Top.Mail.Ru
Тема месяца: Утверждены единые принципы информационного обеспечения бюджетного процесса
Тема месяца: Утверждены единые принципы информационного обеспечения бюджетного процесса
Время чтения: 5 минут

Нет времени читать?

Понравилась статья? Поделитесь!

Обзор новаций в сфере цифровизации за июнь 2025 года (на 30.06.2025)


  

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ЗНАЧИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В IТ-ОТРАСЛИ

 

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


Бюджетный кодекс дополнен новой главой, регулирующей информационное обеспечение бюджетного процесса

Подписан Федеральный закон от 24.06.2025 № 158-ФЗ, предусматривающий корректировку норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). Поправки предусматривают в том числе дополнение БК РФ новой главой 19.2 «Информационное обеспечение бюджетного процесса», которая включает следующие статьи:

  • 168.7 «Информационные системы в сфере управления государственными (муниципальными) финансами»;
  • 168.8 «Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет»;
  • 168.9 «Информационное взаимодействие информационных систем»;
  • 168.10 «Общедоступные информационные ресурсы в сфере управления государственными (муниципальными) финансами».

Реализация соответствующих норм БК РФ обеспечит применение единых принципов использования информационных систем в сфере управления государственными (муниципальными) финансами, в том числе в рамках информационного взаимодействия.

Подробности см. здесь.

Начало действия документа – 24.06.2025 (за исключением отдельных положений).

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
24.06.2025


Подписан закон, предусматривающий создание национального мессенджера

Президент России подписал Федеральный закон от 24.06.2025 № 156-ФЗ «О создании многофункционального сервиса обмена информацией и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Напомним, что речь идет о создании новой многофункциональной цифровой платформы обмена данными, которая объединит функции мессенджера и сервисы, направленные на предоставление государственных и муниципальных услуг. В ходе рассмотрения законопроекта в Госдуме отмечалось, что работу по созданию платформы планируется завершить до конца текущего года.

Как рассказал глава Минцифры России в рамках совещания Президента России с членами Правительства, которое прошло 04.06.2025, в настоящее время ведомство ведет техническую подготовку сервисов, которые войдут в новый национальный мессенджер.

Президент России отметил важность реализации запланированных мер и обратил внимание на необходимость оказания содействия ее проведению (цитата):

  • «...обращаюсь к руководителям всех ведомств Правительства – прошу иметь в виду и прошу целенаправленно организовать работу по поддержке российского мессенджера, а для этого услуги, которые предоставляют различные ведомства, финансовые учреждения и так далее, нужно переводить вот на эту платформу. Это чрезвычайно важно».

Документ предусматривает поправки и по иным направлениям. Полный обзор изменений размещен здесь.

Начало действия документа – 24.06.2025 (за исключением отдельных положений).

В частности, с 01.09.2025 вступает в силу новая норма, закрепляющая необходимость обособленного оформления согласия на обработку персональных данных (поправки в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
24.06.2025


Утверждена правовая основа создания ГИС «Антикартель»

Подписан Федеральный закон от 24.06.2025 № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции». Соответствующий закон дополняется новой статьей 9.3 «Государственная информационная система по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений», регламентирующей правовые основы создания ГИС «Антикартель» (далее – система).

Система создается в целях информационного обеспечения деятельности ФАС России. Как указано на сайте ведомства,  ее использование позволит обеспечить проведение анализа в целях выявления рисков нарушений антимонопольного законодательства данных:

  • единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС);
  • ГИС «Торги»;
  • и иной информации.

Анализ будет проводиться в автоматическом режиме с помощью элементов машинного обучения. Система позволит проводить комплексное исследование данных и ежедневный анализ 100% проводимых закупочных процедур.

Планируется, что (цитата):

  • «Внедрение ГИС «Антикартель» обеспечит экономию бюджетных средств за счет декартелизации государственных и муниципальных закупок и создания конкурентных условий для участников торгов».

Кроме того, уточняются отдельные полномочия антимонопольного органа.

