Тема месяца: Разработаны дополнительные меры по обеспечению защиты информации и информационной безопасности ГИС
Время чтения: 7 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Обзор новаций в сфере цифровизации за февраль 2025 года (28.02.2025)


  

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

ЗНАЧИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В IТ-ОТРАСЛИ

 

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


Опубликованы новые поручения, устанавливающие дополнительные задачи в ИТ-сфере

В начале февраля опубликованы перечни поручений Президента России по итогам отдельных встреч и мероприятий, состоявшихся в декабре 2024 года, а также в текущем году, в том числе:

 

1) поручение Президента России по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, которое состоялось 10 декабря 2024 года (Пр-248 от 08.02.2025).

Перечень содержит 18 поручений, в их числе поручение в адрес Минцифры России:

  • в срок 01.07.2025 представить предложения об адаптации российских программ для электронных вычислительных машин и российских информационных ресурсов к использованию лицами с ограниченными возможностями здоровья (Пр-248, п. 9);

 

2) поручение Президента России по итогам совещания с членами Правительства, посвящённого совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, которое было проведено 23.01.2025 (Пр-285).

В числе поручений – поручение Правительству РФ (Пр-285, п. 4):

  • в срок 01.06.2025 представить предложения по развитию дистанционного взаимодействия государственных органов и организаций при проведении профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

 

На сайте Правительства Российской Федерации опубликована информация о содержании поручений премьер-министра по итогам отдельных совещаний, проведенных в конце 2024 года, в том числе в части:

1) поручения председателя Правительства РФ по итогам стратегической сессии о технологическом лидерстве, которая состоялась 03 декабря 2024 года.

Напомним, что в рамках сессии было отмечено, что реализация национальных проектов по обеспечению технологического лидерства будет осуществляться на основании единой методологии и единой системы координации, в том числе с учетом положений Федерального закона от 28.12.2024 № 523-ФЗ «О технологической политике» (подробности см. здесь).

В числе поручений, в частности, предусмотрены поручения о необходимости:

а) в срок до 20.03.2025:

  • обеспечить рассмотрение кураторами национальных проектов вопросов, связанных с включением в их паспорта дополнительных требований и положений, содержащихся в ранее принятых программных и стратегических документах (ответственные – Минэкономразвития, Минфин, Минпромторг, Минсельхоз, Минздрав, госкорпорация «Роскосмос», Российская академия наук и другие министерства и организации, ответственные за реализацию нацпроектов по технологическому лидерству);
  • обеспечить согласование с кураторами нацпроектов и научно-техническим советом Комиссии по научно-технологическому развитию, а также последующее утверждение методики расчёта комплексного индекса технологической независимости (Минэкономразвития России);

б) в срок до 20.04.2025 – проработать предложения по установлению особенностей исполнения национальных проектов по обеспечению технологического лидерства, включая требования к системе управления реализацией карт технологической кооперации, предусматривающие описание:

  • производственно-технологических процессов;
  • критических технологий и их разработчиков.

Ответственные исполнители: Минэкономразвития, иные министерства и организации (в рамках компетенции), Российская академия наук.

2) поручения Правительства РФ по итогам стратегической сессии, посвящённой сохранению объектов культурного наследия, которая состоялась 03 декабря 2024 года.

Перечень, в частности, включает поручение о необходимости:

а) разработки до 31.03.2025 (ответственные: Минкультуры, Минцифры, Росреестр и АО «ДОМ.РФ»):

  • «дорожной карты» по доработке единого государственного реестра объектов культурного наследия народов России, в том числе с учётом необходимости перехода на единую цифровую платформу «ГосТех» (с представлением отдельного доклада);
  • плана мероприятий по развитию информационного взаимодействия реестра и Национальной системы пространственных данных, в том числе в части «встраивания в неё картографического компонента и ведения специализированных слоёв пространственных данных по объектам культурного наследия»;

б) к 01.07.2025:

  • нормативного урегулирования вопросов функционирования информационной платформы для сопровождения инвесторов, участвующих в мероприятиях по сохранению объектов культурного наследия.

При этом в функционале платформы должны быть предусмотрены:

  • механизм сопровождения инвесторов, участвующих в мероприятиях по сохранению объектов культурного наследия;
  • возможность мониторинга и контроля за проведением соответствующих мероприятий.

Напомним, что в ходе стратегической сессии отмечено, что «на сегодняшний день в России насчитывается порядка 160 тыс. объектов культурного наследия».

1. Источник публикации:
Президент России / Документы / Поручения

Дата публикации:
07.02.2025

2. Источник публикации:
Президент России / Документы / Поручения

Дата публикации:
12.02.2025

3. Источник публикации:
Правительство Российской Федерации / Новости

Дата публикации:
10.02.2025

4. Источник публикации:
Правительство Российской Федерации / Новости

Дата публикации:
11.02.2025


У пользователей ФГИС ЕСИА и ЕПГУ появились новые возможности

В начале февраля т.г. скорректирован ряд действующих нормативных правовых актов Правительства РФ. Реализация отдельных новаций расширяет возможности пользователей ФГИС ЕСИА и ЕПГУ.

