Top.Mail.Ru
Тема недели: Актуальные вызовы и задачи финансовой системы обсудили на МФФ-2025
/ / Изменения законодательства
Тема недели: Актуальные вызовы и задачи финансовой системы обсудили на МФФ-2025
Время чтения: 6 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Обзор законодательства за период с 08 по 21 сентября 2025 года


  

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


Состоялся Московский финансовый форум – 2025

В рамках состоявшегося 18.09.2025 Московского финансового форума обсудили приоритетные вопросы обеспечения финансовой стабильности и устойчивого экономического роста в условиях изменяющейся глобальной среды.  

На пленарной сессии форума, участие в которой приняли министр финансов РФ, председатель ЦБ РФ, мэр г. Москвы и председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам, проведена дискуссия о приоритетных задачах, стоящих перед финансовой системой, с учетом текущих вызовов. На ближайшую перспективу выделены две основные задачи, состоящие в обеспечении:

  • сбалансированности бюджетов;
  • устойчивости финансовой системы.

Спикерами отмечено, что в целях их реализации необходимо реализовать меры:

  • по защите бюджета от внешних воздействий (федеральный уровень: снижение зависимости от цен на нефть и газ; ужесточение бюджетной политики и др.);
  • по повышению производительности труда, в том числе за счет автоматизации процессов.

Кроме того, отмечена необходимость обеспечения:

  • исключительно целевого характера бюджетных ресурсов, предоставляемых в качестве бюджетных обязательств, а также мер поддержки;
  • вывода «из тени» доходов от нелегальной и «полулегальной» занятости.

Следует отметить, что в качестве эффективного инструмента, планируемого к использованию при реализации соответствующих мероприятий, всеми участниками дискуссии отмечены широкие возможности и результативность работы с большими данными и использования технологий искусственного интеллекта.

В ходе форума проведены отдельные сессии, на которых рассматривались:

1) региональные аспекты в разрезе отдельных направлений деятельности, включая такие как:

2) вопросы цифровизации, включая развитие системы «Электронный бюджет», в том числе следующей тематики:

Трансляции всех проведенных дискуссий можно прослушать здесь.

Источник:
Официальный сайт МФФ-2025


Обновлен порядок санкционирования отдельных расходов БУ, АУ, имеющих лицевые счета в ТОФК

Минюст России зарегистрировал приказ Минфина России от 07.05.2025 № 53н, который утверждает обновленный Порядок санкционирования расходов бюджетных и автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Напомним, что речь идет о расходах, финансируемых за счет субсидий на иные цели и субсидий на капвложения и приобретение недвижимости в государственную (муниципальную) собственность.

Положения документа существенно переработаны в том числе с учетом осуществления межведомственного взаимодействия с использованием системы «Электронный бюджет» (при отсутствии технической возможности на данном этапе сохраняется возможность передачи данных на бумажном и машинном носителях).

Приказ Минфина России от 13.12.2017 № 226н, регулирующий аналогичные положения, а также ряд иных актов признаются утратившими силу.

Документ вступает в силу с 26.09.2025.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
15.09.2025 


Актуализирован классификатор нарушений участников казначейского сопровождения

Минюст России завершил регистрацию приказа Минфина России от 23.06.2025 № 76н, который утверждает актуальную редакцию Порядка формирования и ведения классификатора признаков финансовых нарушений участников казначейского сопровождения (далее – Порядок).

Документ существенно изменен, в том числе:

  • уточнено наименование приложения к Порядку:
    • Наименование Приложения к Порядку

      Было (в ред. приказа № 203н)

      Стало (в ред. приказа № 76н)

      Наименования признаков финансовых нарушений и мер реагирования

      Признаки финансовых нарушений участников казначейского сопровождения

       

      • минимизированы и скорректированы нормы, регулирующие общие положения;
      • изменено содержание Приложения к порядку (исключены сведения о мерах реагирования).

      Перечень признаков нарушений структурирован в разрезе двух блоков:

      • I. Предупреждение (информирование) о признаках финансовых нарушений участников казначейского сопровождения при открытии лицевых счетов участникам казначейского сопровождения или при осуществлении операций на лицевых счетах участников казначейского сопровождения;
      • II. Приостановление операций на лицевом счете участника казначейского сопровождения.

      Приказ Минфина России от 01.12.2021 № 203н, утверждающий аналогичный порядок, а также изменяющие его акты признаются утратившими силу.

      Новации применяются с 28.09.2025.

      Источник публикации:
      Официальный интернет-портал правовой информации

      Дата публикации:
      17.09.2026


      Опубликован Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования (2024)

      На сайте Минфина России опубликован доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования (ИБ) в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

      Доклад содержит материалы, отражающие 10-летнюю историю развития механизма ИБ в регионах как механизма, прошедшего трансформацию:

      • от инструмента повышения открытости бюджета и эффективности бюджетных расходов,
      • до «устойчивой социальной технологии», способствующей вовлечению граждан в систему государственного и муниципального управления.