Предусмотрены и другие изменения.

Документ вступает в силу с 1 августа текущего года.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
24.06.2025


Расширен функционал ГИС ЖКХ

В июне т.г. принят ряд документов, которые предусматривают расширение сфер использования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и ее функционала:

  1. Федеральным законом от 24.06.2025 № 180-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», направленные на совершенствование системы государственного учета жилищного фонда.

Поправки, внесенные в Жилищный кодекс, в частности, предусматривают:

1) дополнение «общих» норм кодекса требованием о необходимости формирования электронных паспортов жилого фонда (форма электронного паспорта, порядок его формирования и состав включаемой в него информации будут установлены Минстроем России);

2) закрепление требования о ведении учета сведений о жилищном фонде в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

Кроме того, уточняются полномочия в области жилищных отношений (ст. 12, 13):

  • органов государственной власти РФ;
  • органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений (в т.ч. вводится новое полномочие – «установление порядка проведения технического учета жилищного фонда, в том числе его технической инвентаризации и технической паспортизации, организации и ведения архива технической документации на объекты государственного учета жилищного фонда, а также организация и ведение такого архива»).

Предусмотрены и другие поправки в Жилищный кодекс.

В числе изменений, внесенных в федеральный закон о ГИС ЖКХ:

1) расширение перечня видов информации, размещаемой в системе;

2) уточнение прав и обязанностей участников информационного взаимодействия.

Внесенные корректировки касаются учета многоквартирных домов, входящих в их состав жилых помещений, принадлежащих отдельным собственникам, нежилых помещений и (или) машино-мест, являющихся неотъемлемой конструктивной частью многоквартирного дома, а также жилых домов.

Новации подлежат применению с 1 марта 2026 года.

 

  1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2025 № 964 определены параметры эксперимента, целью которого является выработка оптимального механизма для ускорения взыскания задолженности по оплате коммунальных услуг.

Речь идет о тестировании взаимодействия государственных информационных систем (ГИС ЖКХ, ГАС «Правосудие», единый портал госуслуг (ЕПГУ) и ГИС единая цифровая платформа в социальной сфере) при подаче мировым судьям документов в электронном виде и вынесении ими судебных приказов о взыскании задолженности по оплате помещения, машино-места в многоквартирном доме, коммунальных услуг, взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, энергетических ресурсов (для целей эксперимента под электронным документом понимается документированная информация, представленная в электронной форме в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием ЭВМ, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах).

Период проведения эксперимента: 01.07.2025 – 30.06.2026. В числе участников – Минстрой, Минцифры, Минтруд, а также (на добровольной основе) судебный Департамент при ВС РФ, субъекты РФ, организации ЖКХ и др.

Перечень субъектов РФ, на территориях которых планируется проведение эксперимента, поручено сформировать Минстрою России в течение 15 рабочих дней со дня вступления документа в силу на основании предложений высших исполнительных органов субъектов РФ, принявших решение об участии в эксперименте (с учетом позиции Судебного департамента при Верховном Суде РФ). Утвержденный перечень подлежит размещению на официальном сайте Минстроя.

Документ содержит рекомендацию об участии в эксперименте в адрес высших исполнительных органов субъектов РФ, Судебного департамента при ВС РФ и АО «Оператор информационной системы».

1. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
24.06.2025

2. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
26.06.2025


Определены параметры эксперимента по повышению качества предоставления государственных услуг

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2025 № 923 утверждены параметры проведения эксперимента по повышению качества предоставления государственных, муниципальных услуг (сервисов, функций), реализации жизненных ситуаций, а также Положение о его проведении.

Согласно документу эксперимент проводится в период с 25.06.2025 по 31.12.2027. В числе его участников:

  • Минцифры России (в т.ч. уполномочен в срок до 01.11.2025 обеспечить реализацию мероприятий по развитию подсистемы среды поддержки клиентоцентричного государства ФГИС ЕПГУ в целях обеспечения отбора приоритетных для реализации (доработки) услуг, жизненных ситуаций);
  • Минэкономразвития России и иные ФОИВ;
  • АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации»;
  • высшие исполнительные органы субъектов РФ (на добровольной основе);
  • органы местного самоуправления (на добровольной основе);
  • многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (на добровольной основе) и др.