В частности:

1) постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2025 № 75 внесены изменения в Правила использования ФГИС ЕСИА, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 584.

Положения действующих Правил дополнены новым положением, согласно которому подсистема платформы согласий теперь обеспечивает возможность давать и отзывать согласия на совершение значимых действий в целях их обработки между присоединенными к единой системе информационными системами:

  • кредитных организаций;
  • страховых организаций;
  • микрофинансовых организаций;
  • операторов финансовых платформ, брокеров, депозитариев и операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.

Новации, расширяющие функционал платформы согласий ЕСИА, вступают в силу с 01.07.2025. Планируется, что их реализация позволит юридическим и физическим лицам, подтвердившим на Госуслугах согласие на информационный обмен, получать услуги банков, брокеров, страховых и других компаний без дополнительного подтверждения сведений.

Согласно документу в срок не позднее 01.04.2025 Минцифры России совместно с ЦБ РФ поручено разработать и разместить на официальном сайте ведомства единую методологию информационного взаимодействия между подсистемой платформы по управлению согласиями, входящей в состав ФГИС ЕСИА, и присоединенными информационными системами соответствующих организаций.

 

2) постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2025 № 105 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2021 № 2371, которое устанавливает правила проведения эксперимента по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства.

В документ внесены дополнения, согласно которым пользователи ФГИС ЕПГУ, выразившие согласие на получение сведений, будут получать от оператора ИС информационные сообщения:

  • о действиях, необходимых для реализации жизненных ситуаций, связанных с началом ведения предпринимательской деятельности.

Кроме того, полномочия Минэкономразвития России дополнены положениями, регулирующими представление отчетности в Правительство РФ о ходе и результатах соответствующего эксперимента. В частности, ведомство обязано обеспечить:

  • ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным, представление информации о промежуточных результатах эксперимента;
  • ежегодно, не позднее 1 марта – представление ежегодной итоговой информации.

Окончательная информация о результатах эксперимента должна быть представлена в Правительство РФ не позднее 1 апреля 2031 года.

Предусмотрены и другие изменения.

 

В этой связи обращаем внимание, что на сайте Минцифры России опубликовано информационное сообщение о реализации механизма упрощенной биометрии для защиты учётной записи на Госуслугах. Ведомство разъясняет, что теперь для доступа в личный кабинет пользователя по биометрии достаточно скачать специальное приложение и сфотографироваться (ранее это было возможно при личной явке в банк или с помощью загранпаспорта).

После активации данной функции вход в ЛК будет возможен только с использованием зарегистрированных биометрических данных, что, как ожидается, сократит вероятность несанкционированного доступа к личной информации.

Напомним, что в соответствии с действующим законодательством, биометрия может использоваться в добровольном порядке. Особенности работы с биометрическими данными регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», в том числе установлено, что их обработка должна соответствовать принципам законности, минимизации и защиты конфиденциальной информации.

1. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
07.02.2025

2. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
05.02.2025


Актуализирована методика расчета показателя «Цифровая зрелость»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2025 № 58 утверждены методики расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ и деятельности исполнительных органов субъектов РФ, в том числе применительно к показателю:

  • «Цифровая зрелость» государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования».

Как и ранее, показатель рассчитывается Минцифры России по согласованию с комиссией Госсовета. Однако, теперь плановые значения показателя рассчитываются с учетом согласования комиссией Госсовета по направлению «Экономика данных» (ранее – по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика»).

Установлено, что плановое значение показателя на 2030 год определяется на уровне 100 процентов для каждого из субъектов РФ, что подразумевает полное достижение плановых значений на 2030 год для каждого из индикаторов, характеризующих:

  • «цифровую зрелость» гос (мун) управления;
  • «цифровую зрелость» каждой из ключевых отраслей экономики и социальной сферы.

Изменена формула расчета показателя, а также исходные данные. Так, теперь при первичном расчете плановых значений показателя за базовые принимаются значения, рассчитанные по итогам I квартала 2025 г.

Документ вступает в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (на дату подготовки настоящего дайджеста – не опубликован на официальном интернет-портале правовой информации).

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2021 № 542, регулирующее аналогичные вопросы, утрачивает силу.


Продолжается цифровая трансформация рынка труда

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2025 № 138 утвержден обновленный справочник профессий, содержащий информацию о востребованных на рынке труда в Российской Федерации перспективных и новых профессиях (далее – справочник).

Справочник формируется Федеральной службой по труду и занятости с использованием единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» на основе:

  • прогноза потребности экономики в кадрах (методика расчета утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 2461-р);
  • данных о востребованных на рынке труда в Российской Федерации перспективных и новых профессиях (представляются ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России).

Координацию работы по формированию справочника осуществляет Минтруд России во взаимодействии, с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации.

Начало действия документа – 15.02.2025.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2017 № 590 «О формировании, ведении и об актуализации государственного информационного ресурса «Справочник профессий» утратило силу.