      Отмечается, в частности, что к настоящему времени в рамках практик ИБ реализовано свыше 217 тысяч проектов на общую сумму более 300 млрд рублей. Число граждан-благополучателей проектов ИБ составляет порядка одной трети населения Российской Федерации.

      Доклад отражает специфику деятельности как субъектов РФ, так и муниципальных образований с описанием наиболее успешных примеров реализации проектов ИБ. Кроме того, описаны результаты анализа специфики работы по отдельным направлениям, включая такие как:

      • школьное инициативное бюджетирование;
      • студенческое ИБ;
      • молодежное ИБ.

      Также приведены сведения, характеризующие инфраструктуру сопровождения инициативного бюджетирования (перечень проектных центров в разрезе субъектов РФ и муниципальных образований).

      Источник публикации:
      Минфин России / Документы

      Дата публикации:
      09.09.2026 


      Скорректирована методика расчета платы за аренду земельных участков, расположенных в границах ОЭЗ

      Прошел регистрацию в Минюсте России приказ Минэкономразвития России от 18.06.2025 № 402, который предусматривает внесение изменений в методику расчета арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах особой экономической зоны (ОЭЗ), утвержденную приказом ведомства от 27.05.2024 № 313.

      Напомним, что ОЭЗ – один из наиболее масштабных государственных проектов по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности. Согласно данным Минэкономразвития России в настоящее время функционируют 59 ОЭЗ (39 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 11 туристско-рекреационных и 2 портовых). Все площадки ОЭЗ обеспечены новой современной инфраструктурой.

      В числе изменений, предусмотренных документом:

      • установление особенностей расчета арендной платы по договору аренды, заключаемому с хозяйственным обществом, в собственности которого находятся объекты инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ, предусмотренные планом обустройства и материально-технического оснащения ОЭЗ.

      Согласно документу такая арендная плата рассчитывается в порядке, установленном для расчета арендной платы по договору аренды, заключаемому с управляющей компанией в целях проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации соответствующих объектов.

      Предусмотрены и другие изменения.

      Документ вступил в силу 19.09.2025.

      Источник публикации:
      Официальный интернет-портал правовой информации

      Дата публикации:
      08.09.2026

       

      ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


      Разработан Порядок размещения информации о госфинансах в системе «Электронный бюджет»

      На рассмотрение в Минюст России направлен приказ Минфина России от 29.08.2025 № 120н, который утверждает Порядок размещения информации о государственных финансах в ГИИС УОФ «Электронный бюджет» (далее – Порядок).

      Речь идет о размещении сведений следующими организациями бюджетной сферы федерального уровня:

      • государственные органы РФ, в том числе ФОИВ;
      • территориальные органы ФОИВ;
      • федеральные государственные учреждения;
      • иные организации бюджетной сферы в части осуществляемых полномочий по ведению учета и составлению отчетности, необходимой для составления бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета.

      Закреплены полномочия участников, сроки и периодичность размещения информации.

      В числе обязательных требований установлено, что:

      • данные о государственных финансах подлежат размещению в системе «Электронный бюджет» в форме сводного документа бухгалтерского учета (документ интеграции), формируемого средствами ИС бухучета субъекта интеграции на основании данных учета за соответствующий период;
      • документ интеграции формируется и размещается Федеральным казначейством (оператор подсистемы «Учет о отчетность» системы «Электронный бюджет») в соответствии с открытым стандартом технологической интеграции данных, опубликованным оператором в ИТС Интернет по согласованию с Минфином России;
      • субъектом интеграции обеспечивается неизменность данных бухучета (данных регистров бухучета) на основании которых сформирован документ интеграции, а также идентичность таких данных этому документу;
      • данные подлежат обезличиванию субъектом интеграции до их размещения в соответствии с законодательством в области персональных данных;
      • размещение данных, содержащих сведения, составляющие гостайну, в системе «Электронный бюджет» не осуществляется.

      Предусматривается поэтапный переход к обеспечению 100% размещения данных в системе «Электронный бюджет» (2025 – 2028 гг.).

      В качестве источников данных для размещения планируется использовать следующие данные:

      1) в 2025 году – данные (по установленному перечню операций):

      а) бюджетного учета федеральных учреждений, ведение которого осуществляют:

      • ФК, его территориальные органы;
      • ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России»;

      б) бухучета ФГБУ, ФГАУ, учредителем которых является Минобрнауки России (по мере технической готовности, но не позднее 24.12.2025);

      2) в 2026, 2027 гг. – данные (по запросам, сформированным оператором согласно графику размещения данных, опубликованному на сайте оператора в сети Интернет):

      • бюджетного учета получателей средств ФБ (администраторов доходов ФБ, источников финансирования дефицита ФБ);
      • бухучета ФГБУ, ФГАУ;

      3) с 2028 г. – данные:

      а) бюджетного учета всех администраторов средств федерального бюджета;

      б) бухучета ФГБУ, ФГАУ, предоставляемых субъектами интеграции данных.

