Top.Mail.Ru
Тема недели: «Бюджетный пакет» законов подписан Президентом
/ Экспертный контент
Тема недели: «Бюджетный пакет» законов подписан Президентом
Время чтения: 8 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Обзор законодательства за период с 24 ноября по 07 декабря 2025 года


  

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


Утверждены закон о федеральном бюджете на 2026 – 2028 гг. и особенности его исполнения

В конце ноября т.г. подписан закон о федеральном бюджете (подробности см. здесь), а также ряд федеральных законов, входящих в т.н. «бюджетный пакет». В их числе – Федеральный закон от 28.11.2025 № 431-ФЗ, устанавливающий особенности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2026 году.

Документ вносит поправки в 11 федеральных законов, при этом:

1) установлен предельный срок принятия решений об использовании средств федерального бюджета, зарезервированных на реализацию нацпроектов (не позднее 01.04.2026);

2) продлено действие отдельных норм Федерального закона от 29.10.2024 № 367-ФЗ, который регулирует особенности исполнения бюджетов в текущем году, в том числе в части:

  • запрета предоставления из федерального бюджета субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам, имеющим задолженности перед Российской Федерацией;
  • оперативного направления бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации приоритетных мероприятий и перераспределения бюджетных ассигнований федерального бюджета;
  • межбюджетных отношений;
  • казначейского обслуживания и казначейского сопровождения в целях повышения ликвидности единого казначейского счета (в т.ч. субсидии организациям, не подлежащим казначейскому сопровождению, будут перечисляться на счета, открытые в органах Федерального казначейства);
  • долговой политики (в 2026 – 2030 гг. в установленных случаях Правительство РФ сможет списать 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам, сложившейся на 01.03.2024) и др.;

3) установлены иные особенности исполнения бюджетов, включая нормы, предусматривающие:

  • возможность размещения в ГИС ГМП информации, необходимой для уплаты платежей за выполнение работ, оказание услуг федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями (в случае принятия соответствующего решения);
  • введение дополнительных оснований для непризнания невыполненным гос (мун) задания в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей, характеризующих качество и (или) объем оказываемых гос (мун) услуг (выполняемых работ);

4) предусмотрены дополнительные основания корректировки сводной бюджетной росписи без внесения изменений в Закон о бюджете;

5) продлено и приостановлено действие отдельных норм бюджетного законодательства, сроки действия которых истекают в плановом периоде.

Документ действует с 28.11.2025 (за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу).

Источник:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
28.11.2025 


Внесены поправки в Бюджетный кодекс РФ

Федеральным законом от 28.11.2025 № 432-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Документ содержит нормы, которые учитывались при прогнозировании бюджетов на период 2026 – 2028 годов, и предусматривает:

  • корректировку налоговых и неналоговых доходов бюджетов и нормативов зачисления в бюджеты денежных средств от уплаты отдельных платежей (НДПИ, налог на игорный бизнес, технологический сбор, штрафы за нарушение ПДД и правил эксплуатации ТС и др.);
  • предоставление права субъектам РФ (муниципальным образованиям) по установлению случаев осуществления казначейского обслуживания операций со средствами, предоставляемыми из бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;
  • расширение сферы казначейского сопровождения на гранты, финансируемые за счет субсидий, которые подлежат такому сопровождению (бюджетные инвестиции);
  • введение положений о введении дополнительного метода осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля («контрольный мониторинг»): метод основан на добровольном соглашении о взаимодействии объектов контроля и Федерального казначейства в целях предупреждения нарушений и упрощения последующих проверок, соответствующий контроль проводится в электронной форме с использованием информационных систем в порядке и случаях, которые установлены Правительством РФ.

Скорректирован порядок межбюджетных отношений и перераспределения ассигнований, в том числе расширены возможности использования ГИИС УОФ «Электронный бюджет». Внесены и другие изменения.

Документ вступил в силу со дня его официального опубликования (28.11.2025), за исключением отдельных положений, для которых установлены более поздние сроки вступления их в силу (01.01.2026, 01.07.2026, 01.01.2027, 01.09.2027).

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
28.11.2025 


Скорректированы нормы Налогового кодекса РФ

Федеральным законом от 28.11.2025 № 425-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Поправки разработаны в рамках актуализации основных направлений налоговой политики и предусматривают существенные корректировки, в том числе:

  • изменение элементов налогообложения по федеральным, региональным и местным налогам (НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на игорный бизнес, имущественные налоги, туристический налог, специальные налоговые режимы и др.) и страховым взносам;
  • уточнение отдельных процессов налогового администрирования.