Как отмечается на сайте Правительства РФ, в рамках эксперимента планируется:

1) оптимизировать предоставление гражданам и юридическим лицам как отдельных услуг, так и комплекса услуг в формате жизненных ситуаций, сократив:

  • сроки предоставления услуг;
  • количество обязательных очных посещений при получении услуг;
  • количество предъявляемых документов;

2) расширить перечень услуг, оказываемых без личного присутствия граждан;

3) увеличить долю массовых социально значимых услуг, предоставляемых в электронной форме, в том числе в проактивном формате.

Эксперимент проводится в рамках реализации инициативы социально-экономического развития «Государство для людей».

В этой связи обращаем внимание, что ранее постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2025 № 882 утверждены параметры и порядок проведения эксперимента по внедрению системы оценки гражданами качества и условий оказания услуг организациями социальной сферы с использованием ФГИС ЕПГУ. Подробности см. здесь.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
20.06.2025


Разъяснен порядок применения перечня госуслуг в целях предоставления которых используется ФГИС ЕЦП НСПД

На сайте Росреестра опубликовано информационное сообщениеразъясняющее подходы к применению положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2025 № 791 (далее – Постановление № 791), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 07.06.2022 № 1040 «О федеральной государственной географической информационной системе «Единая цифровая платформа «Национальная система пространственных данных» (далее – ФГИС ЕЦП НСПД, система).

Напомним, что Постановление № 791 вступило в силу и действует с 10 июня текущего года и определяет:

  • этапы обеспечения использования ФГИС ЕЦП НСПД в целях предоставления государственных и муниципальных услуг на территориях субъектов РФ;
  • перечень услуг, в целях предоставления которых используется система;
  • виды электронных сервисов системы и порядок их использования.

Установлено, что организация работ по обеспечению использования ФГИС ЕЦП НСПД в целях предоставления государственных и муниципальных услуг должна быть завершена на территориях всех субъектов РФ до 31.12.2030.

Согласно разъяснениям представителей Росреестра, Постановление № 791 разработано ведомством в рамках реализации Федерального закона № 317-ФЗ от 08.08.2024, который предусматривает обязательное использование ФГИС ЕЦП НСПД органами публичной власти для предоставления государственных и муниципальных услуг. Цитата:

  • «При оказании услуг, которые закреплены в перечне, будут использоваться пространственные данные и сведения ФГИС ЕЦП НСПД. Изменения позволят повысить достоверность и качество оборота пространственных данных в сфере земли и недвижимости».

Перечень, утвержденный документом, включает более 120 услуг, среди которых в том числе такие общераспространенные, как:

  • государственный кадастровый учет и регистрация прав на недвижимость;
  • предоставление в аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  • выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства;
  • утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
  • принятие решения о признании садового дома жилым и жилого дома садовым и др.

Ключевые аспекты реализации сервисного подхода ФГИС ЕЦП НСПД отражены в презентации Росреестра «Развитие национальной системы пространственных данных в России: фокус на людей», которая была представлена в рамках ежегодного земельного форума «Мастор», прошедшего в конце мая т.г. в столице Мордовии (29-30.05.2025, г. Саранск).

1. Источник публикации:
Сайт Росреестра / Пресс-центр / Новости

Дата публикации:
18.06.2025

2. Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
02.06.2025


Утверждены правила взаимодействия Минцифры с операторами персональных данных и ГИС обезличенных ПД

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2025 № 966 утверждены правила взаимодействия Минцифры России с операторами персональных данных, государственной информационной системой обезличенных персональных данных и информационных систем операторов ПД.

Согласно документу взаимодействие осуществляется посредством:

  • личного кабинета оператора в информационной системе Минцифры России,
  • и (или) посредством личного кабинета оператора на едином портале госуслуг (при наличии технической возможности),
  • и (или) с использованием почтовой связи,
  • а также может осуществляться путем представления информации на съёмном машинном носителе информации.