Следует отметить, что цифровизация экономики повлекла не только изменение структуры занятости, но и принципиально изменила подходы к оценке спроса на трудовые ресурсы, включая особенности регулирования образовательных и профессиональных траекторий развития. В частности, куратором нацпроекта «Кадры» на форуме «Кадры» в рамках Недели российского бизнеса, организованной Российским союзом промышленников и предпринимателей, отмечено следующее:

  • «За последние несколько лет на рынке труда произошли кардинальные изменения. Демография, рост трудоёмких отраслей, сложившаяся производительность труда существенно повлияли на трансформацию рынка труда и формирование его новой модели...Ответы на эти вызовы невозможно найти только лишь в системе образования, занятости или на стороне бизнеса».

Сложившиеся тенденции явились основными предпосылками для разработки нового нацпроекта. В результате его реализации, как отмечено в ходе представления нацпроекта «Кадры» Комитету Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов: «...будет создана новая модель управления кадровым обеспечением страны, которая позволит увеличить к 2030 году темп сокращения дефицита кадров за счёт увеличения занятости на 3,4%».

 

В этой связи обращаем внимание, что в феврале т.г. Минюстом России завершена регистрация целого ряда нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих применение новых форматов управления в сфере труда, включая изменения, внесенные Федеральным законом от 12.12.2023 № 565-ФЗ («новый» закон о занятости).

Одной из ключевых новаций, предусмотренных обновленными Стандартами, которые регулируют процессы осуществления полномочий в сфере занятости населения, является возможность использования сведений, автоматически формируемых на единой цифровой платформе «Работа в России»,  что позволяет обеспечить оперативное получение объективных сведений для принятия соответствующих управленческих решений. Сводная таблица, содержащая сведения о перечне и реквизитах обновленных Стандартов, опубликованных в феврале т.г., размещена здесь.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
15.02.2025


Утверждены параметры эксперимента по добровольному подтверждению компетенций для программистов

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2025 № 130 определены условия и порядок проведения эксперимента по предоставлению разработчикам программного обеспечения возможности добровольного подтверждения компетенций.

Согласно документу в период с 14.02.2025 по 31.12.2026 года будет проведен эксперимент:

  • по предоставлению на добровольной и безвозмездной основе разработчикам ПО специального инструмента для подтверждения ИТ-компетенций с возможностью получения сертификата, подтверждающего знания и навыки.

Принять участие в эксперименте смогут разработчики независимо от уровня образования. Сертификат будет действовать один год и направляться в личный кабинет на портале Госуслуг.

Доступ к платформе подтверждения компетенций планируется обеспечить, начиная с 31 мая 2025 года.

Компании-работодатели, образовательные учреждения и другие организации, добровольно присоединившиеся к эксперименту, получат возможность выбрать специалиста с нужными навыками, а также оценить уровень профессионализма действующих сотрудников.

Минцифры России как координатору хода эксперимента поручено обеспечить:

  • разработку и утверждение плана мероприятий («дорожной карты») по проведению эксперимента;
  • информирование граждан о работодателях, участвующих в эксперименте;
  • формирование и представление в Правительство РФ доклада о результатах проведения эксперимента (в срок до 29.01.2027).

Полномочия по определению оператора платформы подтверждения ИТ-компетенций возложены на президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию (отбор до 31.03.2025).

Одной из целей эксперимента является получение сведений о количестве разработчиков программного обеспечения с подтвержденными ИТ-компетенциями с учетом их востребованности на рынке труда в Российской Федерации. Отчет по результатам эксперимента подлежит согласованию с Минтрудом России. Кроме того, Минтруду России поручено учитывать результаты эксперимента в работе по актуализации профессиональных стандартов, а также в разработке квалификационных характеристик.

Документ вступил в силу 14.02.2025.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
13.02.2025

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Предлагается усилить ответственность за нарушение требований о защите информации, содержащейся в ИС

Госдумой принят к рассмотрению проект федерального закона (законопроект № 835235-8), предусматривающий внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) в целях усиления мер ответственности за нарушение требований о защите информации.

Проект внесен Правительством РФ (разработчик – ФСТЭК) и предусматривает повышение размеров штрафов для граждан, должностных лиц и организаций за несоблюдение конфиденциальности информационных систем. Отдельные виды штрафов предлагается увеличить в два-четыре раза, а в отдельных случаях – до 25 раз.

Так, например, предлагается за использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей гостайну), предусмотреть наложение административного штрафа в следующих размерах:

  • на граждан – в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой (в действующей редакции КоАП: от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб.);
  • на должностных лиц – от 10 тыс. до 50 тыс. рублей (действующий размер – от 2,5 тыс. до 3 тыс. руб.);
  • на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой (действующий размер – от 20 тыс. до 25 тыс. руб.).

Кроме того, предлагается скорректировать размеры штрафов за нарушение требований о защите информации, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также реализовать аналогичные меры в отношении информации, составляющей гостайну.

Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, предлагаемые изменения обусловлены неудовлетворительным состоянием в соответствующей сфере. В частности, указано, что «Результаты контроля состояния технической защиты информации, проведенного ФСТЭК России в 2019 – 2024 годах в государственных органах и организациях, показали, что более 73 процентов выявленных нарушений требований о защите информации связаны с непринятием технических мер и наличием недостатков (слабостей) в системах защиты информационных систем государственных органов и организаций».

Согласно карточке проекта в настоящее время законопроект находится на рассмотрении в комитетах Госдумы (дата рассмотрения проекта Госдумой на момент написания дайджеста не определена).

Источник публикации:
Госдума / Система обеспечения законодательной деятельности / Главная / Объекты законотворчества / Законопроект № 835235-8

Дата публикации:
06.02.2025


Уточняются правила ИТ-аккредитации

На общественное обсуждение вынесен проект постановления Правительства Российской Федерации (ID проекта 02/07/02-25/00154642), который предусматривает корректировку порядка государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Предлагается внести изменения в действующее постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 № 1729 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий», в частности:

1) установить дополнительные основания (критерии) для аккредитации, в том числе в части:

  • иностранного участия (доля иностранного участия в желающей получить аккредитацию компании не должна превышать 50%);
  • участия ИТ-компаний в подготовке ИТ-кадров в установленных случаях: получение налоговых льгот, доход от реализации за год, предшествующий году проведения плановой процедуры подтверждения, по налогу на прибыль организаций – не менее 1 млрд рублей, средняя численность работников – не менее 100 человек (вводится обязательство для аккредитованных организаций при прохождении плановой процедуры подтверждения государственной аккредитации, подтверждать наличие не менее одного соглашения между организацией и образовательной организацией высшего образования об участии ‎в реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ по специальностям ‎и направлениям подготовки высшего образования в области ИТ, перечень которых устанавливается Правительством РФ);

2) установить особенности для организаций, которые только выходят на рынок информационных технологий (преференции при проведении внеочередной проверки и плановой процедуры подтверждения на предмет соответствия критериям);

3) расширить перечень кодов основного вида экономической деятельности, в соответствии с которыми организации вправе получить государственную аккредитацию (касается, в том числе, компаний, осуществляющих деятельность в области квантовых коммуникаций, а также деятельность которых направлена на обеспечение защиты информации);

4) уточнить отдельные требования, касающиеся проведения внеочередной проверки и плановой процедуры подтверждения государственной аккредитации;

5) скорректировать понятие «доход», заменив его ‎на понятие «выручка», в целях обеспечения соответствия сопоставляемых сведений о финансовых результатах, отражаемых в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО).

Кроме того, предусматриваются изменения в части содержания сведений, содержащихся на сайте аккредитованной или претендующей на аккредитацию компании. В случае утверждения проекта в первоначальной редакции на сайте необходимо будет размещать следующие сведения:

  • наименование организации;
  • юридический и фактический адреса;
  • ИНН;
  • основной код ОКВЭД;
  • контактные данные;
  • информация о видах ИТ-деятельности в соответствии с приказом Минцифры России от 11.05.2023 № 449 «Об утверждении перечня видов деятельности в области информационных технологий».

Предусмотрены и другие изменения.

В целях реализации предложений проектом предусматриваются дополнительные поручения в адрес ФОИВ, в частности, Минцифры России планируется поручить в срок:

1) до 1 апреля 2025 г. утвердить перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, необходимых для осуществления деятельности в области информационных технологий;

2) до 1 мая 2025 г. утвердить:

  • порядок участия российских организаций в содействии обучению по основным образовательным программам по специальностям и направлениям подготовки высшего образования, необходимым для осуществления деятельности в области информационных технологий;
  • порядок оценки результатов такого участия;

3) до 31 декабря 2025 г. утвердить положение о федеральном государственном реестре стартапов.

Установленная дата окончания общественного обсуждения проекта – 13 марта 2025 года.

Комментарий ведомства о содержании предлагаемых изменений размещен на официальном сайте Минцифры России, см. здесь.

С действующими условиями и требованиями к аккредитации ИТ-компаний можно ознакомиться на сайте Минцифры России, см. здесь.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
14.02.2025


Корректируются Положения о ГИС, регулирующих электронный документооборот и нормотворчество

Минцифры России разработан и вынесен на общественное обсуждение проект постановления Правительства Российской Федерации (ID проекта 01/01/02-25/00154931), который предусматривает внесение изменений в акты, утверждающие Положения об отдельных государственных информационных системах (ГИС) в целях унификации государственного электронного документооборота и обеспечения нормотворческого процесса.

Действующее Положение об информационной системе обеспечения внутриведомственного и межведомственного документооборота и контроля исполнения поручений, в том числе с использованием облачных сервисов, далее – Положение (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 198) предлагается дополнить нормой о необходимости разработки и утверждения Концепции развития информационной системы (ответственный ФОИВ – Минцифры России). Поправки, предлагаемые к внесению Положение, как следует из пояснительной записки, направлены на устранение правовых пробелов и противоречий, а также на расширение состава функциональных подсистем системы государственного электронного документооборота.