Документ предусматривает ряд новых льгот для граждан (НДФЛ: социальный налоговый вычет за оплату спортивных занятий родителям; освобождение доходов участников программы «Земский тренер» в виде единовременной компенсационной выплаты и др.; имущественные налоги: освобождение физлиц от уплаты земельного налога и налога на имущество по объектам, расположенным на территории, где введены режимы ЧП, ЧС, КТО, предусматривающие временное отселение жителей и др.; адресная помощь семьям с детьми, а также участникам СВО и их близким родственникам). Предусмотрены и другие поправки. Так с обзором изменений, касающихся ИТ-отрасли, можно ознакомиться здесь.

Следует отметить, что в ходе обсуждения и принятия документа изменена позиция в отношении отдельных новаций, предлагаемых при внесении законопроекта. В частности, правило переноса срока уплаты налогов сохранено прежним: при совпадении срока с выходным или нерабочим праздником налог должен быть уплачен в рабочий день, следующий за выходным/праздничным днем.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
28.11.2025 


Утверждена национальная модель целевых условий ведения бизнеса: региональный аспект

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2025 № 3523-р утверждена национальная модель целевых условий ведения бизнеса до 2030 года.

Документ разработан Министерством экономического развития, Агентством стратегических инициатив совместно с деловым сообществом и представляет собой 11 «дорожных карт», включающих 280 мероприятий, направленных на достижение 40 целевых показателей, в том числе по таким направлениям, как:

  • регистрация бизнеса и налогообложение;
  • недвижимость;
  • энергетическая, коммунальная инфраструктура;
  • трудовые нормы;
  • финансовые услуги;
  • инновации и патенты;
  • конкуренция и др.

Целью реализации соответствующих мероприятий является:

а) достижение Российской Федерацией к 2030 году позиции не ниже 20-го места в рейтинге стран-лидеров в соответствии с методикой ведущего мирового исследования по условиям ведения бизнеса;

б) обеспечение равных условий ведения бизнеса и инвестиционной деятельности во всех субъектах РФ.

Национальная модель предусматривает два уровня ее реализации: федеральный и региональный.

Согласно документу региональный уровень включает:

  • ключевые показатели эффективности реализации национальной модели на региональном уровне, утверждаемые Правительством РФ;
  • планы мероприятий («дорожные карты»), утверждаемые высшими должностными лицами субъектов РФ.

На текущий момент приложением «Ключевые показатели эффективности реализации национальной модели целевых условий ведения бизнеса до 2030 года на региональном уровне» к документу установлены целевые значения для 24 показателей, в числе которых:

  • среднее время получения в аренду земельных участков (без проведения торгов и с проведением торгов);
  • среднее количество процедур для получения в аренду земельных участков (без проведения торгов и с проведением торгов);
  • среднее время регистрации прав собственности;
  • среднее время постановки на кадастровый учет;
  • среднее количество процедур, необходимых для постановки на кадастровый учет и др.

Документом предусмотрено проведение ежеквартального мониторинга реализации соответствующих мероприятий с участием экспертов и представителей бизнеса и представлением доклада в Правительство РФ (отв. – Минэкономразвития России).

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
01.12.2025 


Актуализированы правила определения арендной платы за земли гос (мун) собственности

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2025 № 1974 внесены изменения в отдельные акты Правительства Российской Федерации, регулирующие определение арендной платы при аренде земельных участков без проведения торгов, а именно в постановления Правительства Российской Федерации:

  • от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации»;
  • от 29.04.2006 № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги».

Поправки внесены в целях реализации норм Федерального закона от 08.08.2024 № 321-ФЗ, устанавливающих требования по определению арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на основании кадастровой стоимости земельного участка (в установленных случаях) и в том числе:

  • предусматривают уточнение отдельных актов, регламентирующих порядок определения арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в целях их синхронизации;
  • уточняют размер и порядок определения арендной платы, в том числе по договорам субаренды в целях соотнесения их с размером и порядком определения платы по договорам аренды.

Предусмотрены и другие изменения, в том числе ряд документов признан утратившим силу.

Новации подлежат применению с 01.01.2026.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
02.12.2025 


Разъяснен единый порядок признания административных штрафов безнадёжными к взысканию

В открытом доступе опубликовано письмо Минфина России от 26.11.2025 № 23-01-12/114892, разъясняющее порядок признания неуплаченных административных штрафов безнадёжными к взысканию.

