особенности перехода к новой модели организации органов местного самоуправления (глава 12 документа).
Источник:
Официальный интернет-портал правовой информации
Дата публикации:
20.03.2025
Оптимизирован порядок управления госимуществом
Подписан Федеральный закон от 20.03.2025 № 35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает изменения законодательства, касающиеся регулирования приватизации имущества, земельных отношений, а также корпоративного права.
В частности:
1) установлена возможность обременения, продаваемого на аукционе государственного или муниципального имущества ограничениями, которые предусмотрены Законом о приватизации, а также публичным сервитутом;
2) уточнен порядок продажи имущества по минимально допустимой цене;
3) установлена возможность повторного бесплатного предоставления гражданину земельного участка в отдельных случаях;
4) скорректирована сфера действия Закона о приватизации (исключены правоотношения по реализации древесины, полученной из срубленных деревьев на государственных или муниципальных землях);
5) уточнен перечень сведений об условиях приватизации, подлежащих размещению на официальном сайте и др.
На 2025 год определены особенности проведения дистанционного заседания общего собрания акционеров АО с числом акционеров более 1 миллиона.
Предусмотрены и другие изменения.
Начало действия документа – 31.03.2025 (за исключением отдельных положений, имеющих иной срок вступления в силу).
Более детальный обзор новаций, предусмотренных документом, будет представлен на вебинаре «Эксперт БФТ», который пройдет в четверг 27 марта текущего года (10:00).
Участие – бесплатно, ознакомиться с программой и зарегистрироваться можно здесь.
Источник:
Официальный интернет-портал правовой информации
Дата публикации:
20.03.2025
Утверждены Правила формирования перечня ГАДФБ в электронном формате
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2025 № 315 утверждены Правила формирования и утверждения перечня главных администраторов доходов федерального бюджета (далее – перечень ГАДФБ) в системе «Электронный бюджет» (далее – Правила).
Перечень ГАДФБ представляет собой совокупность утвержденных реестровых записей, формируемых и утверждаемых в электронной форме. Порядок формирования реестровой записи устанавливает Минфин России.
Правила подлежат применению ГАДФБ, включая (в рамках соответствующих бюджетных полномочий):
Участники должны обеспечить формирование и подписание реестровых записей перечня ГАДФБ в системе «Электронный бюджет» в срок до 30 июля 2026 года.
Новации применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении федерального бюджета, начиная с федерального бюджета на 2027 год и на плановый период 2028 и 2029 годов.
Источник:
Официальный интернет-портал правовой информации
Дата публикации:
15.03.2025
Скорректирован порядок изменения сводной бюджетной росписи при исполнении федерального бюджета
Минюстом России зарегистрирован приказ Минфина России от 11.02.2025 № 11н, который вносит изменения в Порядок, утвержденный приказом Минфина России от 04.04.2024 № 39н. Корректировки касаются составления и ведения сводной бюджетной росписи (далее – СБР) федерального бюджета и утверждения лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО) при организации исполнения федерального бюджета.
В соответствии с документом:
1) дополняется перечень видов изменений, которые могут быть внесены в СБР и ЛБО, в том числе вводится новая позиция:
2) корректируются формулировки отдельных позиций перечня видов изменений (в том числе в части изменений):
3) исключаются из перечня отдельные из оснований для внесения изменений в СБР.
Предусматриваются и другие изменения.
Документ вступил в силу 22 марта текущего года.
Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации
Дата публикации:
11.03.2025
Уточнен порядок открытия лицевых счетов участникам казначейского сопровождения
Минюст России завершил регистрацию приказа Федерального казначейства от 06.12.2024 № 22н, который предусматривает внесение изменений в Порядок открытия лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства участникам казначейского сопровождения, утвержденный приказом Федерального казначейства от 22 декабря 2021 г. № 44н.