В частности, предлагается:

1) закрепить определения основных понятий, в том числе таких, как:

  • «государственный электронный документооборот»;
  • «единое информационное пространство», «единое информационное пространство государственного электронного документооборота»;
  • «нормативно-справочная информация»;
  • «цифровой документ» и др.;

2) дополнить документ положениями, регулирующими состав и назначение функциональных подсистем информационной системы обеспечения внутриведомственного и межведомственного документооборота и контроля исполнения поручений (далее – система);

3) уточнить цели и задачи создания системы, полномочия ее оператора, перечень и полномочия участников, особенности информационного взаимодействия информационной системы с системами электронного документооборота органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих организаций.

Предусмотрены и другие изменения.

Со дня утверждения соответствующей Концепции предлагается признать утратившими силу следующие постановления Правительства Российской Федерации:

  • от 15.02.2022 № 172 («О государственной информационной системе «Типовое облачное решение системы электронного документооборота» (ТОР СЭД));
  • от 02.03.2022 № 279 («О государственной информационной системе «Платформа «Центр хранения электронных документов» (ЦХЭД));
  • от 11.09.2024 № 1230 («Об утверждении Положения о государственной информационной системе «Национальная единая среда взаимодействия участников нормотворческого процесса» (ГИС «Нормотворчество»)).

Установленная дата окончания общественного обсуждения проекта – 10 марта 2025 года.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
24.02.2025


Обсуждается порядок проведения эксперимента по повышению уровня защищенности ГИС ФОИВ

На общественное обсуждение вынесен проект постановления Правительства Российской Федерации (ID проекта 01/01/02-25/00154499) «О проведении эксперимента по повышению уровня защищенности государственных информационных систем федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений» (далее – проект).

Проект разработан Минцифры России в целях реализации отдельных мероприятий национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» с учетом практики осуществления соответствующих мероприятий в период 2022-2024 годов. В частности, в пояснительной записке к проекту отмечается: «Принятие проекта постановления позволит продолжить положительную практику обеспечения проактивной защиты информации, повышению уровня защищенности ГИС для снижения рисков компрометации данных, управленческих, финансовых и репутационных рисков».

Согласно проекту:

1) эксперимент планируется провести в период с 01.04.2025 по 31.12.2027;

2) в перечне целей эксперимента:

  • получение независимой оценки текущего уровня защищенности государственных информационных систем (ГИС);
  • сбор информации (инвентаризация) о системах защиты информации, размещенной в ГИС, выявление недостатков (уязвимости), а также оценка возможности их использования нарушителем;
  • разработка мер, направленных на нейтрализацию выявленных недостатков (уязвимости), а также проведение мероприятий по их устранению;

3) ежегодно планируется обеспечить проведение независимой оценки защищенности не менее 43 ключевых значимых государственных ресурсов (публичных федеральных сервисов и ГИС, содержащих значительные объемы персональных данных);

4) участниками эксперимента являются Минцифры России, федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения (на добровольной основе и на основании совместных ведомственных актов (соглашений о взаимодействии)).

Предлагается утвердить Положение о проведении соответствующего эксперимента, а также ряд поручений организационного порядка в адрес Минцифры России.

Установленный срок завершения общественного обсуждения проекта – 25.02.2025.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
11.02.2025


Разработаны требования к обезличиванию персональных данных и их использованию

В истекшем году Федеральным законом от 08.08.2024 № 233-ФЗ внесены изменения в законодательство, согласно которым Роскомнадзор уполномочен направлять операторам персональных данных (ПД) требование о предоставлении ПД, полученных в результате обезличивания, в государственную информационную систему обезличенных персональных данных. При этом предусмотрено создание соответствующих ГИС федерального уровня, а также ГИС на уровне города Москвы. Основной целью корректировок являлось урегулирование оборота больших объемов данных с учетом необходимости защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных.

В феврале т.г. на общественное обсуждение вынесены проекты нормативных актов, разработанные Минцифры России, направленные на реализацию соответствующих норм, а именно:

1) проект постановления Правительства Российской Федерации «О государственной информационной системе, предназначенной для обработки персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. № 733» (ID проекта 01/01/02-25/00154662).

В соответствии с проектом:

а) в качестве государственной информационной системы, предназначенной для обработки персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, и предоставления доступа к ним, определяется ФГИС «Единая информационная платформа национальной системы управления данными»;

б) вносятся необходимые изменения в Положение о ФГИС НСУД, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 733 (в том числе уточняются цели и задачи единой информационной платформы (ЕИП), закрепляется создание новой подсистемы – подсистема обработки обезличенных данных, уточняются полномочия оператора ЕИП, вводится новая роль участников с закреплением за ними соответствующих полномочий и др.);

 

2) проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил проверки соответствия пользователей государственной информационной системы, определенной в соответствии с частью 2 статьи 13.1 Федерального закона «О персональных данных», требованиям, указанным в части 7 статьи 13.1 Федерального закона «О персональных данных», и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (ID проекта 01/01/02-25/00154667).