При получении от Минцифры России требования о предоставлении обезличенных данных в информационную систему уполномоченного органа оператор осуществляет подключение к информационной системе ведомства с использованием средств криптографической защиты информации, сертифицированных Федеральной службой безопасности РФ. Срок рассмотрения требования о предоставлении обезличенных данных оператором определяется с учетом запрашиваемого объема данных.

Документ вступает в силу с 01.09.2025.

 

В этой связи напомним, что ранее постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2025 № 740 ФГИС «Единая информационная платформа национальной системы управления данными» (ЕИП НСУД) определена в качестве ФГИС для обработки персональных данных, полученных в результате их обезличивания. Подробности см.здесь

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
26.06.2025


Обновлены требования о защите информации, содержащейся в ГИС

Минюст России зарегистрировал приказ ФСТЭК от 11.04.2025 № 117, который утверждает обновленные Требования о защите информации, содержащейся в ГИС, иных ИС госорганов, ГУП и госучреждений (далее – Требования).

Установлено, что Требования применяются для:

  • обеспечения защиты информации (некриптографическими методами);
  • предотвращения несанкционированного доступа к информации, специальных воздействий на информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения, блокирования доступа к информации, содержащейся в функционирующих государственных информационных системах, иных информационных системах госорганов, государственных унитарных предприятий, госучреждений.

Определено, что в муниципальных информационных системах защита информации обеспечивается в соответствии с Требованиями, если иное не установлено законодательством РФ.

По сравнению с действующим документом содержание Требований переструктурировано и расширено. В частности, введено требование об обязательности наличия профобразования:

  • по специальности
  • или направлению подготовки в области информационной безопасности
  • или прохождения обучения по соответствующей программе профпереподготовки

у не менее 30 % работников структурного подразделения по защите информации (п. 20 раздела II Требований).

В новой редакции изложено Приложение «Требования к определению класса защищенности информационной системы». Предусмотрены и другие изменения.

Документ вступает в силу 01.03.2026.

Предусматривается, что аттестаты соответствия на государственные информационные системы и иные информационные системы, выданные до дня вступления в силу данного документа (до 01.03.2026), считаются действительными.

Приказ ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17, которым утверждены аналогичные требования, признается утратившим силу.

Источник публикации:
Официальный интернет-портал правовой информации

Дата публикации:
17.06.2025

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Предлагается ввести ответственность за неправомерную передачу данных из ФГИС ЕЦП НСПД

Завершилось общественное обсуждение проекта федерального закона (ID проекта 02/04/06-25/00157327), который предусматривает установление ответственности для должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан за неправомерное предоставление сведений из федеральной государственной географической информационной системы «Единая цифровая платформа «Национальная система пространственных данных» (ФГИС ЕЦП НСПД, ФГИС, система).

Проектом предусмотрено, что соответствующая ответственность наступает в случае:

  • предоставления за плату третьим лицам сведений, содержащихся в ФГИС ЕЦП НСПД, включая сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости и информацию, используемую при проведении государственной кадастровой оценки;
  • создания сайтов и мобильных приложений, посредством которых предоставляется доступ к указанным данным.

Кроме того, предлагается законодательно закрепить норму, устанавливающую ответственность уполномоченного органа субъекта РФ, бюджетного учреждения за результаты определения кадастровой стоимости.

Законопроектом также предусматривается возможность передачи с 1 января 2026 г. ППК «Роскадастр» полномочий бюджетного учреждения в сфере государственной кадастровой оценки (в связи с планируемым проведением государственной кадастровой оценки в 2027 году на «новых» территориях).

Дата окончания публичного обсуждения законопроекта – 1 июля текущего года.