В соответствии с внесенными корректировками:
1) расширена сфера действия Порядка. В таблице ниже приведены соответствующие дополнительные случаи его применения:
Положения Порядка открытия лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства участникам казначейского сопровождения распространяются на: |
|
---|---|
в отношении договоров (соглашений), контрактов (договоров)
|
- концессионные соглашения; - соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве); - контракты (договоры), источником финансового обеспечения которых являются указанные соглашения, если в соответствии с законодательством предусмотрены требования об осуществлении казначейского сопровождения средств, предоставляемых на основании таких соглашений
|
в отношении государственных (муниципальных) контрактов, контрактов (договоров) |
- договоры (контракты) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые бюджетными и автономными учреждениями; - контракты (договоры), источником финансового обеспечения которых являются указанные договоры учреждений, если в соответствии с законодательством предусмотрены требования об осуществлении казначейского сопровождения средств, предоставляемых на основании таких договоров учреждений |
2) изменился перечень документов для открытия лицевого счёта участником казначейского сопровождения;
3) уточнены отдельные положения, регулирующие функционирование ГИИС УОФ «Электронный бюджет», в частности:
3) в новой редакции изложены приложения к Порядку, которые устанавливают формы документов, применяемых в процессе казначейского сопровождения.
Кроме того, введено использование машиночитаемой доверенности при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи в процессе электронного взаимодействия участников казначейского сопровождения. Вопросы применения доверенности в электронной форме в машиночитаемом виде, выданной от имени участника казначейского сопровождения в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», разъяснены письмом Федерального казначейства от 12.02.2025 № 07-04-05/04-3889.
Предусмотрены и другие изменения, в том числе исключение отдельных положений из ранее действующего Порядка.
Новации вступили в силу с 17 марта текущего года.
Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации
Дата публикации:
06.03.2025
Опубликован Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2024 году
В открытом доступе опубликован Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2024 году, содержащий сведения по следующим блокам:
1) основные итоги работы Счетной палаты в 2024 году;
2) основные выводы по результатам аудита федерального бюджета;
3) основные итоги работы Счетной палаты по направлениям деятельности (результаты аудита по 14 направлениям).
В Отчете в том числе отражены сведения о результатах работы по таким направлениям, как:
1) аудит государственного управления, включая:
2) аудит доходов, в том числе совершенствование системы администрирования доходов и эффективное управление федеральным имуществом;
3) аудит цифрового развития и государственной поддержки предпринимательства, в том числе аудит эффективности закупок услуг связи для подключения образовательных организаций и избиркомов к интернету; мер имущественной поддержки субъектов МСП, а также эффективности оказания финансовой и имущественной поддержки плательщикам налога на профессиональный доход и др.
Кроме того, в отчет включена информация о ключевых приоритетах работы Счетной палаты Российской Федерации на ближайшую перспективу, при этом в число ключевых задач на 2025 год включены такие задачи, как:
Рассмотрение Отчета на уровне Госдумы запланировано на 20.03.2025 года.
Источник публикации:
Счетная палата Российской Федерации / Годовой отчет
Дата публикации:
13.03.2025
Обозначены основные задачи Федерального казначейства на текущий год
В начале марта т.г. состоялась расширенная коллегия Федерального казначейства, посвящённая итогам деятельности ведомства в 2024 году и направлениям его развития на среднесрочный период.
В ходе коллегии участвующий в заседании министр финансов Российской Федерации озвучил основные задачи ведомства на текущий год (приведены на рисунке 1):
Рисунок 1 – Перечень основных задач деятельности Федерального казначейства в 2025 году
В рамках выступления министром финансов также было отмечено, что «внедрение цифрового рубля в бюджетный процесс – одна из ключевых задач Федерального казначейства». Сведения о планируемых корректировках Бюджетного кодекса Российской Федерации, направленных на обеспечение использования цифрового рубля при осуществлении расходов за счет средств бюджетов, см. здесь.
Кроме того, отметим, что постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2025 № 333 расширены полномочия Федерального казначейства. Так, Положение о Федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, дополнено новым пунктом, возлагающим на ведомство полномочия по осуществлению в ГИИС УОФ «Электронный бюджет» автоматизированного мониторинга цен (с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне) в отношении:
Документ вступит в силу с 01 апреля текущего года.
1. Источник публикации:
Минфин России / Пресс-центр
Дата публикации:
06.03.2025
2. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации
Дата публикации:
19.03.2025
Обсуждаются комплексные изменения по совершенствованию малых госзакупок
На общественное обсуждение вынесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – проект), который разработан Минфином России в рамках реализации Концепции совершенствования закупок малого объема на период до 2027 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.06.2024 № 1636-р (подробности здесь).