Проект устанавливает процедуру проверки граждан и юридических лиц установленным требованиям к пользователям «ФГИС обезличенных данных», определяет правила подачи и содержание запросов о проведении проверки соответствия, а также порядок рассмотрения таких запросов уполномоченным органом. Минцифры России предлагается наделить дополнительными полномочиями в целях получения необходимой информации у федеральных органов исполнительной власти, в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Согласно проекту:

  • граждане РФ и российские юридические лица, получившие доступ к государственной информационной системе обезличенных данных, должны пройти процедуру проверки в Минцифры России, которая включает контроль за отсутствием у пользователей иностранного гражданства и ряда судимостей, а также подтверждение их внесения в реестр операторов персональных данных (срок рассмотрения заявок – 30 дней);
  • по истечении 12 месяцев со дня получения уведомления о соответствии требованиям оператор обязан вновь подтвердить данные;
  • Минцифры России включается в перечень органов, получающих от Федеральной службы по финансовому мониторингу информацию о пользователях, связанных с экстремистской деятельностью.

Планируется, что внедрение новаций позволит существенно повысить эффективность системы защиты прав субъектов персональных данных и обеспечить построение цифровой среды доверия, в том числе для запуска новых инновационных сервисов и услуг с использованием технологий ИИ.

Общественное обсуждение вышеуказанных проектов должно завершиться 28.02.2025.

1. Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
14.02.2025

2. Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
14.02.2025


Подготовлены новые меры по защите от преступлений, совершаемых с использованием ИКТ

Госдумой принят к рассмотрению проект федерального закона «О создании государственных информационных систем по противодействию правонарушениям (преступлениям), совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 842276-8).

Законопроект внесен Правительством РФ и предусматривает внесение в законодательство комплексных изменений, направленных на предупреждение, пресечение и усиление ответственности в отношении противоправных деяний, совершаемых с использованием информационных технологий.

Речь идет о совершенствовании механизмов по защите персональных данных и контролю за соблюдением требований по их обработке, в том числе создании Государственных информационных систем, предназначенных для:

1) выявления информации, распространяемой в целях злоупотребления доверием путем введения в заблуждение, а также для обеспечения взаимодействия при ограничении доступа к указанной информации;

2) противодействия правонарушениям (преступлениям), совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

В целях исключения факторов риска (в т.ч. использования злоумышленниками отдельных технологий электросвязи), предлагается, в частности:

  • закрепить возможность онлайн-обмена информацией между государственными органами, банками и цифровыми платформами;
  • установить новые обязательные правила по идентификации и проверке личности пользователей услугами связи, а также обязательную маркировку звонков;
  • установить запрет на общение сотрудниками государственных органов, банков и операторов связи и иными субъектам, с гражданами и клиентами через иностранные мессенджеры;
  • установить запрет на передачу SIM-карт третьим лицам;
  • урегулировать деятельность операторов связи по оказанию услуг связи с использованием виртуальных телефонных станций и др.

В связи с реализацией предлагаемых новаций запланировано:

  • внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс об административных правонарушениях;
  • утверждение 24 новых нормативных правовых актов (их разработку планируется обеспечить в текущем году, в части отдельных документов – в период до марта 2026 года).

Новации планируется ввести в силу с 01.09.2025, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Источник публикации:
Госдума / Система обеспечения законодательной деятельности / Главная / Объекты законотворчества / Законопроект № 842276-8

Дата публикации:
15.02.2025


Уточняются подходы к включению ПАК в реестр промышленной продукции

Продолжается общественное обсуждение проекта постановления Правительства Российской Федерации (ID проекта 02/07/02-25/00154258), предусматривающего корректировку критериев подтверждения производства российской промышленной продукции, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719.

Отдельные из предлагаемых изменений касаются вопросов:

  • формирования реестров доверенных программно-аппаратных комплексов (далее – ПАК);
  • отражения в реестре продукции сведений об отнесении радиоэлектронной продукции к сфере искусственного интеллекта.

Предлагается, в частности, в Правилах формирования и ведения реестра российской промышленной продукции:

1) определить перечень документов, необходимых к предоставлению в составе заявки на включение сведений в реестр продукции, в том числе сведениями:

  • об используемом в составе ПАК программном обеспечении;
  • о реквизитах сертификата соответствия средств защиты информации.

2) установить положения, позволяющие внести информацию в существующую реестровую запись без применения регламентных процедур.

Предусмотрены и другие изменения.

Обзор новаций, предусмотренных проектом, которые касаются использования технологий ИИ, приведен в соответствующем разделе настоящего дайджеста.

Дата окончания публичного обсуждения проекта – 24.02.2025.

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
04.02.2025

 

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА


Технологии ИИ будут применяться в деятельности Фонда президентских грантов

Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2025 № 26 «О развитии инфраструктуры поддержки некоммерческих организаций» предусмотрено создание автономной некоммерческой организации «Центр развития цифровых сервисов» при Фонде президентских грантов. Её цель – вывести на новый уровень цифровую платформу Фонда, внедряя в её работу технологии искусственного интеллекта (ИИ), в целях развития инфраструктуры поддержки некоммерческих организаций (АНО «Центр развития цифровых сервисов» будет оказывать помощь и поддержку исключительно социально ориентированным НКО, осуществляющим виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Как отмечено на сайте Фонда, планируется за счет внедрения нейросетевой обработки данных и интеграции с другими сервисами упростить цепочку взаимодействия некоммерческих организаций (НКО) с Фондом – от подачи заявки до отчетности. В этих целях, в частности:

  • разрабатываются инструменты, позволяющие нейросети анализировать поданные заявки наряду с экспертами;
  • предусматривается использование «цифровых ассистентов» на всех этапах, от ведения документов до отслеживания ключевых показателей эффективности.

Ожидается, что новые ИИ-сервисы позволят повысить качество грантовой поддержки, упростить документооборот и создать дополнительные условия для эффективности и прозрачности деятельности НКО.

Правительству Российской Федерации поручено представить предложения по приведению в срок до 01.05.2025 актов Президента Российской Федерации и в срок до 01.06.2025 – актов Правительства РФ с Указом Президента № 26.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
16.01.2025


В Совете Федерации создана рабочая группа по законодательному регулированию ИИ

В открытом доступе опубликованы сведения о создании при Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (далее – Комитет) рабочей группы по законодательному регулированию развития сферы искусственного интеллекта.

В группу войдут сенаторы и внешние профильные эксперты. Основная задача группы – подготовка и корректировка нормативной правовой базы, необходимой для развития ИИ. Планируется, что деятельность рабочей группы обеспечит:

  • анализ и сбор предложений от заинтересованных сторон, в том числе Совета по развитию цифровой экономики при СФ и Комиссии по информационной политике и взаимодействию со СМИ;
  • подготовку законодательных инициатив с учётом экспертной оценки;
  • формирование рекомендаций и проектов законов для рассмотрения в Совете Федерации.

Отмечается также, что важной задачей, помимо подготовки законодательных инициатив в сфере ИИ, будет противодействие расширению «зоны злоупотребления» искусственным интеллектом.

Источник публикации:
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации / Все новости

Дата публикации:
28.01.2025


Опубликованы результаты измерения индекса зрелости искусственного интеллекта ФОИВ в 2024 году

Опубликован аналитический доклад на тему «Индекс зрелости искусственного интеллекта федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации» (2024). Измерение индекса ИИ-⁠зрелости ФОИВ осуществляется в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Доклад подготовлен РАНХиГС и свидетельствует о том, что большинство ФОИВ находятся на начальном или базовом уровне зрелости ИИ. Направления применения ИИ на уровне ФОИВ распределились следующим образом:

  • мониторинг и контроль (33%);
  • улучшение принятия решений (20%);
  • автоматизация документооборота (17%);
  • улучшение взаимодействия с гражданами (19%);
  • повышение точности и скорости работы сотрудников (8%).

В перечне наиболее часто применяемых технологий ФОИВ:

  • рекомендательные системы и интеллектуальная поддержка принятия решений (35%);
  • компьютерное зрение (24%);
  • обработка естественного языка (23%);
  • распознавание и синтез речи (6%).

В приложении к Докладу приведены каталог ИИ-решений ФОИВ, значения показателей ИИ-зрелости в разрезе ФОИВ, а также применяемая методика оценки.

Материалы также содержат рекомендации по повышению уровня ИИ-зрелости ФОИВ для различных групп (начальный, базовый, прогрессивный, лидерский уровни).

Источник публикации:
РАНХиГС / Дирекция научно-технологического и цифрового развития / Отдел изучения и развития искусственного интеллекта в сфере государственного управления

Дата публикации:
22.01.2025


День науки в РАНХиГС: искусственный интеллект в образовании, исследованиях и госуправлении

В начале февраля в РАНХиГС прошел День науки, главной темой которого стал искусственный интеллект (ИИ) и его использование в образовании, научных исследованиях и государственном управлении. Участие в мероприятии приняли эксперты, ученые, разработчики систем управления базами данных и универсальных ИИ, представители госструктур, бизнес-компаний, корпоративных университетов.

Генеральный директор ФГАУ «ФЦПР ИИ» в своем докладе на тему «Искусственный интеллект в государственном управлении» выделил ряд ключевых направлений деятельности, среди которых:

  • формирование единого реестра отечественных ИИ-разработок, упрощающего внедрение перспективных технологий в промышленные и государственные проекты;
  • развитие нейросетевых сервисов и больших языковых моделей для повышения эффективности госуправления (оптимизации бизнес-процессов, анализа массивов данных и т.д.);
  • создание корпоративных инструментов поиска и автопротоколирования, позволяющих автоматически обрабатывать документы и формировать протоколы совещаний.

Кроме того, отмечена высокая значимость генеративного ИИ для автоматизации процессов в государственных структурах («Платформа для дообучения больших языковых моделей открывает возможности по созданию интеллектуальных ассистентов, анализу данных и оптимизации бизнес-процессов»).

Источник публикации:
Президентская академия / Новости

Дата публикации:
06.02.2025


Разработаны требования по маркировке в РЭП основных средств, относящихся к сфере ИИ

На общественное обсуждение вынесен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719» (далее – проект).

Обзор общих изменений приведен в разделе «Перспективы законодательства» настоящего дайджеста (см. выше). Изменения, предлагаемые к внесению в постановление Правительства № 719, в части искусственного интеллекта направлены на обеспечение:

  • идентификации ИИ-продукции и радиоэлектроники с ИИ-компонентами;
  • стимулирование локализации разработки и производства отечественных ИИ-решений;
  • формирование единого реестра для российской радиоэлектронной продукции, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.

Предлагается, в частности, дополнить содержание реестровой записи реестра продукции информацией об отнесении радиоэлектронной продукции, предусмотренной разделом IX приложения к постановлению № 719, к сфере искусственного интеллекта (будет присваиваться по результатам оценки на предмет ее соответствия проектируемым критериям искусственного интеллекта).

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
04.02.2025


Опубликованы новые национальные стандарты в области ИИ

Продолжается работа по формированию стандартов, регулирующих разработку и использование технологий искусственного интеллекта (ИИ).

В начале февраля текущего года в открытом доступе опубликован пакет национальных стандартов в области ИИ, регламентирующих цифровизацию жилищно-коммунального хозяйства и внедрение цифровых технологий в многоквартирные дома, в том числе:

  • ГОСТ Р 71866-2024 Системы киберфизические. Умный дом. Общие технические требования к автоматизированным системам управления зданием;
  • ГОСТ Р 71870-2024 Системы киберфизические. Умный дом. Требования к устройствам. Общие положения;
  • ГОСТ Р 71871-2024 Системы киберфизические. Умный дом. Базовый набор устройств и оборудования.

Указанные стандарты вступили в силу с 01.02.2025.

Напомним, что свод стандартов публикуется и актуализируется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, подробности см. здесь.

Источник публикации:
Росстандарт / Стандарты и регламенты / Каталог Национальных стандартов

 

ЗНАЧИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В IТ-ОТРАСЛИ


Лучшие практики и передовые технологии в сфере управления и распоряжения имуществом: конференция в Нижнем Новгороде (17-20.04.2025)

С 17 по 20 апреля в Нижнем Новгороде состоится IV Всероссийская конференция «Эффективное управление земельно-имущественным комплексом публично-правовых образований».

Целью проведения конференции является методическая поддержка и распространение лучших практик и передовых цифровых инструментов в области управления земельно-имущественными отношениями, обмен практическим опытом. Участники конференции – руководители и заместители руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления уровня столиц регионов, уполномоченных в сферах управления и распоряжения имуществом (участие – бесплатно).

В числе ключевых тем, запланированных к обсуждению:

  • направления цифровой трансформации в сфере государственного кадастрового учета и регистрации прав;
  • подходы к обеспечению взаимодействия региональных ИС с федеральными системами и платформами (ЕЦП «НСПД», ФГИС «ЕГРН», ФГИС «Торги», ГИИС «Электронный бюджет»);
  • использование региональных цифровых платформ в сфере управления земельно-имущественными отношениями;
  • применение технологий ИИ для оптимизации процессов управления государственной и муниципальной собственностью.

С программой мероприятия можно ознакомиться здесь.

Источник публикации:
Официальный сайт конференции


Управление данными: роль в развитии экономики страны и регионов (06.03.2025, г. Москва, АКПО-2025)

В начале марта т.г. (06.03.2025) в Москве состоится Флагманская кросс-отраслевая конференция Ассоциации крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования (далее – АКПО-2025, Ассоциация КП ПОО).

Мероприятие объединяет на одной площадке ведущих заказчиков и производителей ПО и оборудования, системных интеграторов и представителей федеральных органов исполнительной власти. Ассоциация КП ПОО – первое объединение крупнейших заказчиков программного обеспечения и ИТ-оборудования в России (по данным на февраль 2024 года, в Ассоциацию входят компании «Росатом», «Роскосмос», «Газпром нефть», «Ростелеком», «Транснефть», «РЖД», ДОМ.РФ и «Ростех»).

В числе приоритетов конференции:

  • экономика данных;
  • искусственный интеллект;
  • информационная безопасность;
  • сессии крупнейших потребителей ПО и оборудования;
  • развитие кадров в ИТ и др.

Детальная программа конференции размещена здесь.

 

В рамках конференции участники смогут ознакомиться с особенностями решений в области управления данными и их обработки, а также решениями, направленными на цифровую трансформацию, разработчиком которых является БФТ-Холдинг.

Источник публикации:
Официальный сайт конференции

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями
Вступайте в клуб «Эксперт БФТ»!
Участники клуба получают специальные подарки и индивидуальные предложения
Клуб «Эксперт БФТ» в вашем смартфоне!
  • Быстрый доступ ко всем сервисам и разделам клуба
  • Оперативное оповещение о новых материалах