Письмо отражает совместно выработанную позицию Минфина России и Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) применительно к ситуации, когда отсутствует вынесенное судьей постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

Разъяснено, в частности, что поводом для прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа ввиду истечения срока давности его исполнения может служить соответствующее заявление (ходатайство) заинтересованного лица, представленное в суд.

Разъяснения адресованы:

  • главным администраторам (администраторам) доходов бюджета;
  • финансовым органам субъектов РФ.

К письму прилагается разъяснение ВС РФ «для принятия к руководству и использования в работе».

Источник публикации:
Телеграм-канал «Майский указ»

Дата публикации:
03.12.2025 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Предлагается унифицировать регулирование инвестиционной деятельности

Госдумой принят к рассмотрению проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (законопроект № 1081975-8). Проект внесен Правительством РФ и разработан в целях:

  • обеспечения единого подхода в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях к развитию инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капвложений;
  • содействия развитию инструментов поиска, информационной поддержки и сопровождения инвесторов.

Исходя из достигнутых результатов при реализации действующих норм законодательства и внедрении «Регионального инвестиционного стандарта», проектом предлагается дополнить формы и методы регулирования инвестиционной деятельности, в том числе установить полномочия регионов по:

  • утверждению инвестиционных деклараций;
  • определению специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, включая финансирование их деятельности;
  • созданию инвестиционных комитетов регионов;
  • формированию механизма обратной связи с субъектами инвестиционной деятельности.

Федеральный закон № 39-ФЗ предлагается также дополнить новыми статьями, в том числе:

1) статьей 11.1, которая закрепляет:

  • принципы создания и реализации благоприятных условий для развития ИД;
  • полномочия Правительства РФ по определению полномочий ФОИВ в части создания условий для развития ИД, включая закрепление соответствующих показателей эффективности;
  • особенности деятельности региональных специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, а также инвестиционных комитетов;
  • особенности утверждения инвестиционных деклараций в регионах и формирования механизма обратной связи с субъектами ИД;
  • полномочия регионов по обеспечению улучшения условий реализации инвестиционных проектов через сокращение сроков и изменение порядков административных процедур;
  • обязательность ведения мониторинга реализации мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для развития ИД, и наделение соответствующими полномочиями органов госвласти РФ, субъектов РФ, общественных объединений предпринимателей и др.;

2) статьей 19.1, которая учитывает специфику деятельности на уровне муниципальных образований и закрепляет:

  • возможность утверждения инвестиционных профилей муниципальных образований, определяющих основы благоприятных условий для развития ИД;
  • полномочия муниципальных образований по назначению инвестиционных уполномоченных, ответственных за взаимодействие с субъектами ИД и создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития ИД.

Согласно проекту реализация предлагаемых изменений потребует принятия новых документов, в том числе:

1) постановления Правительства РФ, устанавливающего единые подходы к проведению субъектами РФ мониторинга результатов деятельности по созданию благоприятных условий для развития ИД;

2) ведомственных актов Минэкономразвития России, утверждающих Методические указания по отдельным направлениям деятельности органов власти различных уровней (см. таблицу ниже):

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Методические указания (проект) по:

-      структуре инвестиционных деклараций субъектов РФ

-      формированию и осуществлению деятельности инвестиционных комитетов субъектов РФ

-      формированию и реализации механизма обратной связи с субъектами инвестиционной деятельности

-      утверждению инвестиционных профилей муниципальных образований и структуре инвестиционных профилей муниципальных образований

-      осуществлению деятельности инвестиционных уполномоченных муниципальных образований

 

Новации планируется ввести в действие в течение 210 дней со дня официального опубликования соответствующего документа.

Источник публикации:
Госдума / Система обеспечения законодательной деятельности / Главная / Объекты законотворчества / Законопроект № 1081975-8

Дата публикации:
27.11.2025 


Разработаны правила использования земель сельхозназначения в границах особо охраняемых территорий

Госдумой принят к рассмотрению проект федерального закона, который предусматривает внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы перевода земель различных категорий, включаемых в границы создаваемых или расширяемых особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ), в земли особо охраняемых территорий и объектов (законопроект № 1083346-8).

Основные новации касаются земель федерального значения и предусматривают введение упрощенного порядка их отнесения к землям ООПТ. Предлагается, в частности, установить нормы, согласно которым создание или расширение особо охраняемых природных территорий федерального значения является переводом земель и земельных участков, полностью расположенных в границах таких особо охраняемых природных территорий, из других категорий земель в земли особо охраняемых территорий и объектов.