В этой связи обращаем внимание, что в развитие вышеуказанного проекта федерального закона разработан и вынесен на общественное обсуждение проект постановления Правительства Российской Федерации (ID проекта 01/01/06-25/00157385), который предусматривает уточнение норм законодательства, регулирующих функционирование федеральной государственной географической информационной системы «Единая цифровая платформа «Национальная система пространственных данных» (ФГИС ЕЦП НСПД, ФГИС, система).

Так, в целях повышения качества и достоверности информации, содержащейся в системе, предлагается дополнить Положение о ФГИС ЕЦП НСПД требованием о необходимости направления поставщиками информации и пользователями в адрес оператора ФГИС информации о выявленных ошибках в содержащихся во ФГИС сведениях (в случае их обнаружения).

Также предлагается скорректировать постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2022 № 1359, утверждающее устав ППК «Роскадастр».

1. Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
05.06.2025

2. Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
06.06.2025


Разработаны Требования к обеспечению информационной безопасности при предоставлении облачных услуг посредством ГЕОП

Завершено общественное обсуждение проекта приказа Минцифры России (ID проекта 01/02/06-25/00157350), который содержит Требования к обеспечению информационной безопасности в рамках предоставления облачных услуг посредством государственной единой облачной платформы (далее – Требования, ГЕОП).

Требования разработаны в целях:

  • обеспечения устойчивого функционирования государственной единой облачной платформы с надлежащим уровнем информационной безопасности;
  • предотвращения (минимизации) ущерба и отказа функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, в рамках которой поставщиками предоставляются облачные услуги.

В числе требований, предусмотренных проектом:

  • обязательная реализация программных и аппаратных компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на отечественных продуктах, включенных в соответствующие реестры Минцифры и Минпромторга России;
  • наличие соответствующего сертификата ФСБ России или ФСТЭК у средства защиты информации;
  • размещение на территории Российской Федерации технических средств обработки информации, средств защиты информации, а также средств, которые обеспечивают функционирование центров обработки данных;
  • наличие у поставщика действующего аттестата соответствия требованиям по защите информации, оформляемого органом по аттестации.

Проект также определяет состав подсистем комплексной системы обеспечения информационной безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Положение о государственной единой облачной платформе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2024 № 929. Подробности см. здесь

Источник публикации:
Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

Дата публикации:
05.06.2025

 

ЗНАЧИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В IТ-ОТРАСЛИ


Приоритеты технологического развития – в выступлении Президента РФ на ПМЭФ – 2025

Значительная часть обсуждений в рамках состоявшегося в Санкт-Петербурге международного экономического форума (ПМЭФ) затрагивала вопросы, обусловленные влиянием на эффективность экономических процессов технологического развития и цифровой трансформации.

Приветствуя участников форума, Президент Российской Федерации отметил развитие технологий в числе важнейших факторов лидерства в современном мире, создания комфортной среды для жизни и самореализации людей.

В выступлении в ходе пленарного заседания ПМЭФ глава государства обозначил пять основных направлений структурных изменений российской экономики, а также выделил ряд приоритетных вопросов и новых задач, обусловленных переходом к новому технологическому укладу (цитаты):

  1. Достижение технологического лидерства:
  • «...третье направление структурных изменений: экономика России должна стать более технологичной.

Нам предстоит в полную силу развернуть новый этап технологического развития страны. Ключевым инструментом здесь призваны стать национальные проекты по обеспечению технологического лидерства. Они запущены в текущем году, и мы с коллегами договорились, что мероприятия этих нацпроектов будут актуализироваться и дополняться.

...коллеги в Правительстве будут держать на личном контроле внедрение новых технологий по своим сферам ответственности, донастроят нормативную базу на эксперименты, обкатку и тиражирование перспективных решений. Дополню: считаю нужным, чтобы Правительство готовило ежегодный доклад о динамике технологического развития страны, где в том числе будут оцениваться текущий уровень технологического суверенитета и прорывные решения технологического лидерства, а также темпы их внедрения по отраслям экономики».

  1. Платформизация экономики:
  • «В отличие от большинства стран, зависящих от глобальных платформ, у России есть хорошие примеры собственных успешных электронных площадок. Это реальное, весомое достижение отечественного бизнеса, которым, безусловно, можно гордиться. Мы продолжим создавать условия, при которых российские цифровые платформы будут развиваться, конкурировать с международными гигантами. Уже подготовлен законопроект, который станет первым шагом к формированию современной нормативной базы для платформенной экономики. Прошу Государственную Думу ускорить принятие данного законопроекта».
  1. Ускорение массового использования цифрового рубля:
  • «...задача – сделать использование цифрового рубля массовым как среди граждан, так и предприятий, банков. Прошу Центральный банк и Правительство ускорить необходимые процедуры и определить сроки перехода на новый этап технологического развития нашей финансовой сферы».

Отметив, что решение обозначенных задач будет осуществляться в рамках реализуемых национальных проектов и государственных программ, Президент подчеркнул необходимость учета происходящих изменений при их реализации, а также дал поручение Правительству об организации системного контроля (цитата):

  • «Их работа должна постоянно донастраиваться, учитывать изменение ситуации в мире, новые открывающиеся возможности.

Прошу Правительство оцифровать и взять на особый контроль ключевые индикаторы структурных изменений в нашей экономике, а также на регулярной основе контролировать их динамику и корректировать реализуемые мероприятия».

Более детальные сведения в развитие отдельных из вышеуказанных тезисов см. в соответствующих разделах настоящего дайджеста.

Источник публикации:
Официальная страница форума


Поручение об ускорении массового внедрения цифрового рубля дано в ходе ПМЭФ

В рамках выступления на пленарном заседании ПМЭФ Президент России озвучил поручение о необходимости ускорения массового внедрения цифрового рубля в экономику (цитата):

  • «...задача – сделать использование цифрового рубля массовым как среди граждан, так и предприятий, банков. Прошу Центральный банк и Правительство ускорить необходимые процедуры и определить сроки перехода на новый этап технологического развития нашей финансовой сферы».

В этой связи необходимо учитывать следующее:

1. Соответствующий пилотный проект по подготовке к внедрению цифрового рубля реализуется уже около двух лет. По информации Банка России, к настоящему моменту отработаны основные операции, включая открытие и закрытие счетов, переводы между физическими и юридическими лицами, оплата товаров и услуг.

Переводы и платежи цифровыми рублями по уточненным данным ЦБ РФ (публикация от 25.06.2025), будут внедряться поэтапно в следующие сроки

1) с 01.09.2026:

  • крупнейшие банки должны будут предоставить своим клиентам возможность совершать операции с цифровой национальной валютой;
  • торговые компании, которые являются клиентами крупнейших банков и у которых выручка за предшествующий год превышает 120 млн рублей, должны будут открыть свою инфраструктуру для цифровых рублей и обеспечить возможность оплаты товаров и услуг цифровой формой национальной валюты;

2) с 01.09.2027 обеспечить использование цифрового рубля должны:

  • другие банки с универсальной лицензией;
  • торговые компании – их клиенты с годовой выручкой свыше 30 млн рублей;

3) с 01.09.2028:

  • все остальные банки;
  • продавцы с выручкой менее 30 млн рублей в год.

Планируется, что такая обязанность не будет распространяться на торговые точки, у которых выручка за год составляет менее 5 млн рублей.

Банк России направил в Государственную Думу предложения по корректировке соответствующего законопроекта (принят Госдумой 22.05.2025 в 1 чтении).

2. В июне т.г. Госдумой принят в первом чтении проект федерального закона, предусматривающий корректировку норм Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения возможности использования цифрового рубля при «бюджетных» расчетах (законопроект № 924067-8). Подробности см. здесь

Проектом предусмотрена поэтапная интеграция цифрового рубля в бюджетную систему, в частности, предлагается:

  • в 2025 году – установить особенности исполнения федерального бюджета с использованием цифрового рубля по ограниченному перечню расходов, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;
  • с 01.01.2026 года обеспечить возможность применения цифрового рубля при перечислении поступлений в бюджеты и переводе денежных средств федеральным бюджетным и автономным учреждениям;
  • с 01.07.2027 года – использовать цифровую валюту при совершении операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Срок представления поправок к данному законопроекту истекает 04.07.2025.

3. Федеральным казначейством в рамках сессии «Цифровая контрактная система», которая прошла в рамках ПМЭФ, анонсирован предстоящий запуск эксперимента по использованию цифрового рубля в госзакупках. Как отметила заместитель руководителя Казначейства А. Катамадзе (цитата):

  • «Цифровой рубль точно будем внедрять. С октября месяца на федеральном уровне запускаем с Центробанком эксперимент по оплате контрактов и различных выплат. В том числе и по поступлениям – налоговым, неналоговым – в цифровых рублях».

Полная трансляция сессии размещена здесь.

4. В ходе ПМЭФ подписан меморандум между администрацией Санкт‑Петербурга и Банком ВТБ, в рамках которого запланирован запуск и реализация совместных пилотных проектов по использованию цифрового рубля, в том числе при исполнении бюджета Санкт‑Петербурга (в качестве пилотного проекта рассматривается реализация через платформу цифрового рубля социальных выплат для компенсации стоимости питания школьников начальных классов, обучающихся на дому).

1. Источник публикации:
Официальная страница форума / Пленарное заседание (20.06.2025)

2. Источник публикации:
Госдума / Система обеспечения законодательной деятельности / Главная / Объекты законотворчества / Законопроект № 924067-8

Дата публикации:
11.06.2025


О цифровизации малых закупок и планах по дальнейшему развитию контрактной системы – на сессии ПМЭФ

На Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ-2025) прошла сессия «Цифровая контрактная система», в рамках которой в том числе обсуждались достигнутые результаты и стратегия дальнейшего развития контрактной системы. В мероприятии приняли участие представители Минфина России, Федерального казначейства, отдельных ФОИВ, ПАО «Ростелеком» и др.

Участники, в частности, отметили:

  • достигнутый высокий уровень цифровизации закупок в целом, который позволил перейти от «глазного» контроля в процедурах контрактации к системе автоплатежей;
  • необходимость завершения процесса цифровизации малых закупок;
  • важность организации эффективной системы прослеживаемости дебиторской задолженности как фактора стабилизации бюджетных и экономических процессов и др.

В числе приоритетных задач на ближайшую перспективу выделены такие, как:

1) задача по цифровизации малых закупок (их объем составляет более 1 трлн рублей в год по стране, в этом формате закупки осуществляет большинство регионов и муниципалитетов). По информации Минфина России в настоящее время осуществляется подготовка комплексного законопроекта по малым закупкам, который появится после завершения в декабре текущего года эксперимента по внедрению каталога конкретных товаров;

2) задача по донастройке импортозамещения (обзор корректировок правил применения национального режима при осуществлении закупок (№№ 44-ФЗ, 223-ФЗ) с учетом практики применения новых подходов с 01.01.2025, приведен здесь). 

С полной трансляцией сессии можно ознакомиться здесь

 

В этой связи обращаем внимание, что в конце июня в Перми проведена Всероссийская конференция в сфере закупок «ГОСЗАКУПКИ ПЕРМЬ – 2025». 

Конференция – одно из крупнейших событий в сфере государственных закупок, открытая площадка для диалога между представителями органов власти, бизнеса, экспертов. Мероприятие организуется Правительством Пермского края при поддержке Федеральной антимонопольной службы и направлено на обмен лучшими практиками, обсуждение актуальных вопросов и последних изменений в сфере закупок.

Главными участниками пленарного заседания на тему «20 лет контрактной системы России. Перспективы развития» выступили руководители и представители Федеральной антимонопольной службы, Министерства финансов России, Федерального казначейства, Пермского УФАС России.

Освещая в своем выступлении достигнутые результаты и перспективы, заместитель министра финансов Российской Федерации А. Лавров отметил, в частности, следующее:

  • «Этап больших изменений в закупочном законодательстве закончился. Контрактная система функционирует устойчиво, и можно уверенно говорить о том, что были приняты правильные решения. Теперь нужно переходить к стабилизации регулирования.

... В 2025 году мы перешли к качественно новому уровню контрактной системы. Формально переход к полной цифровизации завершится уже в следующем году. Осталось автоматизировать единичные позиции, и задача будет решена.».

В числе решаемых в настоящее время актуальных вопросов в ходе конференции выделены такие, как:

  • сокращение сроков на размещение извещения и заключение контрактов;
  • создание правовой основы для реализации принципов электронного магазина.

1. Источник публикации:
Официальная страница форума / Сессия ««Цифровая контрактная система» (20.06.2025)

2. Источник публикации:
Официальная страница форума


Тренды цифровой трансформации процессов управления земельно-имущественными отношениями – на форуме «МАСТОР – 2025»

В Саранске состоялся очередной ежегодный земельный форум «Мастор» (29-30.05.2025, г. Саранск). Участие в форуме приняли представители более 50 регионов России, а также представители международного сообщества.

Основные дискуссии земельного форума в этом году были посвящены рассмотрению следующих вопросов:

  • наполнение национальной системы пространственных данных полными и точными сведениями;
  • комплексное развитие территорий;
  • вовлечение объектов недвижимости в экономический оборот;
  • эффективная цифровизация при управлении имуществом и земельными ресурсами.

В рамках форума проведена секция «Управление земельными и имущественными ресурсами. Цифровизация. Современные вызовы», в ходе которой участники обсудили в том числе тренды цифровой трансформации процессов управления земельно-имущественными отношениями на региональном уровне.

Специалисты БФТ-Холдинга поделились экспертизой и кейсами эффективных решений в части централизации управления имуществом региона, использования возможностей информационных систем для представления информации в рамах оказания госуслуг и др.

Отдельный блок был посвящен рассмотрению преимуществ, которые обеспечивает использование технологий искусственного интеллекта в процессе управления имуществом.

Детальное описание соответствующих возможностей и кейсов приведено в соответствующей презентации.

Источник публикации:
Официальная страница форума


Вопросы импортозамещения будут рассмотрены в рамках выставки «Технопром-2025» (27-28.08.2025, г. Новосибирск)

В августе т.г. запланировано проведение практической конференции, посвященной внедрению российских программных решений в промышленности и КИИ на тему «Отечественный софт: путь к технологическому лидерству» (27-28.08.2025, г. Новосибирск).

Мероприятие станет главным событием в цифровом блоке XII Международного форума технологического развития «Технопром-2025» (г. Новосибирск), в рамках которого пройдет дискуссия разработчиков тиражируемого ПО и представителей промышленных предприятий.

Тема пленарного заседания конференции – «Цифровизация-2030: на пути к полному импортозамещению или к конкуренции с зарубежными вендорами». В числе рассматриваемых вопросов:

  • изменение функциональности отечественных ИТ-решений за последние 3 года;
  • возможности обеспечения интеграции и совместимости прикладного, системного ПО и оборудования;
  • перспективы, сроки и возможные сферы возвращения зарубежных ИТ-продуктов;
  • уровень устойчивости крупного бизнеса и госсектора в выборе ПО;
  • примеры российских решений, которые могут быть эффективно использованы для миграции с зарубежного ПО и др.

К участию в конференции приглашены главы Минцифры России и Минпромторга России, топ-менеджеры ИТ-компаний – членов АРПП «Отечественный софт», ИТ-директора и руководители по цифровой трансформации крупнейших предприятий, представители ИТ-департаментов ФОИВ и др.

Специалисты БФТ-Холдинга примут участие в работе круглого стола «Российское программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов» (27.08.2025).

В период с 27 по 29.08.2025 в рамках выставочной программы «Технопром-2025» будет представлена объединенная экспозиция ИТ-решений.

Программа конференции размещена здесь

Пройти регистрацию можно здесь

Источник публикации:
Официальная страница форума

Свежий контент раз
в неделю
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам письма
с новыми публикациями