Речь идет о закупках для государственных и муниципальных нужд, цена каждой из которых составляет не более 600 тыс. рублей, а суммарный годовой объем по общему правилу – не более 10% от годового объема закупок заказчика.
Предусматривается:
Детальный обзор изменений, предусмотренных законопроектом, приведен на сайте Минфина России, см. здесь.
Планируется, что документ вступит в силу с 1 января 2026 года, а полноценное применение новаций будет обеспечено с 2027 года.
Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
Дата публикации:
14.03.2025
Разработан новый вариант федерального закона «О землеустройстве»
Завершается общественное обсуждение проекта федерального закона «О землеустройстве» (далее – проект), который разработан Минсельхозом России взамен действующего одноименного закона, утвержденного в 2001 году, и направлен на:
Как следует из пояснительной записки, при разработке законопроекта учтены сложившиеся подходы в правоприменительной практике, а также «...проанализирован и учтен положительный зарубежный опыт организации землеустройства (Германии, Швеции), являющийся одним из более значимых инструментов планирования, использования земель, обеспечения устойчивого развития сельских территорий, территорий природоохранного назначения, охраны окружающей среды».
Вводится новый понятийный аппарат, при этом «Землеустройство» как предмет регулирования рассматривается в виде комплекса мероприятий по:
Предлагается определить основные принципы землеустройства, перечень участников землеустроительных отношений, основания проведения землеустройства, состав мероприятий по землеустройству, виды землеустроительной документации, а также информационную основу проведения землеустройства.
Отдельная глава законопроекта (глава 2) регулирует полномочия органов:
Вопросы информационного обеспечения деятельности в области землеустройства установлены главой 5 законопроекта, которая предусматривает:
Согласно проекту при изучении состояния земель планируется использовать:
1) данные государственного мониторинга земель;
2) сведения:
Проектом предусматривается корректировка положений Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (вносятся изменения, предусматривающие обязательное рассмотрение на предмет влияния на кадастровую стоимость земельных участков сельскохозяйственного назначения, в границах которых расположены сельскохозяйственные угодья, сведений о состоянии их плодородия и др.).
Установленный срок завершения публичного обсуждения проекта истекает 28 марта текущего года.
В случае принятия законопроекта в первоначальной редакции новации вступят в силу с 1 марта 2027 года.
Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
Дата публикации:
03.03.2025
Предлагается уточнить акты Росреестра в сфере ведения ЕГРН
Завершилось общественное обсуждение проекта приказа Росреестра «О внесении изменений в некоторые приказы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости и в сфере предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости» (далее – проект).
Поправки разработаны в целях приведения нормативной правовой базы ведомства в соответствие с актуальными нормами действующего законодательства, в том числе учета изменений, предусмотренных федеральными законами, утвержденными в 2024 году.
Предусматривается корректировка отдельных ведомственных актов Росреестра, в том числе таких приказов, как:
Установленный срок окончания общественного обсуждения – 21 марта текущего года.
Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
Дата публикации:
07.03.2025
Усиливается контроль за результатами работы по повышению качества госуслуг и сервисов
Завершилось общественное обсуждение проекта постановления Правительства Российской Федерации (ID проекта 01/01/03-25/00155328), который предусматривает корректировку Положения о Правительственной комиссии по проведению административной реформы (далее – Комиссия), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2003 № 451.
Проект разработан Минэкономразвития России в целях достижения ключевых результатов и эффектов инициативы социально-экономического развития Российской Федерации «Государство для людей», включенной в перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 № 2816-р).
Учитывая наличие претензий к качеству отдельных госуслуг и сервисов, а также несоответствие отдельных из них стандартам клиентоцентричности, ведомством, в частности, предлагается:
1) наделить соответствующую Комиссию полномочиями по рассмотрению вопросов по повышению качества предоставления государственных, муниципальных услуг, сервисов, функций, иных услуг (сервисов);
2) дополнить перечень задач Комиссии новой задачей по организации подготовки и осуществления анализа предложений по вопросам повышения качества предоставления услуг (сервисов), функций и жизненных ситуаций, цифровизации их оказания;
3) расширить права Комиссии, в том числе предоставив ей права по:
Установленный срок окончания общественного обсуждения – 21 марта текущего года.
Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
Дата публикации:
07.03.2025
Разработаны проекты актов ФОИВ в сфере соцзаказа в целях реализации новаций, вступающих в силу с 01.01.2026
Завершается общественное обсуждение ряда проектов ведомственных актов, разработанных Минфином России, которые направлены на реализацию поправок в «базовый» закон о государственном (муниципальном) социальном заказе (далее – соцзаказ).
Напомним, что согласно внесенным корректировкам Федеральным законом от 26.12.2024 № 476-ФЗ установлены новые требования в части информационного обеспечения в области соцзаказа, подлежащие исполнению с 01.01.2026. В частности, вводится обязанность по размещению в открытом доступе сведений, характеризующих исполнителей соцзаказа, результаты оказания соответствующих услуг и др.
В целях обеспечения реализации соответствующих новаций разработаны:
1) проект приказа Минфина России (ID проекта 01/02/03-25/00155482), который устанавливает порядок размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru) информации:
Проектом предлагается установить перечень сведений об исполнителях госуслуг, подлежащих размещению в открытом доступе (11 позиций), особенности предоставления сведений в целях размещения на официальном сайте, порядок проверки представленной для размещения информации об исполнителях услуг, сроки размещения соответствующих сведений и др.
Информация о предлагаемых проектом сроках размещения приведена в таблице ниже:
Информация размещается на официальном сайте (www.bus.gov.ru) в следующие сроки (проект): |
|
---|---|
об исполнителях услуг
|
не позднее десятого рабочего дня, следующего за днем: - утверждения государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ); - заключения соглашения о финансовом обеспечении (возмещении) затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение услуги |
о результатах мониторинга
|
не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
оценка исполнителя услуг |
не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
Согласно проекту в случае, если в системе «Электронный бюджет» осуществляется
то размещение информации об исполнителях услуг осуществляется автоматически посредством информационного взаимодействия системы «Электронный бюджет» и официального сайта (www.bus.gov.ru) согласно требованиям к форматам обмена данными, установленным Федеральным казначейством (при наличии технической возможности).
В случае принятия проекта в первоначальной редакции документ вступит в силу с 1 января 2026 года.
2) проект приказа Минфина России «Об утверждении методики определения оценки исполнителя государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (далее – проект). Реализация положений проекта приказа направлена на обеспечение права потребителя услуг в социальной сфере на оценку на официальном сайте (www.bus.gov.ru) исполнителя государственных (муниципальных) услуг.
Согласно проекту результаты оценки соответствующих услуг их потребителем должны учитываться при определение уполномоченным органом общей оценки исполнителя услуг.
В целях определения оценки потребителем услуг предлагается установить систему 5-балльной оценки (от значения «1» балл – полная неудовлетворенность» до значения «5» баллов – высокая степень удовлетворенности»). Оценка потребителем услуг запланирована на постоянной основе по мере окончания получения государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере.
Оценку исполнителя услуг уполномоченным органом предлагается определять на ежеквартальной основе. Проект устанавливает особенности расчета уполномоченным органом итоговой оценки исполнителя услуг с учетом специфики оказания услуг.
В случае принятия проекта в первоначальной редакции документ вступит в силу с 1 января 2026 года.
В этой связи обращаем внимание, что завершено общественное обсуждение проекта приказа Минтруда России «Об утверждении порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, включая требования к содержанию и форме предоставления указанной информации, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет» (далее – проект).
Проект разработан в целях реализации норм Федерального закона от 19.10.2023 № 503-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» взамен действующего приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 886н.
Предлагается:
В случае принятия проекта в первоначальной редакции приказ Минтруда России от 17.11.2014 № 886н утратит силу.
Детализированные сведения о проектах постановлений Правительства Российской Федерации, разработанных ранее в целях реализации новаций законодательства в области соцзаказа, см. здесь.
1. Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
Дата публикации:
14.03.2025
2. Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
Дата публикации:
14.03.2025
3. Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
Дата публикации:
12.02.2025
25 марта 2025
Понравилась статья? Поделитесь!
Никакого спама – 1 письмо 1 раз в неделю!