      Документ находится на рассмотрении в Минюсте России и может быть изменен.

      Источник публикации:
      Минфин России / Документы

      Дата публикации:
      15.09.2025 


      Минюст рассматривает поправки в порядок применения КОСГУ

      Минюст России рассматривает приказ Минфина России от 28.08.2025 № 117н «О внесении изменений в Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. № 209н».

      Согласно документу:

      1) в новой редакции излагается состав КОСГУ (п. 6 главы I «Общие положения»);

      2) вводятся положения, для отражения сведений в части туристического налога;

      3) уточняются положения, касающиеся отнесения операций по статьям (исключается детализация):

      • 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;
      • 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов»;

      4) отдельные строки приложения к порядку признаются утратившими силу (строки с кодами 341-349 и 441-449).

      Предусмотрены и другие изменения.

      Новую редакцию Порядка планируют применять при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 01.01.2026 года, составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности за 2026 год.

      Следует учитывать, что при регистрации документ может быть изменен.

      Источник публикации:
      Минфин России / Документы

      Дата публикации:
      19.09.2025 


      Предлагается уточнить перечень неналоговых доходов субъектов РФ

      Завершилось общественное обсуждение проекта федерального закона (ID проекта 01/05/08-25/00159782), который предусматривает уточнение норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) в части отнесения доходов к неналоговым доходам.

      Проект разработан Минэкономразвития России в целях реализации положений ранее разработанного проекта федерального закона. Соответствующим законопроектом предусматривается возложение на единый институт развития в жилищной сфере (АО «ДОМ.РФ») полномочий по исполнению функций агента в отношении объектов культурного наследия народов Российской Федерации, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальных образований (по аналогии с действующим статусом агента Российской Федерации в отношении находящихся в федеральной собственности соответствующих объектов).

      Планируется, что распространение правового режима, предусмотренного для аналогичных доходов от использования федерального имущества, на доходы, получаемые от использования объектов культурного наследия, и земельных участков, на которых такие объекты культурного наследия расположены, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальных образований, будет способствовать вовлечению неиспользуемого на региональном и муниципальном уровнях имущества в хозяйственный оборот.

      В этой связи предлагается закрепить в законодательстве норму о том, что вышеуказанные доходы не относятся к неналоговым доходам субъектов РФ и муниципалитетов. Соответствующие поправки предлагается внести в статьи БК РФ:

      • 41 «Виды доходов бюджетов» БК РФ;
      • 42 «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности» и др.

      Общественное обсуждение проекта проходило в период с 28.08.2025 по 12.09.2025.

      Источник публикации:
      Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

      Дата публикации:
      28.08.2025 


      Уточняются подходы к учету бесхозяйных недвижимых вещей

      На общественное обсуждение вынесен проект приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ID проекта 01/02/09-25/00160092), предусматривающий внесение изменений в отдельные акты Росреестра, регулирующие ведение Единого государственного реестра недвижимости и принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей (ID проекта 01/02/09-25/00160092)

      Поправки предлагается внести в приказы Росреестра, утверждающие:

      1) порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв. приказом Росреестра от 15.03.2023 № П/00861);

      2) порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости (утв. приказом Росреестра от 07.12.2023 № П/05142).

      Уточняются отдельные положения документов в части, касающейся объектов (в том числе линейных), необходимых для обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения, гидротехнических сооружений, объектов гражданской обороны.

      Дата окончания общественного обсуждения проекта – 25.09.2025.

      В этой связи обращаем внимание, что на сайте Совета Федерации размещены Рекомендации «круглого стола» на тему «Проблемы бесхозяйного имущества в Российской Федерации», который прошел в Совете Федерации в июне т.г.

      В рамках дискуссии участники «круглого стола» (сенаторы РФ, представители Минюста России, Минстроя России, Росреестра, субъектов РФ) обсудили актуальные проблемы, а также сформулировали ряд предложений, направленных на решение задачи выявления и эффективного использования бесхозяйного имущества. В числе рекомендаций Правительству РФ отмечена необходимость корректировки действующих норм законодательства, включая рассмотрение вопроса о принятии специального федерального закона «О бесхозяйном имуществе».

      Источник публикации:
      Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

      Дата публикации:
      10.09.2025

      Источник публикации:
      Совет Федерации / Комитет Совета Федерации по экономической политике / «Круглые столы»

      Дата публикации:
      24.07.2025

    Свежий контент раз
    в неделю
    Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
    с новыми публикациями