При этом проект предусматривает определенные исключения из этого правила. В частности, порядок упрощенного перевода или отнесения земель к землям ООПТ не будет распространяться:

  • на земли и земельные участки, расположенные в границах населенного пункта;
  • земельные участки, которые предоставлены на дату создания или расширения ООПТ гражданам, юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление такими ООПТ, и (или) на которых расположены принадлежащие таким гражданам, юридическим лицам объекты недвижимости;
  • земли сельскохозяйственных угодий и земельные участки из таких земель, которые включаются в границы ООПТ без изъятия у правообладателей и (или) с сохранением возможности осуществления сельскохозяйственного производства.

Соответствующие поправки предлагается внести в федеральные законы:

  • от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
  • от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;
  • от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Следует отметить, что в отношении земельных участков в границах ООПТ регионального и местного значения упрощенный порядок перевода или отнесения к землям особо охраняемых территорий и объектов не предусматривается (при необходимости перевод может быть осуществлен в рамках норм, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»). Проектом предусмотрен ряд уточнений, обусловленных необходимостью исполнения отдельных решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в части земель сельскохозяйственных угодий и земельных участков из таких земель.

Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на:

  • «упорядочение земельно-имущественных отношений в границах ООПТ, сокращение избыточных административных процедур и сроков осуществления необходимых мероприятий, связанных с их созданием, и обеспечение полноценного режима особой охраны таких территорий».

Новации планируется ввести в действие с 01.01.2027.

На дату подготовки дайджеста дата рассмотрения проекта Госдумой не определена, проект находится на рассмотрении в профильных комитетах.

Источник публикации:
Госдума / Система обеспечения законодательной деятельности / Главная / Объекты законотворчества / Законопроект № 1081975-8

Дата публикации:
29.11.2025 


Уточняются отдельные виды ответственности в отношении должностных лиц органов власти и учреждений: поправки в КоАП

На рассмотрении в Госдуме находится ряд законопроектов, которые предусматривают корректировку норм Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), регулирующих отдельные меры ответственности в отношении должностных лиц органов власти и государственных (муниципальных) учреждений, а именно:

1) законопроект № 1026199-8, который, в частности, предусматривает:

а) усиление административной ответственности за несоблюдение бюджетного законодательства, в том числе при установлении:

  • нарушения порядков предоставления средств из бюджетов, а также нарушения норм правовых актов при предоставлении указанных средств, не относящихся к условиям их предоставления;

б) уточнение действующих мер ответственности за:

  • искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, если такое искажение было допущено в результате ненадлежащего документального оформления первичными учетными документами фактов хозяйственной жизни и (или) непередачи (несвоевременной) передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета (уточнение перечня лиц, на которых возлагается соответствующая ответственность и др.);

в) введение административной ответственности за:

  • неразмещение и (или) нарушение порядка размещения документов (информации) о деятельности государственных (муниципальных) учреждений;
  • нарушение сроков размещения документов (информации) в ГИС «Официальный сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет».

Предусмотрены и другие изменения, в том числе в части уточнения порядка исполнения отдельных полномочий. Так, проектом предлагается:

  • наделить полномочиями по рассмотрению дел по всем административным правонарушениям от имени исполнительного органа субъекта РФ, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, руководителей структурных подразделений исполнительного органа субъекта РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместителей.

Законопроект принят Госдумой в первом чтении 02.12.2025, поправки принимаются в срок до 16.12.2025.

2) законопроект № 1081976-8, который, в частности, предусматривает:

  • введение административной ответственности в виде безальтернативной дисквалификации для должностных лиц органов регулирования, которые систематически (три и более раза в течение года) не выполнили законные решения (предписания) ФАС России.

Речь идет об ответственности должностных лиц исполнительных органов субъектов РФ в сфере тарифного регулирования.

На дату подготовки дайджеста дата рассмотрения проекта Госдумой не определена, проект находится на рассмотрении в профильных комитетах.

Источник публикации:
Госдума / Система обеспечения законодательной деятельности / Главная / Объекты законотворчества / Законопроект № 1026199-8

Дата публикации:
02.12.2025

Источник публикации:
Госдума / Система обеспечения законодательной деятельности / Главная / Объекты законотворчества / Законопроект № 1081976-8

Дата публикации:
27.11.2025

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями